{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

7 качеств, необходимых начинающему руководителю

Иногда, слушая одних спикеров, может создаться впечатление, что руководить это очень просто: взял и начал. Послушать других – так это миссия для избранных единиц.

На самом деле: если вы открыли бизнес и/или стали руководителем, то вам нужно знать про семь качеств и навыков, которыми обладает и развивает в себе руководитель, чтобы эффективно решать задачи в современном VUCA-мире.

Почему именно они и почему настолько они важны, расскажет Юрий Коваленко, директор по развитию компании «ПЕНТАКОН», бизнес-консультант и руководитель образовательной программы «Менеджмент. Старт!» в Бизнес-школе ИМИСП.

«Вы знаете, когда мы готовили программу, то решили в первую очередь спросить у наших коллег, топ-менеджеров, HRD, руководителей и собственников бизнеса — какими знаниями и навыками должен обладать начинающий руководитель, чтобы соответствовать запросу рынка, эффективно решать задачи, которые ставит перед ним организация и иметь возможность двигаться дальше по карьерной лестнице на топ-позиции? Что является фундаментом его, будущего руководителя? Чего вам самим не хватало, когда вы только заняли свою первую управленческую должность? В результате этой исследовательской работы, которая легла в основу программы «Менеджмент. Старт!», удалось выявить семь навыков и черт характера, которые наиболее всего ценятся компаниями и руководителями высшего звена. Этими результатами я бы и хотел сейчас с вами поделиться»:

Системное мышление и анализ

Это качество необходимо руководителю любого уровня от начальной до самой высшей позиции, поскольку он в отличие от рядового сотрудника управляет частью системы, а не только собой. Ему необходимо быть погруженным не в отдельные бизнес-процессы, а в первую очередь видеть, как функционирует компания в целом, как связаны и взаимодействуют между собой различные процессы, как согласуется работа различных подразделений. Руководитель должен уметь анализировать взаимоотношения, сильные и слабые стороны каждого сотрудника или отдела, в случае возникновения проблем комплексно анализировать ситуацию, учитывая все влияющие на результат факторы и прогнозируя последствия принимаемых решений. Он должен уметь решать проблемы на своем уровне, не эскалируя ее выше если без этого можно обойтись.

Умение выстраивать отношения и создавать команду

Группа набранных после собеседований талантливых и мотивированных сотрудников – это пока еще не команда. На поле могут одновременно находиться одиннадцать лучших в мире игроков, но без грамотного тренера и тактики командой они, к сожалению, не станут. В компании таким тренером должен стать руководитель. И не просто тренером, а самым настоящим эпицентром влияния для своей команды: уметь удерживать ценных сотрудников, поддерживать мотивацию и строить доверительные отношения. Руководитель должен разбираться в принципах формирования профессиональной команды, уметь определять её возможности и зоны роста, а также объем необходимых профессиональных компетенций для реализации конкретных задач.

Планирование, организация и контроль

Любой руководитель – это человек имеющий навыки планирования, организации и контроля. Если, конечно, он не хочет, чтобы его компания или отдел напоминали индийских водителей в час-пик и срывали дедлайн за дедлайном. Руководитель должен уметь грамотно планировать работу в рамках зоны своей ответственности, понимая, что планирование — это не одноразовое действие, а постоянный процесс, план — это не догма, а гибкая структура, согласованная с реальностью. Далее ему необходимо уметь организовать работу, создавая необходимую структуру для решения задачи, правильно делегируя и координируя выполнение. После чего проконтролировать ее выполнение. Часто слово «контроль» звучит немного зловеще, но речь не о репрессиях и наказаниях. Контроль – это необходимый инструмент для сравнения фактического исполнения с запланированным, измерение того, что действительно достигнуто к сроку, и сравнение достигнутого с желаемыми результатами. На основании данных контроля руководителю необходимо уметь:

· скорректировать действия;

· построить прогноз на выполнение задачи на изменение сроков и стоимости;

· оценивать тенденции для оказания воздействия на улучшения процесса и разрабатывать корректирующие действия.

Это те хард-скилс, которые необходимы руководителю и позволят ему при эффективном применении больше сосредоточиться на стратегических задачах.

Мотивация

Большинство из опрошенных нами руководителей справедливо полагают, что правильная мотивация сотрудников – один из краеугольных камней, с которым необходимо работать организации для достижения своих стратегических целей.

Руководитель должен понимать, что мотивация, это способ соединить потребности персонала со стратегией развития компании, и инструмент реализации системы операционного управления. Грамотный руководитель:

1.Должен знать основные принципы разработки и внедрения различных мотивационных систем для сотрудников.

2.Разбираться в базовых мотивационных теориях и уметь их применять.

3.Понимать внутренние мотивы и скрытые интересы подчиненных, учитывать психологические особенности.

Делегирование

О проблемах с делегированием говорят многие руководители, но корень проблемы зачастую в том, что не все понимают суть. Делегирование – это не чемпионат по перекидыванию ответственности. Делегирование – это умение:

· отличать основные глобальные задачи от операционных;

· распределять ресурсы и расставлять приоритеты, организовывать рабочие процессы в команде или подразделении;

· грамотно и четко ставить цели;

· делать декомпозицию целей по задачам с поэтапным планом действий и распределением по сотрудникам, навыки которых позволят решить делегируемые задачи.

Навыки коммуникации

Для сотрудника, находящегося на управленческой должности, необходимо уметь коммуницировать и подать себя.

Необходимо понимать, что коммуникация — это комплексное понятие и крайне важно наличие у руководителя определенных личных качеств и их соотношение, которое позволяет выстраивать эффективную коммуникацию.

Руководитель должен суметь наладить и вертикальные связи с руководителями и сотрудниками, и горизонтальные — со смежными подразделениями, и внешние — с представителями государственных организаций и деловыми партнерами. К примеру, если у руководителя налажено взаимодействие, он сможет проанализировать отношения между отделами, найти неформальные связи и понять общие цели. Не менее важно уметь вести переговоры с вышестоящим руководителем, собственником, и партнерами.

Еще одно важное качество руководителя – умение давать обратную связь. Именно качественной и конструктивной, содержательной обратной связи чаще всего не хватает подчиненным.

Объективность и требовательность

Когда не выполняется поставленная маленькая задача, следом не будет выполнена и большая. Для руководителя важно умение управлять процессом на всех этапах — и при постановке задачи, и в процессе, и когда пришло время “собирать урожай”. Во многом именно от личных характеристик руководителя будет зависеть, насколько серьезно сотрудники будут относиться к задаче, выполнят ли ее в срок и в ожидаемом ли качестве.

0
3 комментария
Timur Kazantsev

Давайте только отметим, что в большинстве случаев, на собеседовании будет ждать 20 летняя HR. Которая не сможет отличить одну компетенцию от другой.

Ответить
Развернуть ветку
Валдис Фет

Есть такая беда ( . Их сразу видно по речи и одежде ((. А классический стиль поведения это просто помолчу

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия

Как оценить объективность? Любая оценка компетенций в принципе субъективна.
Второй момент, надо это, надо то, но, анализируя описание качеств, представленных в статье, прихожу к выводу, что автор понимает их очень поверхностно.
Например, навыки коммуникации.Это может быть, как навыки грамотной устной и письменной речи, так и про публичное выступление или вообще про понимание теории трансактного анализа Берна, но в описание про сотрудничество, ок, идем дальше.
Кто такой начинающий руководитель? Какие у него вызовы/страхи?Как он стал руководителем(вырос в команде или пришел извне).Любые рекомендации про развитие лучше рассматривать комплексно, без отрыва от представленных обстоятельств.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда