{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Метавселенные и право: какие законы будут действовать в цифровом мире

Метавселенные — виртуальные вселенные, существующие параллельно с реальным миром — одна из самых обсуждаемых технологических тем последних лет. ИТ-гиганты считают, что метавселенные придут на смену мобильному интернету, а над созданием параллельных цифровых миров уже работают десятки тысяч человек.

Вопросов о будущем устройстве метавселенных множество, в том числе — как в них будет работать правовая система. Ведущий юрист Лиги Цифровой Экономики Лейсан Хапугина рассказывает, какие законы будут действовать в виртуальных вселенных и как люди смогут защищать там свои права.

Что такое метавселенная и как ее можно представить

У понятия «метавселенная» есть несколько определений. Наиболее распространенное звучит так — это трехмерное пространство виртуальной реальности, которое действует на постоянной основе (то есть никогда не отключается) и использует технологии погружения в виртуальный мир, например, VR-гарнитуры. Внутри метавселенных люди общаются друг с другом с помощью аватаров — собственных цифровых версий — а также ищут информацию, делают покупки, работают и развлекаются. Свобода действий в метавселенной теоретически ничем не ограничена, и даже смерть в виртуальном мире не означает смерть в реальном.

Самый простой способ понять, что такое метавселенная, следующий. Представьте, что вы надеваете VR-гарнитуру и переноситесь в цифровую трехмерную версию своего офиса, мысленно проходите в переговорную и оказываетесь в виртуальном помещении. Напротив вас располагаются коллеги, точнее, их аватары, чья мимика и жесты повторяют реальные. Вы обсуждаете рабочие вопросы и просто разговариваете. Технологии создают впечатление живого общения, хотя в действительности вы можете находиться далеко от своих коллег — к примеру, у себя дома или в другом городе. Во многом это похоже на онлайн-игру, но с большим погружением и ощущением реальности.

Ранее о метавселенных говорили только фантасты. Самые известные примеры в литературе — «Лавина» Нила Стивенсона и «Мир полудня» братьев Стругацких, в кино — «Матрица» и «Первому игроку приготовиться». Сегодня метавселенные обсуждают передовые технобизнесы: летом 2022 года Meta*, Microsoft, Epic Games и еще 33 ИТ-компании сформировали группу для стандартизации технологий метавселенной, то есть договаривались об общих принципах систем виртуальной реальности и 3D-технологий. Единый подход упростит разработчикам создание метавселенных, а пользователям — путешествия между мирами.

Российские компании также разрабатывают свои метавселенные: маркетплейсы, виртуальные выставки, игры и многое другое. Например, метавселенная Матрешка — трехмерный виртуальный город с выставочными павильонами, конференц-залами и цифровыми двойниками реальных предприятий.

Можно предположить, что в течение 5–7 лет техногиганты создадут собственные метавселенные, которые будут работать в синергии. Они не заменят реальный мир, но станут такой же неотъемлемой частью жизни, как социальные сети, видеозвонки и онлайн-игры. Важный вопрос, который следует из этого — как будет организована защита прав пользователей и их интеллектуальной собственности в метавселенных.

Какие права и обязанности будут действовать в метавселенных

С одной стороны, метавселенные не в научной фантастике, а на практике — весьма новое понятие и говорить о том, как они будут устроены, можно только гипотетически. С другой стороны, право консервативно и в полной мере сформировалось три тысячи лет назад. Существуют принципы, которые универсальны и применимы почти повсеместно, даже в цифровом мире. Вопрос лишь в том, какие именно принципы будут превалировать при установлении правового регулирования в виртуальном мире.

Можно предположить, что в метавселенных будет применяться старый и универсальный принцип права — равенство всех перед законом, а соответственно, каждому правомочию будет соответствовать некая обязанность. Действовать будут все те же нормы, что и сейчас в интернете, однако с большей адаптацией правового регулирования реального мира к виртуальному: право собственности, в том числе, интеллектуальной, право пользования, защита аккаунтов в сети и персональных данных.

Рассмотрим на таком примере. Есть два признанных права — на жизнь и на самовыражение. В реальном мире право на жизнь приоритетнее самовыражения, за его нарушение полагается строгое наказание. Однако в метавселенной для аватаров оно не так важно, как для людей в обычном мире — виртуального аватара всегда можно восстановить и загрузить заново. Право на самовыражение без дискриминации, напротив, становится более значимо. Вот почему можно говорить, что принципы права сохранятся, но их приоритет и особенности применения изменятся.

Что касается защиты от оскорблений, можно предположить два варианта развития событий. Если метавселенные пойдут по пути онлайн-игр, где аватар не будет связан с реальным человеком, оскорбления не будут считаться правонарушением и отвечать за них, например, платить штраф, не будет необходимости. Если же метавселенные будут развиваться как социальные сети и аватары будут верифицированы, за оскорбления придется нести ответственность в реальном мире.

Если брать в расчет сущность децентрализации технологий Web 3.0 и метавселенных, можно предположить, что они будут саморегулируемыми с правовой точки зрения. В них будут действовать собственные правовые политики корпораций-создателей, например, Meta*. Создатели метавселенных, в свою очередь, будут соблюдать законы стран, в которых они работают, как сегодня это делают владельцы социальных сетей. Иначе государство будет блокировать и штрафовать их.

Однако, к примеру, в России, специализированного законодательства для метавселенных пока нет. Скорее всего, это вопрос времени — с развитием технологий появится и регулирование.

Как в метавселенных будут защищать собственность

Итак, в метавселенных у пользователей будут те же права, что и в обычной реальности, в том числе — право собственности. Уже сейчас пользователи покупают самые разные вещи — от персонажей и скинов к ним до территорий в метавселенных. В обычной жизни право собственности подтверждается документами, например, свидетельством или договором купли-продажи. Для цифровых объектов аналогом таких документов может стать NFT.

Например, пользователь захочет купить виртуальный дом в метавселенной. Чтобы подтвердить оплату и права собственника, можно использовать NFT — уникальный токен зафиксирует, что человек законно владеет виртуальным объектом.

Преимущество NFT для подтверждения права собственности в том, что его нельзя подменить, уничтожить, украсть и фальсифицировать, а еще — невозможно потерять, потому что он хранится на тысячах компьютеров одновременно.

Пока неясно, поможет ли NFT в суде — это вопрос к каждой конкретной юрисдикции. Однако, если большинство стран признают виртуальные активы в метавселенных цифровыми активами, использование NFT станет хорошим вариантом подтверждения прав собственности.

Подведем итог. Хотя на многие вопросы о метавселенных пока нет однозначных ответов, это не помеха качественной правовой защите. В период неопределенности самая эффективная стратегия — оценка рисков, документирование и закрепление виртуальных прав в реальном мире.

* Организация признана в России экстремистской.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда