PR для стартапов: магия цифр, Forbes и бесплатные инструменты
25 февраля состоялось первое мероприятие из цикла дискуссионных лекций, организованных фестивалем Silver Mercury совместно с Технопарком "Сколково".
Лилия Глазова, генеральный директор PR News и председатель АКОС, Дмитрий Озман, директор по развитию Forbes и Айта Лузгина, проектный директор Интериум, рассказали стартаперам и резидентам Технопарка о том, что каждый из них может сделать для продвижения и популяризации своего бизнеса совершенно бесплатно.
Что можно сделать на коленке?
Любой хороший проект начинается с медиа-аналитики и заканчивается ею. Коммуникационные исследования дают нам возможность посмотреть не только, какой была наша начальная точка и к чему мы пришли в итоге, но еще и провести большую подготовительную работу, способную значительно улучшить результат.
С помощью исследований мы можем выяснить, как обстоят дела у конкурентов, кто любит и не любит нас в соц сетях, что делать во время информационного кризиса, кого и как нам опрашивать?
Основополагающая метрика в области PR — Share of Voice (SOV).
SOV — это самый простой показатель вашего присутствия в СМИ и социальных сетях по сравнению с другими игроками, другими словами - количество упоминаний в процентном соотношении. Сам по себе SOV практически ни о чем не говорит, магия цифр проявляется в случае наложения SOV на другой важный показатель — SOM (Share of Market — оборот, объем продаж на рынке в сравнении с конкурентами). Часто получается картина, демонстрирующая, что бизнес умеет себя продавать, но не умеет грамотно использовать свою репутационную составляющую и как следствие, полностью лишает себя PR. Или наоборот, бизнес только и делает, что говорит о себе, но не продает ничего. В этом случае очевидно использование классической push-стратегии — продавать продукт нужно раньше, чем он готов!
Говоря о социальных сетях важно понимать, что это всегда негативно настроенная аудитория. У людей появилась возможность свободно сказать о вас гадость! И они ее не упустят!
Важные показатели, за которыми можно следить совершенно бесплатно это:
- вовлеченность;
- охват;
- реагирование.
С каждым днем мы все быстрее меняем информационное поле и забываем новости. Поэтому одной из коммуникационных стратегий в кризис может быть игнорирование. Кризис быстрее умрет без вашей помощи. Однако, важно оценивать любой негатив с точки зрения охвата, первоисточника, скорости распространения и эмоциональной насыщенности. Если новость обладает большим потенциалом и способна переродиться в глобальный и всепоглощающий кризис, реагировать придется.
Как и кого опрашивать?
PR охватывает большое количество целевых аудиторий, с точки зрения коммуникаций необходимо исследовать и НКО, и отраслевых экспертов, партнеров, дистрибьюторов, финансовых аналитиков, лидеров мнений, чиновников, представителей контрольно-надзорных органов и др. Важно не забывать, что мнение каждого из этих людей способно ощутимо повлиять на ваш бизнес, превознести его или безвозвратно уничтожить репутацию.
Опрос экспертов и лидеров мнений — это всегда эксклюзивная беседа, очная встреча или зум интервью. Ключевую роль играет человеческий фактор, необходимо уделить человеку персональное внимание, наладить прямой контакт и расположить к себе, а как следствие и к своему продукту.
Для массовых исследований на рынке существует ряд простых и качественных сервисов. Это и совершенно бесплатные Google Forms, и недорогой онлайн-конструктор с базой респондентов Яндекс Взгляд, и всем известный Anketolog.
Так как же попасть Forbes?
Для того, чтобы получить шанс оказаться в Forbes стартапу нужно определиться со своей аудиторией, иметь хороший Product-Market Fit и MVP. Только имея жизнеспособный продукт, который соответствует рынку, можно идти в медиа и предлагать свою экспертизу и инфоповоды.
У Forbes, как и у других бизнес-изданий, есть профильные отделы и редакторы, специализирующиеся на стартапах. Это люди, которые досконально знают всех значимых игроков и постоянно мониторят рынок, чтобы не упустить важный проект.
Нужно пробовать дружить с журналистами, которые держат руку на пульсе, через них вы обретете уникальную возможность понимать ситуацию на рынке. Все предельно просто и завязано на обычных человеческих отношениях. Нетворкинг на мероприятиях, неформальные контакты - вы не должны упускать ни одной возможности выстроить знакомство со СМИ. Почти у каждого есть шансы войти в экспертный пул. Журналисту важно понимать, чем вы можете быть полезны, так как СМИ не меньше вашего заинтересованы в своих информаторах и экспертах, к которым можно обратиться за оперативным и эксклюзивным комментарием.
Для того чтобы попасть в Forbes не обязательно иметь медийный вес в его классическом понимании, 90% успеха — это уникальность продукта и ваше мастерство сторителлинга.
Может ли PR быть бесплатным?
В PR важна репутация, медийный вес, охваты и узнаваемость, которые сложно оцифровываются в деньги.
На медийную представленность у стартапов часто нет достаточных средств, владельцы бизнеса пропускают эту часть продвижения, забывая о существовании ряда простых и зарекомендовавших себя PR-инструментов, способных обойтись вам практически даром:
- пресс релизы
- питчи
- исследования
- мероприятия
- нетворкинг
- соцсети
- стратегия
Важно не терять адекватную оценку ситуации, не стоит полагаться на самодеятельность, если у вас совсем нет опыта или таланта в коммуникациях. Лучше выделить минимальный бюджет, пройти обучение или обратиться в агентство, найти свободного эксперта. Позитивный имидж и репутация важнейшие вещи, о которых нужно думать с самого начала. А антикризис — долгий и стоящий больших денег процесс. Лучше не делать ошибок, чтобы потом мучительно их не исправлять.
С каждым днем появляется все больше новых каналов и площадок для взаимодействия со своими целевыми аудиториями. Вы можете автоматизировать рассылку релизов в Telegram или создать примитивные чат-боты. В нашумевшем Clubhouse уже сейчас существует несколько потоков, в которые постоянно заходят инвесторы и отраслевые эксперты, а у вас есть возможность абсолютно бесплатно и свободно запитчить свой стартап.
Сам инфоповод не всегда бывает важен, для стартапов гораздо важнее его освещение. Релизы, посты в разных социальных сетях, сторис, прямые эфиры — все это обеспечивает вашему бизнесу охваты и медийный вес.
PR — это игра в долгую и это не всегда означает, что о вас должны знать все. Количество не равно качеству. Важно правильно определить аудиторию и постараться выбрать самые удачные и эффективные каналы для коммуникации.
Посмотреть полную запись лекции можно по ссылке!