{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Лили на Бали: из госзакупщицы в SMM-щицы

Некоторым это знакомо: поступаете в институт, в который не очень хотели. Затем идете на работу по профессии, которую получили. Работаете, и через несколько лет признаетесь себе: как же мне скучно.

Моей приятельнице из Уфы Лиле это знакомо. Эта история про то, что началось потом: Лиля искала свое место и превращалась из профи по госзакупкам в профи по социальной-сети-которую-нельзя-называть (далее сокр. сскнн).

Лиля. Фото: Сидони Куэдэль.

ИТАЛИЯ

Мы познакомились с Лилей в деревне на юге Италии, куда обе поехали по волонтерской программе. Мы, волонтеры, жили в лесу, строили из дерева детскую площадку, ну как строили, с дисциплиной в проекте было так себе, в основном мы ели много спагетти, гуляли по лесу, у озера, ездили в города неподалеку. Иногда у организаторов наступали приступы трудоголизма, и мы мно-о-ого работали: на убой с утра и до позднего вечера, так, что в конце дня казалось, что надорвали себе спину, сил таскать бревна уже не было, хотелось только валяться на земле.

В чем Лиля была идеальным подельником: поваляться на земле, кататься в тележке, танцевать под любые ритмичные звуки, отправиться ночью через лес на озеро, смотреть одним ночью самую страшную серию нового «Твин Пикса» в темном зале с прозрачными стенами, за которыми лес и ухают совы. Лиля легка на подъем, всегда готова поддержать затею.

Какой помню Лилю. Где бы мы ни были, - на море, на живописном водохранилище, пили вечером в лесу домашнее вино или слушали сов: Лиле постоянно звонили из Уфы с работы и задавали кучу вопросов про госзакупки, законы, проблемы с заказчиками, договоры. Лиля в телефонных разговорах произносила страшные слова:

Сорок четыре-фэ-зэ!

Двести двадцать три-фэ-зэ!

Лиля висела на телефоне и подробно объясняла коллегам, что им делать, пока она месяц в отпуске. Реагировала на звонки спокойно. Мы спрашивали Лилю: ты любишь свою работу? Она отвечала, что это работа как работа. Говорила, что хотела бы заниматься творческим делом. Но ни на что не жаловалась. Лиля как-то заметила, что по жизни хотела бы просто прикалываться.

ЛЁГКИЙ ЧЕЛОВЕК

Несмотря на назойливых коллег, всему, что происходило в итальянских лесах, Лиля радовалась. Вообще производила впечатление человека легкого и незлопамятного. Лиля говорит, что не знает, что такое плохое настроение.

Например, большинство наших волонтеров были из испаноговорящих стран: из Мексики и Испании и почти не знали английского языка, хотя это был язык лагеря. Так что много важных вопросов, которые касались всех: куда поедем, план на день, - ребята часто, не задумываясь, что мы с Лилей не знаем испанского, решали на испанском. То есть без нас. Я из-за этого на них злилась. А Лиле это, конечно, не сильно нравилось, но она только посмеивалась и подтрунивала над ними, не принимая это на личный счет.

Наша испаноязычная волонтерская команда.

Или после проекта в Лилю слегка влюбился один из организаторов. После Лилиного отъезда он писал ей в другой-сети-которую-нельзя-называть (далее сокр. дскнн) простыни любовных признаний, переведенных в гугл-переводчике, так как он знал только итальянский. Лиля в этом заинтересована не была, и такому эффекту удивилась, но не пришибла итальянца резким отказом, его симпатии не оскорбила, а потихоньку притушила пыл. И они остались друзьями в дскнн.

После волонтерской программы мы с Лилей подписались друг на друга, и на протяжении двух лет я наблюдала, как Лиля медленно перестраивала свою жизнь.

ЗАКУПКИ

Лиля говорит, что вообше по жизни понятия не имела, кем хочет быть. И не знала, что можно иметь творческую профессию:

Я такого не видела. Как-то всегда так было, я гримасу скорчила, станцевала – друзьям нравится. Но не думала, что это можно использовать. Любила юмор, но не проецировала его на себя.

Жалею, что не играла в КВН, когда могла. Со сцены рот не открывала. Пропустила пласт навыков, через который многие проходили.

После универа Лиля 8 лет проработала в закупках, говорит, что это было, как в тумане. В чем заключалась работа:

Я – поставщик, и через систему госзакупок искала покупателей. Госзакупки делаются по законам. Они нужны для прозрачной растраты государственного бюджета. Мы работали со всякими нефтеперерабатывающими заводами, продавали спецодежду.

МЕТАМОРФОЗА

Через полтора года после Италии, в 2018 году Лиля уволилась. Процесс пунктиром разворачивался в сскнн.

Вот Лиля делает на своей странице первые ролики, вот Лиля смешно танцует дома на фоне пораженного кота, вот она танцует прямо на работе под дневным освещением среди офисных стульев, а вот подписывает заявление об увольнении.

Дальше постепенно пошли фотосессии и ролики воздушных шаров, туристической фирмы и обувной химчистки. Ролики забавные, видно, что людям весело, пока они их снимают. В этих роликах Лиля и компания раскручивают последние тренды. Например, мастера химчистки, как в популярном челлендже из сети, с разворота ноги откручивают крышку с бутылки с химикатами. Или вышел новый «Король Лев», и Лиля и ребята переосмысляют сюжет мультфильма для химчистки; мастера за столами – это обитатели джунглей, где есть свой Симба (Лиля), которого мажут красной краской по лбу, приподнимают и показывают ему владения: столы с химикатами и грязную обувь.

КРАДИ КАК ХУДОЖНИК

Лиля рассказывает:

В сскнн всё завертелось с покупки айфона. Знакомая девчонка снимала приколы, и я решила, че, тоже надо поснимать. Снимала, выкладывала себе в сскнн, тогда это было еще не поголовно.

Это был 2017 год.

До Италии начала учить английский, смотрела разные ролики на английском, и наткнулась на Лайзу Коши, комикэссу. У нее очень крутые ролики. Это моя любовь номер один. Ну в общем, украла у нее идеи и переделала на свой татаро-русский манер.

Лиля делает аппликацию, рисует и фотографирует.

Еще Лиля оформила посты в сскнн. Фотки на странице стали из квадратных круглыми, а из круга вылезали части тела: нога, туловище или кусок интерьера. Это Лиля «своровала» у одной американской блогерки:

В айфоне начала тыкаться, вырезала фотки, о, ни фига, тоже буду так делать.

Лиля хихикает:

Кради как художник. Я не чувствую в себе особого таланта. Есть много ребят, которые думают лучше, пишут лучше. Я не уникальна. Таких, как я, целый пласт.

ЛИЛЯ НА БАЛИ

На работе начался период, когда Лиля стала тухнуть, чувствовала, что пора уходить. Как раз приближалось время отпуска.

Фото: Сидони Куэдэль.

Слетала на Бали.

Для Лили Бали давно был мечтой, у нее даже сскнн так именовалась: «Лили на Бали».

Вернулась и поняла – всё, надо менять работу, надо что-то делать. В офисе за стенкой сидел коллега Стас. Я пожаловалась ему, что хочу другую работу. А он говорит: «О, у меня жена как раз ищет себе личного помощника. У нее бизнес – нижнее белье для кормящих мам и беременных. Сходи, пообщайся». Жена Стаса посмотрела мою сскнн. Ей понравилось, и она предложила вести ее рабочий аккаунт. Я сделала 5 пробных текстов. И начала у нее работать.

Тогда Лиля и написала заявление об увольнении и стала заниматься страницей нижнего белья. Написала об этом пост:

Одной ногой вышла из системы закупок, вторая волочится.

На новом месте Лиля и еще два коллеги работали тоже из офиса. Лиля вела сскнн магазина и была личным помощником, выполняла заказы типа: отвезти-принести. Так Лиля продержалась недолго. Проработав 3 месяца, уходит, а затем и офис нижнего белья закрывается. Но их страница остается за Лилей. И в это время она ведет еще два аккаунта. Один из них – небольшая обувная химчистка бывшего коллеги Вадима, который в свободное время реставрирует обувь у себя дома. Их страницу Лиля ведет «по фану», 2-3 поста в неделю.

ОТЧАЯНИЕ

Месяц Лиля просидела без работы:

И тут я отчаялась. Моя подруга снова позвала меня в эти чертовы закупки. Только теперь я работала со стороны заказчика. Детские поликлиники, бюджетники. Всё очень по закону. Не ту кнопку нажал – всё, трындец. Штрафы всякие. Ты постоянно в страхе. Боишься, как бы не написать лишнее слово. Самая ужасная работа, которая у меня была. Я была в постоянном прессинге. Когда пришла, никакого опыта в таких закупках не было, пришлось многому учиться. Продержалась там до чудесного мая, когда моя химчистка расцвела…

РАСЦВЕТ ХИМЧИСТКИ

Обувная химчистка, страницу которой ведет Лиля – ее любимчики.

Это бизнес бывшего коллеги Вадима, до мая худо-бедно вела их сскнн. У химчистки дело пошло в мае, появился инвестор, вложили бобосики, и я уволилась из закупок.

В июне у Лили появились еще одни клиенты, воздушные шарики в Уфе. А в химчистке Лиля поначалу была администратором в офисе: бизнес в зачатке, людей не хватало. Потом заявила, что всё, хватит, ищите админа, всё вместе не вывожу:

Штат стал ширеть, быстро масштабировались.

Лиля проводит много времени в химчистке. Здесь чинят всё из натуральной кожи, даже сумки и куртки. На чистку приносят разное: замшевые сапоги полностью в зеленой плесени, которые стоят колом, потому что полежали на балконе; «Ниндзя» с двумя пальцами, старомодную обувь, ботинки за 100 тыщ. Иногда приносят очень грязные ботинки, прямо с ошметками грязи. Однажды на кроссовках грязь застыла так, что мастера чистили кроссы в четыре руки с парогенератором.

И всё это отличный материал для сскнн, Лиля делает забавные видосы про то, как кремить обувь и ролики про «Четыре не надо»: что не нужно делать с кроссовками, если хотите, чтобы они служили долго. В роликах Лиля накладывает смешные песни, кривляется, утрирует эмоции, при монтаже карикатурно увеличивает лица. Снимает видео про будни ремонтников, переодевает коллег и разыгрывает сцены на злобу дня: например, клиенты химчистки частенько забывают забрать обувь вовремя, поэтому в мастерской стремительно заканчивается место. И вот Лиля надевает на коллегу белокурый парик и снимает видос, как он спустя десять лет требует свои босоножки.

То Лиля как персонаж игры «GTA» в парике идет широко расставленными ногами в обувную химчистку, в руке у нее пара туфель, она ставит ноги ромбом, следует в подъезд, затем упирается в стену, продолжает в неё идти, потом отпрыгивает в сторону, заходит в дверь, лицо невозмутимое, на фоне звучат дудочки – музыка из игры, на экране значки как в GTA, а когда Лиля наконец доносит туфли до прилавка, на экране появляется надпись:

Mission passed. Respect.

Чем сейчас занимается Лиля: ведёт аккаунты восьми проектов. В том числе аккаунт про туризм и один личный блог. Но основных четыре: обувная химчистка, воздушные шарики, косметика и маникюрный салон.

ХОЧУ ТАКЖЕ

Иногда заказы появляются через старых друзей, через сарафанку. Иногда через сскнн. Люди, которые подписаны на химчистку, спрашивают: кто вам ведет страницу? Недавно был случай, мужчина пишет:

Задолбала ваша реклама, каждый день вижу. Кто ваш таргетолог?! Хочу также.

Лиля говорит:

Я отдала этот заказ подруге, у самой нет времени, сейчас набрала проектов под завязку. Если только кто-то отвалится…

КАРТИНКА ЗАШЛА

Спрашиваю, бывают ли странные заказы:

Странные не заказывают. Может быть наоборот, люди мне нормальное заказывают, а я напишу странно. Но я не зашкварю. Знаю, кому чего надо.

Маникюрный салон и уходовая косметика у Лили появились недавно:

Каждый новый проект – испытание, ты не знаешь рынок, какая аудитория, что зайдет… О, эта картинка зашла. Штампуем подобное. Иногда что-то придумаешь, креатив бьет ключом, а публике не заходит. Снял, например, целый видос – и не нравится. А простая картинка с текстом заходит.

Лиля делится, как обстоят дела с личной страницей:

Ой я теперь такой пользователь сскнн – посредственный. Сама на своей странице ниче не делаю. Людей уже ничем не удивить, лайки не ставят, мало! Иногда так старался, так старался, а реакции пр-пр-прпрпру.

Лиля губами делает пропеллер.

Не ставят лайки, культура потребления, ага. Что, люди зажрались!

Лиля смеется.И добавляет:

ССКНН развивается. Борешься, чтобы человек хоть на секунду остановился на твоем аккаунте. Хоть чем-то зацепить.

Спрашиваю, бывает ли у Лили кризис идей:

Бывает, что ничего не могу придумать. Тогда просто делаю, а там если получится что-то эдакое, хорошо, получилось эдакое. Нет – тогда делаю работу. Обычно это ассоциативный ряд, цепляешься и разматываешь. Посидишь-посидишь и придумаешь.

ЧТО ГОВОРЯТ БЛИЗКИЕ

Лиля рассказывает, как к смене профессии отнеслись друзья и что сказали родители:

Друзьям все равно – делай, че хочешь. Родители не знают.

Пауза. Лиля молчит и улыбается.

Я пропустила тот момент, когда надо было рассказать. Они у меня не поймут, им нравится думать, что я работаю на детскую поликлинику. Они у меня старенькие и не особо знают, что это такое. Мама знает «Одноклассники». «Родители, я занимаюсь маркетингом в интернете», - может, скажу при случае.

МЕДЛЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

Говорю Лиле, что у нее как-то по-восточному, медленно получилось перестроить свою жизнь.

Фото: Сидони Куэдэль.

Да, правда. И получилось так, как я хотела. Что себе задумывала, к тому и пришла. Не умела ничего из маркетинга, рекламы не знаю, хорошо писать не умею. И тут у Стаса жена подворачивается. Вот тебе маленький шанс – берешься. Но я же в один момент отчаялась, вернулась в закупки.

И в момент отчаяния продолжила вести три страницы. Не бросила свое увлечение сскнн. Это не резкие перемены – бац, и ты не офисный клерк, а поп-дива! Перемены, может быть, незаметные посторонним и необходимые тебе.

Ладно, надо мне еще поработать.

Прощается Лиля.

Посты лучше в первую половину дня выкладывать, еще успеваю!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда