{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как оценить IPO, чтобы заработать больше всех

Сегодня подробно объясним, какие факторы мы учитываем при принятии решения об участии в первичном размещении той или иной компании.

Модель оценки IPO подразумевает оценку компании, выходящей на IPO по 5 наиболее важным параметрам. По каждому параметру проставляются баллы (от 1 до 10 баллов-звезд). В итоге компания может набрать до 50 баллов.

Оценка проводится по следующим параметрам:

  • Продукт компании и перспектива рынка
  • Финансовые показатели
  • Положение компании среди конкурентов
  • Управление средствами IPO и менеджмент
  • Информация об IPO, ситуации на рынке, участие фондов

Теперь обо всем по порядку:

1. Продукт компании и перспектива рынка.

Оценивается востребованность и актуальность продукта компании в период проведения размещения, количество упоминаний компании в сети.

Сегодня актуальными продуктами являются ИТ разработки и решения, медицинские услуги и фармацевтические товары, продукты, связанные с электроэнергетикой (электроавтомобили, солнечные и ветряные электростанции, и т.д.

Стоит понимать, что рынок постоянно меняется, и предпочтения инвесторов переходят от одной отрасли к другой. Соответственно, и этот параметр будет меняться со временем.

Важно также оценить перспективы рынка, на котором оперирует компания. Логично, что не стоит инвестировать в устаревшие методы производства и умирающие отрасли. Величина рынка - это довольно примерная величина, которой нельзя дать точной оценки. Тем не менее, обычно можно четко определить, будет ли рынок расти в будущем, и что на этот рост повлияет.

Если рынок широкий, а выручка быстро растет (то есть бизнес компании является быстро масштабируемым), то акции также могут быстро вырасти в цене.

Но бывает и так, что при выходе на IPO андеррайтеры сразу оценивают компанию по величине близкой к величине адресного рынка, то есть к доле рынка, на которую ориентирован продукт. Конечно, в таком случае компании некуда расти.

Мы считаем, что наилучшим показателем является рынок, более, чем в 100 раз превышающий выручку компании. Наихудшим, соответственно, будет узкий рынок, который не превышает 50 выручек компании.

В оценке итогового балла по данному пункту учитываются все вышеуказанные параметры, а математическая модель высчитывает итоговый балл.

2. Финансовые показатели

В этом пункте мы оцениваем несколько важных финансовых показателей компании, таких как, динамика выручки, прибыльность, долговую нагрузку, показатели эффективности бизнеса.

Наилучшей можно считать компанию, которая показывает рост выручки более 50% два последних года подряд, при снижении расходов на маркетинг.

Расходы на маркетинг важны потому, что есть компании, выручка которых сильно зависит от рекламной кампании. В таких компаниях при снижении расходов на маркетинг сильно страдает выручка. Это может говорить о низком спросе на продукт компании, а потому является сильно негативным фактором. Желательно, чтобы расходы на маркетинг постепенно сокращались.

Также, в оценке данного пункта, оценивается уровень рентабельности по чистой и валовой прибыли. Наилучшим показателем можно считать рентабельность валовой прибыли более 50%, при которой компания еще и получает чистую прибыль. Компании, выходящие на IPO, не часто имеют историю получения чистой прибыли, поэтому ее наличие - это большой плюс.

Финансовая устойчивость компании: в этом отношении IPO можно считать наиболее привлекательным, если у компании нет долгов. Ведь чем выше долг у компании, тем выше риск дефолта. Но это не всегда так, потому что даже при высоком уровне долга, компания может генерить хорошую прибыль. Поэтому оценивается именно показатель Долг/EBITDA, который показывает насколько “легко” компания может платить по своим долгам.

Чем ниже Долг/EBITDA, тем лучше.

Что касается биотех. или медтех. компаний, мы строим DCF модель и оценивать достаточно ли средств для завершения разработок и вывода продукта в рынок, а также вероятность завершения разработок и востребованность продукта.

3. Положение компании среди конкурентов

Оценивается позиция компании по мультипликаторам среди других компаний в отрасли, а также среди конкурентов. То есть насколько мультипликаторы компании выше или ниже средних по отрасли или конкретных конкурентов.

Капитализация оцениваемой компании рассчитывается согласно данным андеррайтеров, таким образом, как количество акций компании, умноженное на среднее значение ценового коридора (ориентировочная цена размещения). Рассматриваются основные мультипликаторы P/S и EV/EBITDA: соотношение капитализации компании к выручке и EBITDA. В редких случаях оценивается P/E (когда компания прибыльная длительное время).

Здесь легко попасться на низкие мультипликаторы - инвесторы, привыкшие искать компании по “недооцененности”, должны помнить, что при оценке IPO такой фактор, как выход компании с дисконтом может свидетельствовать о скрытых проблемах в бизнесе, о которых нам еще не известно. В идеале выбирать компании, мультипликаторы которых сопоставимы с конкурентами, или слегка выше их.

Нужно также учитывать потенциал компании, учитывая темп роста ее финансовых показателей (прежде всего, выручки). Если они показывают высокий рост, то и мультипликаторы компании имеют потенциал к снижению.

В связи с этим стоит также обращать внимание на такой показатель, как соотношение роста выручки рассматриваемой компании и ее конкурентов.

Все вышеперечисленный параметры учитываются в оценке каждого IPO, которое проходит “руки” аналитиков FINDALE.

4. Управление средствами IPO и оценка менеджмента

Важно понимать, кто и как будет распоряжаться средствами, полученными на IPO. Для этого мы оцениваем менеджмент компании, его прошлый опыт, образование и репутацию, а также направление использования средств, полученных в ходе размещения.

Лучше всего размещение можно оценить, если у менеджмента компании есть опыт управления аналогичным бизнесом, его успешной продажи или выхода на IPO, есть профильное образование и нет “дыр” в репутации.

Касаемо распределения средств, в лучшем случае все они будут потрачены на развитие бизнеса, исследования и разработки, или рабочий капитал. Бывают также ситуации, когда деньги направляются на погашение долгов компании, а не ее развитие, что может негативно сказаться на размещении, но не критично.

Негативное влияние может оказать продажа акций действующими акционерами. От этого часть денег размещения идет не на развитие бизнеса, а напрямую “в карман” акционера, не принося никакой пользы компании. Бывают также случаи, когда прямо это не заявляется, но целями использования средств является погашение долгов перед акционерами, выкуп компаний, принадлежащих акционерам, или выплата вознаграждения акционерам (менеджменту) и т.п

5. Показатели размещения, участие фондов

Оценивается размер IPO, уровень спроса институциональных инвесторов, ожидания по аллокации и количество акций в свободном обращении (Flee Float).

Чем ниже прогнозируемая аллокация, тем лучше: низкая аллокация косвенно говорит о высоком спросе, хотя многое зависит от величины размещения. Как правило, при небольших размещениях - $100-200 млн аллокация часто низкая. Однако, нужно учитывать, что даже при высокой аллокации и большом объеме размещения (от $1 млрд) апсайд (рост цены акции в первый день, относительно цены размещения) может быть достаточно высоким. Таким примером являются акции компании Snowflake, которые кратно выросли как в первый день торгов, так и после lock-up периода.

В данном пункте мы также оцениваем текущее положение рынка и склонность инвесторов к риску, от чего могут зависеть результаты первых дней торгов.

Также оценивается наличие крупных инвесторов. Отдельным плюсом можно выделить ситуации, когда о своем участии заявляют крупные инвестиционные фонды. Это повышает привлекательность размещения в разы.

Итоги

При принятии решения, стоит участвовать в IPO или нет, важно принимать во внимание каждый из параметров. То есть, если хотя бы один из параметров набрал всего 1-5 баллов, то это может отрицательно повлиять на решение об участии. Например, если компания по параметру “Финансовые показатели” получает минимальный балл, то высока вероятность пропуска такого IPO или вхождения на минимальную сумму.

Но в целом, чем больше баллов набирает компания, тем выше вероятность успешности IPO. То есть, если компания набирает 50 баллов, то это, наверняка, отличное IPO!

Самое сложное в принятии решения об участии в IPO - это величина входа или распределение денежных средств между IPO.

Здесь к работе подключается мозговой штурм нашей команды. А итоговое решение мы всегда публикуем заранее, до времени окончания приема заявок!

Всем успешной торговли и высоких доходов!

Команда FINDALE.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда