{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Кухня промдизайна #2: сколько нужно прототипов для приличного прибора. Домофон «Спутник»

Продолжаем срыв покровов, который мы начали в прошлой публикации: показываем кухню промышленных дизайнеров. Сегодня — о том, сколько нужно прототипов, чтобы прибор не получился сырым, — на примере.

Формлаб

Что будет: доработка дизайна, создание конструкции, изготовление прототипов, поиск и организация производителей «серии», переработка конструкции под разные технологии производства.

Доделаем и передоделаем

Задание: разработать корпус видеодомофона по уже готовым эскизам. Эскизы рисовали в студии Артемия Лебедева, там же сделали макет, а вот разрабатывать конструкцию и адаптировать её под «серию» клиент пришёл к нам (да, мы регулярно доделываем проекты за другими студиями и бюро).

Концепт выглядел так:

Концепт-дизайн домофона "Спутник"

Исходные эскизы — вот:

Состав конструкции вызывной панели домофона — алюминиевый корпус на защёлках с металлической же лицевой пластиной из шлифованной нержавейки; металлические кнопки с силиконовой мембраной с подсветкой, видеокамера с защитным стеклом, NFC и Em-marine считыватель ключа, микрофон, динамик. Защита конструкции от внешних механических воздействий — IK8, пыле- и влагозащита — IP64.

Задача более конкретно: надо довести корпус до ума, переместив на нем кнопки и пластик под камеру + добавить пластик под NFC. Конструкция разрабатывается под литьё алюминия (корпус) и штамповку металла (для металлических кнопок), литьё пластика под давлением (для задней крышки), термоформовку силикона (для клавиатуры), лазерную резку (для лицевой декоративной панели). Разве что экструзии не было :).

Приступаем к анализу того, что есть. Прежде всего сравниваем доставшуюся нам модель с векторным изображением.

Формлаб

Попробуем исправить расположение кнопок на корпусе:

Слева — исходный вариант, справа — предложенный нами Формлаб

Задачи кардинальной смены дизайна перед нами не стоит, но это же не мешает сделать собственные варианты на основе выданного базового?

Формлаб

Сделали. Убедились, что смены дизайна не будет: заказчик за полгода уже привык к тому, что нарисовали, и расставаться с нарисованным не желает. Наши варианты для него слишком радикальны. И вот то, что получилось в итоге:

Формлаб
Формлаб

Но /родину не выбирают/ тут моделлер заканчивает работу, исправив кнопки и подогнав всё внутреннее наполнение под эскиз. Теперь срочно нужно несколько десятков корпусов.

Руководитель проекта — конструктору: «Вопрос из бронхов — есть ли шансы к 00.00.00 клиенту отдать (сам заберет в Китае) 50 комплектов корпусов? Корпус — алюминий с задней пластиковой крышкой. Всё под серию».

Конструктор /оптимистично/: «Скорее всего, не успеем».

Руководитель: «А если ориентироваться на то, что надо 50 штук хоть как, а конструкцию делать параллельно?»

Конструктор: «Я не понимаю, что такое «хоть как». Реальные сроки — что-то типа: месяц на проектирование, два — на формы, месяц на доводку и доставку, месяц на тупняки и проволочки».

Руководитель: «Хоть как» — это без проработки конструкции. Условно — макеты (прототипы). Фрезеровкой. Как сейчас в модели. И параллельно заниматься конструкцией».

Конструктор: «Чтобы сделать прототип, нужно разработать его конструкцию. Я могу сделать сначала конструкцию на 50 штук под фрезеровку. После этого делать новую конструкцию под серию. При таком раскладе к 00.00.00 можно успеть».

Формлаб

Модели электроники уже есть, измениться ничего не должно (истерический смех за кадром). Но меняется тираж для прототипа: сначала заказчик делает конструкцию под фрезеровку для производства — 5 штук, а потом должна быть переработка конструкции «под серию» под литьё под давлением. Модель домофона уходит на согласование:

Формлаб

Конструктор выкатывает список вопросов в формате «рулон» и требует рендеров для понимания цветов и фактур. Одновременно вырисовываются проблемы — динамику нужны отверстия для звучания, но через них гадские дети могут напихать спичек вандалы могут повредить этот самый динамик. Да и вода через эти отверстия не должна попасть внутрь. В ТЗ описывался вариант с металлической сеткой — закрыть ею изнутри динамик. Решение логичное, но сложное в плане сборки на «серии».

Продолжаем пока без сетки. Одновременно разрабатываем шрифт для кнопок. Абы какой не годится, нужен такой, который учитывает технологию производства — вырубку: очертания символов должны состоять из отдельных элементов.

Формлаб

Тем временем приезжают камеры с волшебным названием Dahua.

Формлаб

И ещё несколько штук других: поставки камеры, указанной в спецификации, задерживались, поэтому пришлось оперативно подбирать замену. Разобрали камеры, достали оптику и модули камеры, замоделили их по образцам и пробовали втиснуть в домофон. Одна уместилась нормально.

Перед прототипированием модель уходит разработчикам дизайна. Они корректируют цвета гравировки и комментируют:

Недолго гадаем, что здесь значит слово «бленд»; судя по всему, имеется в виду кривизна изгиба. С «неквадратными» кнопками, которые должны быть квадратными, сложнее: в начале разработки нам прислали векторный файл именно с такими размерами, которые сейчас в модели. Если сейчас их «квадратить», то придётся уменьшать размер.

Нанесение надписей тоже не будет таким, как в «серии»: договорились на печать шелкографией. Серийная технология — штамповка с вырубкой и последующая заливка пластиком.

Чертежи отправляются заказчику (изготавливать прототипы он будет сам у наших партнёров. Да, так тоже можно), а уже от него — в Китай.

Формлаб

Изготовлено:

Формлаб

Случилось так, что китайцы сделали корпус не по самой «свежей» модели, а по той, по которой мы делали оценку. Причины до сих пор неизвестны (скорее всего, канун китайских новогодних праздников сказался). А нам, между прочим, предстоит сборка этого прототипа.

Руководитель проекта: «Вопрос в чем — влезет ли электроника из последней модели в ту, которую оценивали?»

Конструктор: «Влезть не должна. Но, может быть, можно её допилить. Если не допилить, то не соберётся».

А тут ещё и выяснилось, что кнопки залипают.

Испытания прототипа показывают, что звук — оно самое. То есть в домофон ничего не слышно. Стали разбираться, почему.

Оказалось, что при проектировании и динамик, и микрофон жёстко закрепили на корпус. В итоге динамик через корпус наводил помехи на микрофон, и разговаривать нормально было невозможно. Решение: микрофон установили через резиновый демпфер, проблема наводок исчезла.

Второй прототип

Первая версия конструкции рассчитывалась исходя из технологии литья алюминия. И прототипы тоже фрезеровали из алюминия.

Сделали. Начали считать экономику для «серии». Тут-то и выяснилось, что по сравнению с пластиком стоимость корпуса из алюминия будет в три раза дороже. Решили технологию менять, потому что переделка под пластик не грозила ни потерей полезных свойств корпуса, ни потерей качества.

Поэтому следующая итерация — переработка конструкции под литьё полиуретана в силиконовые формы. Почему в силикон? Потому что эта технология позволяет быстро запустить продукт и протестировать его «вживую», чтобы понять, есть ли проблемы по корпусу, электронике, удобству использования и пр., — и все косяки в следующей итерации исправить. И при этом не вкладываться в дорогие стальные формы.

Делаем всё с учётом того, что с электроникой стопроцентного понимания пока нет; габариты каких-то элементов запросто могут измениться (например, контактный считыватель ключей уже планируется заменить другим). Но дизайн вызывной панели остается без изменений.

Вызывная панель осталась той же самой, что и в первой версии Формлаб

И прототип, это — обязательно! Но в какие сроки мы всё это сможем сделать?

Конструктору виднее.

Конструктор: «Ну, надо понимать, что тут всё будет новое. Допустим, месяц на разработку с дизайном. Три недели на первый прототип. Недели две-три на корректировку. Скорее всего, сделаем еще один прототип. Это ещё месяц до готовности к серии».

Рендеры, сделанные перед заказом второго прототипа:

Формлаб
Формлаб

Кнопки и мембраны заказываем отдельно, а всего прототипов второго поколения будет три. И тут от заказчика поступает распоряжение сразу искать исполнителей для изготовления тестовой партии литьём в силиконовые формы.

Ну, мало ли какие ситуации бывают. Выбираем изготовителя из числа наших проверенных подрядчиков. Прототип номер два:

Третий прототип

Возвращаемся к проекту. Переделываем конструкцию под производство методом литья пластика под давлением. Тиражи предполагаются больше, чем пара-другая сотен (ведь продажи домофона уже идут), и силиконовые формы с ними уже не справятся.

В дополнение заказчик подобрал новую начинку для корпуса. Надо проверить, всё ли умещается. А потом ещё и внести изменения в заднюю крышку корпуса, потому что выходы изменились: для подключения домофона ставим клеммную колодку вместо контактной группы — так будет удобнее.

Продолжаем работу над звуком: в предыдущих версиях мембрана динамика была расположена у передней стенки, а отверстия для звука — внизу. Чтобы звук не уходил в стену, динамик поместили в оболочку — получилась такая звуковая камера (как в мобильниках). И видеокамера тоже будет другой, под неё надо изменить крепление.

Третий прототип:

Формлаб

Возвращение к металлу

А вот и четвёртая итерация домофона! К моменту начала разработки «Домофон v.4» клиент уже вовсю продаёт устройство и постоянно его допиливает — как по корпусу, так и по начинке. Меняются подрядчики, меняются технологии производства; проект живёт, заказчик развивается и зарабатывает. И мы вместе с ним. Все счастливы.

Теперь весь корпус будет металлическим — из силумина. Встречаем изменения в начинке и дизайне — отверстия для выхода звука всё же переехали поближе к динамику, на лицевую панель.

Прототип на этот раз не делали, потому что работы пришлось свернуть, а КД отложить про запас: внезапно домофон решили оснастить дисплеем!

Пятая и шестая версии

Вот обновлённый прибор, пятая версия. Здесь уже можно немного изменить дизайн (чем мы и воспользовались). Это прототип домофона (его серийное производство уже запускают; не за горами и шестая версия, тоже рестайлинговая, но без дисплея):

Формлаб

Рендеры:

Формлаб

И фото — с окрашенной вызывной панелью:

Формлаб

Итоги экскурсии для тех, кто дочитал

Вы только что посмотрели на:

  • прекрасную иллюстрацию того, что одного прототипа для выпуска хорошего прибора будет явно недостаточно — как только у вас в проекте требуются хоть какие-то физические свойства (звук, радиопрозрачность, гибкость, деформации, герметичность) нельзя рассчитывать на одну итерацию прототипирования, надо закладывать их несколько и в бюджет, и в сроки проекта. И, конечно, при любых изменениях в конструкции надо «прототипироваться» заново;
  • обычную разработку, когда электроника или технология производства меняются буквально на лету. Это нормально — нужно всегда быть к такому готовым.

Если уж зашла речь о прототипах, то на следующей экскурсии расскажем о том, что нужно сделать, чтобы добраться от идеи до прототипа всего за пару месяцев.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда