Не такой, как все: как при помощи дизайна убедить клиентов выбрать ваш бренд среди конкурентов?

дизайн — не искусство

В общем понимании дизайн является объединением формы и визуальной привлекательности. Несмотря на то, что дизайн работает с различными элементами, такими как цвет, форма и текстура, он не является искусством в привычном представлении. Фундаментальное различие между ними сводится к наличию функции или цели. Каждый дизайнерский продукт служит определенной цели бизнеса, но произведение искусства не содержит таких ограничений.

Это означает, что по сути минималистичный дизайн должен быть чисто функциональным, избавленным от экспрессии, эмоций и ненужных элементов.

Один из самых известных принципов в мире дизайна принадлежит американскому архитектору Луису Х. Салливану, «отцу небоскребов»:

Форма всегда следует за функцией — и это закон.

Принципы искусства и дизайна, основанные на чистых, простых формах и функциональности, продолжительное время влияли на тенденции.

Сейчас мы проводим большую часть своего времени в смартфонах, планшетах и ноутбуках, которые с каждым годом становятся все меньше и тоньше, читаемость и оптимизация функциональности больше не являются желанными бонусами — абсолютные потребности. Минималистичный дизайн привносит ясность и прямолинейность, которые ищут пользователи, это помогает брендам выделиться среди конкурентов. По мере того, как внимание потребителя становится меньше и короче, чтобы выделиться, пришло время смягчения и упрощения дизайнерских решений.

Некоторые убеждены в обратном, что чем больше элементов в дизайне, тем выше его уникальность. Логично думать, что чем сложнее конструкция, тем она умнее или сложнее. Не будем попадаться в эту ловушку. Ограничения минимализма можно рассматривать как большее пространство для творчества в дизайне.

01

Сложность ограничивает возможности

Сложный дизайн не дает дышать

Вы когда-нибудь заходили в комнату, загроможденную кучей вещей? Наверняка вы испытывали дискомфорт, потому что не могли свободно передвигаться. Это также визуально утомляет. Глаза постоянно перемещаются по помещению, и все теряет свою значимость, ведь ничего не выделяется.

В то время, когда различные визуальные эффекты соревнуются между собой, чтобы привлечь наше внимание, возвращение графического тренда, основанного на принципе «меньше — значит больше», представляет собой долгожданное дыхание свежего воздуха. Для обывателя минимализм может показаться достаточно простым, но в действительности его основой является требование уверенности и контроля, которые формируют безупречный и чистый дизайн.

Сложный дизайн хуже запоминается

Хотя минимализм не затмил множество других тенденций, он, безусловно, оставляет свой след. Простота запоминается легче, чем сложность. Минимализм продает сам себя. Вспомните такие бренды как Apple, Dior, Chanel, HP. Эти компании создали визуальную идентичность в соответствии с простотой и изысканностью, за которые они выступают, создавая чистые и элегантные продукты, сайты, полиграфические материалы. Их простота способна вместить в себя содержание не только целых книг, но и целых образов жизни. Последователи таких брендов во всем мире испытывают эмоции, когда видят знакомый символ, потому что в нем заключены истории, которыми они дорожат.

Простота — это тенденция, которая никогда не выходит из моды, она делает ее привлекательной как для брендов, так и для их потребителей. Минимализм остается вне времени и легко обновляется, когда это необходимо. Это представляет собой прочную основу для долгосрочной согласованности и узнаваемости фирменного стиля на рынке.

Сложный дизайн менее убедителен

Простота играет решающую роль в управлении вниманием наблюдателя и понимании им продукта. Чем меньше элементов в смеси, тем больше шансов достичь обе цели. Приятный, но в то же время функциональный дизайнерский продукт всегда должен быть как эстетически привлекательным, так и простым в использовании.

Когда вы имеете дело всего с несколькими элементами, каждый из них несет большую значимость. Возможно, у вашего товара или услуги есть множество преимуществ. Но минимализм требует, чтобы вы выбрали самые главные из них, эффективно их продемонстрировали. Это проясняет и фокусирует ваш дизайн, повышая его убедительность. Самое важное правило, которое следует принять, — это осознанность. Вам следует выбирать элементы с максимальным вниманием.

проект petmatters antongolev.com

02

Функция транслирует цель. Форма воплощает привлекательность.

Принцип преобладания функции над формой имеет идеальный смысл. Его логика безупречна: на то, как что-то выглядит, должна влиять его цель. Стул не может стоять на двух тонких ножках, а проектирование красивого сайта, который не загружается должным образом — далеко не хорошо выполненная работа.

Однако изготовление цельного стула или работающего сайта не является концом маршрута. Наоборот, это только начало. Мы можем с уверенностью ожидать, что продукт, который хорошо служит своей цели, будет работать также эффективно и долго, как более красивый его конкурент. Тем не менее именно визуальная привлекательность определяет, выделит ли потребитель этот бренд среди других доступных продуктов с той же функцией.

Для другого великого архитектора, основоположника принципа свободной планировки, Фрэнка Ллойд Райта функция и форма были одинаково важны и по сути своей согласованы: "Форма следует за функцией" — это всего лишь догма, пока вы не осознаете высшую истину, что форма и функция едины".

Это можно легко заметить и в нашей повседневной жизни. Мы любим вещи, которые хорошо выглядят — настолько, что мы часто способны жаждать чего-то привлекательного, что нам даже не нужно. Создание продуктов только для удовлетворения функциональных требований без внешней привлекательности не сделает их конкурентоспособными. Потребители подняли планку, способствуя развитию современного дизайна, который мы знаем сегодня.

UX

Форма и функция на службе пользовательского опыта

Проектирование с учетом функциональных и эстетических критериев всегда было сложной задачей, но с наступлением 21-го века ситуация стала еще более требовательной. Дизайнеры всего мира начали активно изучать форму как способ коммуникации, способный передать эмоции через привлекательность.

Чем шире понимание человеческого опыта, тем лучше у нас будет дизайн

Стив Джобс, 1996

Это утверждение актуально и сегодня. Графический дизайн, например, особенно после внедрения концепций UI/UX, теперь фокусируется на человеческом опыте больше, чем когда-либо прежде. Это не просто мимолетная тенденция — пользовательский опыт стал мощной, неотъемлемой функцией, которой должны следовать все продукты дизайна.

"Форма следует за функцией" по-прежнему актуальна, но в новом, более широком значении. Главный вопрос, который побуждает дизайнеров к поиску подходящих форм, больше не звучит как "Что это делает?". Теперь это: "Что он транслирует?".

Новая парадигма: Форма следует за вовлеченностью

В эпоху, когда пользовательский опыт предписывает формы и придает новое измерение каждой конкретной функции, которую может выполнять дизайнерский продукт, передача сообщений, вызывание эмоций и вовлечение становятся обязательными задачами целенаправленного графического дизайна.

Несмотря на коллективное стремление, вовлечение пользователей — наиболее труднодостижимая цель дизайнера. Создание форм, которые передают истории и вызывают желаемые реакции, — это процесс, требующий мастерства, терпения, опыта и гибкости.

Именно поэтому хороший дизайн не всегда заметен и просто работает. Он всегда связан с коммуникацией в той же степени, что и с привлекательностью. Функция влияет на форму, а форма следует за тем, что заставляет человека чувствовать, реагировать и участвовать.

0
1 комментарий
Оксана Колесник

Мне понравился подход к определению дизайна и минимализма, как его направления. Согласна, что в погоне за исправной работой продукта многие забывают о том, как будет этот продукт выделяться на полках, и как потребитель будет взаимодействовать с ним. Статья помогла посмотреть на минимализм не только как на что-то "простое".

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда