{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Трамп-пам-пам» - 1: проводы 45-го или несостоявшиеся похороны американской демократии

«Трамп-пам-пам» - 1: проводы 45-го или несостоявшиеся похороны американской демократии Борис Житнигор

Мечтательным предвестникам «американской кончины» посвящается…

Этот материал, вероятно, окажется явно не по вкусу безапелляционно убежденным, а тем более - лукавым, политически ангажированным американофобам, столь кровожадно потиравшим руки в ожидании вожделенного – кажущегося таким возможным политико-экономического краха (да любого коллапса – лишь бы - катастрофического!) США в каденцию эксцентричного 45 президента США Дональда Трампа. Они же, так уж повелось, – пристрастно политизированные «русофилы», ностальгирующие поклонники советского социализма и их зарубежные аналоги…

Которые, как ни покажется странным, при прочих равных условиях, не откажутся от возможности ездить на автомобилях Tesla, Jeep, Cadillac. Пользоваться смартфонами iPhone и иной техникой компании Apple. Использовать операционные системы корпорации Microsoft. Общаться с окружающими в Facebook, Twitter, Instagram, LinkedIn и WhatsApp. Отправлять электронные письма через почтовый сервер Gmail. Искать информацию в Google и коротать время за просмотром видеоматериалов в YouTube. Носить одежду Tommy Hilfiger, Calvine Klein, DKNY, Wrangler, Guess, Converse, Under Armour или GAP, а также обувь Alden, Cole Haan, Florsheim, G.H. Bass & Co., Timberland, Ralph Lauren, Carolina либо, к примеру, Chippewa. Совершать модные нынче ежедневные пробежки в спортивных костюмах и кроссовках Nike, Reebok, New Balance, Asics или Fila. Подписывать документы ручкой Parker и отслеживать время по часам Guess, Timex, Fossil или Michael Kors. Летать на самолетах Boeing. Смотреть фильмы производства Walt Disney, Warner Bros., Universal Pictures, Columbia Pictures, Paramount Pictures, а также многочисленные лицензионные или нелегальные ремейки телевизионных ток-шоу, сериалов и оригинальные программы американских производителей. Получать наиболее профессиональные аналитические сведения по информационным каналам Associated Press, Bloomberg, Fox News, CNN, The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal. Наблюдать за высококачественными хоккейными баталиями в НХЛ, баскетбольными сражениями в НБА, лучшими боксерскими и MMA-бойцовскими поединками из США. Потреблять медицинские препараты и аксессуары Pfizer, Johnson & Johnson и Procter & Gamble. Хранить сбережения в долларах, покупать товары на Amazon и Ebay. Отдыхать в Малибу, Майами и на Гавайях. Приобретать образование в университетах США. Получать медицинские услуги в американских клиниках. А также делать еще много, очень много чего с использованием столь ненавистного «американского ресурса» …

Конечно, всем известно, что в США в конвульсивной агонии заканчивается эклектичная и эмоциональная эпоха президента Трампа. Грех не воспользоваться резонансным обстоятельством затянувшейся «трампиниады», чтобы попытаться понять, что же представляет из себя современная Америка. Удивительная и противоречивая, в сочетании своих величия и изъянов, страна, в которой неизменно клокочет жесточайшая конкуренция политических сил, и в тоже время все ключевые партии идеологически одинаково либеральны.

Трамп и популизм

Очень своеобразная личность – артистичный и импульсивный бизнесмен, шоумен и телеведущий Дональд Трамп довольно неожиданно победил на выборах президента США в 2016 году. Его триумф был вроде бы настолько нелогичным для рациональной Америки, что это позволило даже традиционно озлобленно настроенной против США России посчитать Трампа «своим человеком». Как известно, он тогда набрал 306 голосов выборщиков против 232 - отданных за Хиллари Клинтон. Характерно, что, в рамках крайне неординарной избирательной системы США, в ту президентскую кампанию именно Клинтон получила на 2,9 миллионов голосов избирателей больше, чем конкурент, но, тем не менее, проиграла выборы.

Очевидно, что Трамп занял Овальный кабинет на поднимающейся волне глобальной ментальной доминанты популизма, успешно приживающегося практически по всему миру – причем в проявлениях и крайне правового, и левого толка. Тому свидетельства - электоральные симпатии и политические успехи последних лет партий «Движение пяти звёзд» и «Лига Севера» - в Италии, «Подемос» - в Испании, «Национального фронта» Марин Ле Пен, да и «Вперёд, Республика» с «левым просвещенным» популизмом Эмманюэля Макрона - во Франции, консервативной «Право и справедливость» и либеральной «Гражданской платформы» Дональда Туска – в Польше, «СИРИЗА» - в Греции, «Фидес» Виктора Орбана – в Венгрии. Добавим суда же и «Слуг народа» президента Зеленского - в Украине. О развивающихся странах Латинской Америки, Африки и всех постсоветских государствах и говорить не приходится – здесь популизм является безальтернативным мейнстримом политических процессов.

Вот и громкие, смелые, конфликтные и часто - «грубые» по форме своего выражения антиимиграционные, антиглобалистские, антикитайские и многочисленные прочие «анти»-лозунги и высказывания Трампа околдовали многих американцев, поверивших в «политического супергероя» и его простые рецепты «сделать Америку снова великой». И темпераментный любитель авантюр и экстравагантных поступков стал 45 президентом самого влиятельного государства мира.

Как же его правление повлияло на США?

Стресс-тест для американской демократии

Американская демократия, конечно, не без проблем (чего стоит только недавний штурм Капитолия, инициированный «финишной» истерикой лишающегося президентского статуса миллиардера!), но всё же относительно благополучно «пережила» несуразные, а порой и откровенно преступные (на мой взгляд, уходящий глава государства, своей желчной эпопеей отвержения итогов последних президентских выборов, вполне заслужил вердикт об импичменте Палаты представителей от 13 января сего года, который, впрочем, вряд ли будет поддержен «республиканским» Сенатом) выходки непомерно властолюбивого Трампа. Жесткие конституционные принципы разделения властей и исторически укоренившаяся, доказавшая свою эффективность система сдержек и противовесов, не позволили эгоцентричному политику, склонному «наивно» путать или объединять свои частные и государственные интересы, причинить политической системе США непоправимый ущерб. Хотя разрушительный потенциал для таких последствий, очевидно, имел место.

После череды беспрецедентно отчаянных «цепляний» команды Трампа за судебные и внесудебные, легальные и неформальные способы оспорить результаты выборов 3 ноября 2020 года и любыми путями оставить за Дональдом президентское кресло, Верховный суд США, в конце концов, 11 декабря отклонил иск генпрокурора Техаса Кена Пэкстона, требовавшего признать недействительными уже официально утвержденные результаты президентских выборов в Пенсильвании, Джорджии, Висконсине и Мичигане. Это обстоятельство сняло преграды к тому, чтобы 14 декабря, коллегия выборщиков провела голосование и подтвердила итоговую победу демократа Джо Байдена на президентских выборах. Что в итоге, как мы знаем, и произошло. А 7 января, невзирая на яростные протесты «трампистов», Конгресс признал Джо Байдена 46 президентом США.

Однако, все же, причинило ли четырехлетнее «шоу политических манипуляций» Дональда Трампа реальный вред американскому конституционализму? Или, может быть, даже принесло пользу Штатам?

Давайте посмотрим.

Явка на выборах президента США 2020 года составила около 67 % - почти 160 миллионов избирателей – самый высокий показатель за последние 120 лет. И это – несмотря на колоссальные проблемы в системе здравоохранения и даже потенциально смертельную опасность участия в любых массовых мероприятиях, вызванную эпидемией коронавируса.

Невзирая на постоянные нападки президента на прессу и его бесконечные пререкания с ведущими журналистами страны, американские СМИ сохранили свою независимость, составили конструктивную информационную оппозицию авторитарным замашкам Трампа и даже, учитывая рейтинговые данные по ведущим печатным изданиям и телевизионным каналам, значительно приумножили свою популярность и доверие в общественной среде. И даже принципиальная позиция американских компаний – технологических гигантов, самостоятельно заблокировавших неадекватному 45 главе государства аккаунты в своих социальных сетях (которые американофобами сразу же были заклеймены позором как факты «ущемления свободы слова»), через которые он распространял фактически преступные призывы к своим сторонникам к попранию демократических устоев страны и свержению её конституционного строя, демонстрируют в целом высокий уровень политической сознательности американского бизнеса и информационной индустрии.

Несмотря на недюжинное давление администрации президента, судебные органы США на протяжении всего срока полномочий Трампа довольно успешно и методично ограничивали его попытки не только повлиять, собственно, на ноябрьские выборы главы государства, но и переформатировать полномочия отдельных государственных органов, внедрить сомнительные экономические новации и иммиграционные ограничения.

Провокационная, часто вопиюще безответственная манера политического поведения и безапелляционная риторика Трампа не только не помогли ему реально влиять на функционирование ветвей политической власти и демократических институций, но и не обеспечили консолидацию вокруг 45 президента большей части избирателей, отвратили от него даже изрядное количество высокопоставленных и рядовых однопартийцев, принципиально дистанцировавшихся от многочисленных неконструктивных высказываний и инициатив своего лидера.

Более того, политическая эксцентрика Трампа подействовала на американское общество словно отрезвляющий катализатор критичного самосознания, позволило ему понять свои силу и значимость.

Согласно социологическим опросам Института Гэллапа, невзирая на всю неоднозначность деятельности администрации Трампа, за последние годы доверие американцев к государственной власти ничуть не снизилось. Во многом это связано с тем, что абсолютно большая часть высокопоставленных чиновников страны проявила принципиальность и, не поддавшись на явные и завуалированные подстрекательские посулы Трампа, не посчитала для себя возможным обслуживать его политические амбиции и, тем самым, расшатывать демократические устои американского общества.

Продолжение следует…

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда