{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Я перевел свой домашний офис в VR на месяц

Привет всем! Это Никитка на связи. Много пишу код, как программист — поэтому решил попробовать использовать VR в качестве домашнего офиса. Нормальный VR-шлем стоит $500, сетап из трех хороших мониторов дороже. Купил шлем, потестил месяц, делюсь впечатлениями с вами!

Так выглядел мой сетап до перехода в VR

Мой текущий сетап уже был неплох. Три дисплея, один из них вертикальный (клевый лайфхак — если позиционировать окна на вертикальном дисплее правильно, то у вас, как будто, два дисплея в одном). Стоит отметить мой стол-трансформер и программу Magnet, которой я менеджерю окна.

Стол — это простая сборка из верха стола и ножек из Икеи, плюс дешевый Лак, у которого я укоротил ножки. Таким образом, сняв или поставив маленький стол, я трансформирую рабочее место из стоячего с 90-градусным углом в локтях в расслабленную сидячую позицию. Хотя на стул я свой уже давно не садился — просто лень трансформировать место в сидячее.

Дисплеи так же закреплены на направляющих, которые могут двигаться вверх\вниз для более комфортной работы в разных позициях. Magnet на macOS просто спасает с сетапом из нескольких мониторов своими шорткатами. Наверняка, есть и бесплатные альтернативы, но я как-то заплатил за Magnet давным давно и все еще пользуюсь. Так же, стоит заметить, что я пользуюсь внешними клавиатурой и трекпадом.

А это то, как выглядит мой сетап сейчас. Да, немного вещей изменилось. В частности, экраны выключены, Oculus Quest на столе, а МакБук я перенес подальше в безопасное место к роутеру, подключил кабелем к Интернету и запустил на нем приложение Immersed, чтобы настроить себе виртуальные дисплеи.

Приложение Immersed на macOS — это прямо ключевой момент для такого сетапа. Без виртуальных дисплеев затея не стоит свеч. На текущий момент, виртуальные дисплеи полностью поддерживаются только на macOS, но разработчики достаточно активные и, скорее всего, скоро прикрутят виртуальные дисплеи и для Windows. Сейчас необходимо подключать физические дисплеи на Windows, чтобы они появились у вас в VR.

Пока я писал код в VR-шлеме, я записывал себе путевые заметки о том, что интересного замечал, чтобы написать эту статью. Поэтому советы и факты ниже могут показаться немного хаотичными, простите заранее. Так что же мне понравилось, что не понравилось, что показалось интересным и какие советы я могу дать будущим пользователям VR, как домашнего офиса?

  • Купите простые увлажняющие капли для глаз. Не знаю почему, но в VR глаза быстро высыхают. Наверное, потому что я держу глаза открытыми дольше. В VR-шлеме достаточно органично получается не моргать почему-то.
  • Приложение Immersed великолепно, но мой роутер оказался недостаточно хорош, чтобы поддерживать постоянное соединение между VR-шлемом и МакБуком. Для справки, я использую Mi Router 3. У меня постоянно все лагало. Официальная позиция разработчиков приложения — это совет купить небольшой донгл WiFi за ~$50 и подключаться к Окулусу через Direct WiFi. Я слишком жадный, поэтому просто купил Ethernet-адаптер к МакБуку и подключил его напрямую к роутеру. Больше никаких лагов у меня нет. Так же, перезагрузка МакБука иногда помогала с самыми дикими лагами.
  • Вы должны владеть слепой печатью. Я недавно сменил раскладку на Колемак и пришлось почти с нуля переучиваться печатать на клавиатуре — поэтому для меня проблем не было. Но если вам нужно постоянно поглядывать на клавиатуру, у вас будут проблемы с VR.
  • VR все еще дорогой. Я заплатил 480 канадских долларов (примерно 24 000 рублей) за мой Oculus Quest, но это все равно дешевле покупки трех хороших дисплеев (это то, сколько у меня сейчас виртуальных дисплеев). Если честно, я даже не знаю, можно ли подключить три внешних дисплея к МакБуку.
  • Разрешение все еще слишком маленькое. VR не сравнится даже с простыми 1080p мониторами. По ощущениям, это как пользоваться несколькими 720p 40-дюймовыми мониторами. Текст читаем, но все еще не настолько четок, чтобы наслаждаться им. Это, собственно говоря, причина, почему я взял Oculus Quest, а не Oculus Go. Спустя время, привыкаешь к недостаточному разрешению. Однако если вы терпеть не можете не 4к мониторы, то лучше подождите, пока появятся новые VR технологии!
  • Очевидный плюс — это то, насколько далеко мой МакБук от меня. Починив МакБук 4 раза после проливания на него всякого, я нахожу факт безопасности МакБука крайне привлекательным. Я физически теперь не могу навредить моему компьютеру.
  • Из-за проблем с разрешением, вы не можете просто раскидать вокруг 30-ти дюймовые мониторы, как вы обычно делаете в реальности. Скорее всего, у вас будет несколько 40-60 дюймовых мониторов крайне близко к лицу в VR. Но неудобство близости мониторов проходит спустя время.
  • Вам придется делать перерывы чаще, что, как бы, является плюсом. Спустя некоторое время, ваши глаза полностью адаптируются к VR, но голова и лицо все еще будут подавать признаки усталости после примерно 2 часов непрерывной работы — вне зависимости от того, какой у вас метод крепления. Мой Mi Band 4 напоминает мне двигаться каждый час, если у меня был низкий уровень активности.
  • Сдайте тест на зрение до начала работы с VR и спустя 1-2 месяца. Если вы заметите, что зрение ухудшается, то, к сожалению, VR не для вас. Однако у меня зрение 100/100 и, похоже, не ухудшается — но мне еще только предстоит сдать мой второй тест зрения! Так же, судя по исследованиям, проблемы со зрением у людей не появляются от VR.
  • Голова в VR не кружится. Слышал, что у кого-то такое бывает, но у меня не было ни разу.
  • Немного морскую болезнь, однако, я схватил, когда играл в игру с перемещением по контроллеру, а не телепортацией или физическим перемещением. Глаза видят, что тело движется — а тело стоит на месте. Отсюда и проблемы. Пользование телепортацией или физические перемещения помогают. Когда работаете, никакой морской болезни нет — вы же на месте стоите!
  • Игры в VR — это прямо новый уровень! Они настолько затягивают, что просто забываешь, что ты в виртуальной реальности. Особенно игруха Echo VR. Просто гляньте на то, как она выглядит в видосе ниже. Просто взрыв мозга. Я однажды ударился о потолок в виртуальной реальности и физически присел, инстинктивно пытаясь увернуться.
  • Учтите, что слишком долгое просиживание штанов в VR оставит небольшие временные следы у вас на лице. Так что не планируйте социальные сборища ранее, чем через 10-20 минут после долгой и потной катки в VR.
  • Я использую Oculus Quest — и для него не нужно никаких кабелей вовсе. Это позволяет мне включить режим "see-through", когда на дисплеях показывается мир вокруг через камеры Окулуса, и сходить, например, чашечку кофе заварить, не снимая шлема. Функция работает отлично, лага между камерами и дисплеем нет. Однако я все равно использую желание что-то себе сделать попить, как причину перерыва от VR.
  • Ни разу не было проблем с зарядкой. Наверное, потому что я, время от времени (не каждый раз), заряжаю шлем в перерывах и ночью.
  • Во время перерывов еще и в какой-нибудь Beat Saber можно поиграть, чтобы поддерживать нужный уровень активности. Я так же использую Beat Saber для разогрева перед тренировками.
  • С запотеванием линз или потом внутри шлема проблем никаких не было. Особенно, если просто работать над кодом. Но и в крайне активных играх я тоже ни разу не вспотел внутри шлема.
  • Пить и есть в шлеме физически сложно из-за его габаритов. Я теперь пью напитки через трубочку — а ем без VR. Потому что есть перед дисплеями в принципе немного не хочется.
  • Шлем немного заметно нагревается, но до дискомфорта это не доходит.
  • Из-за того, как работает оптика в Oculus Quest, если перед вами что-то сильно светлое в VR (например, белые горы как на видео выше), то вы будете видеть нечто типа блика, как в реальных очках в солнечный день. По этой причине у меня все в темной теме, а работаю я "в космосе", а не "на горах".
  • Bluetooth наушники недавно начали поддерживаться Окулусом, но я все равно использую встроенный выход 3.5. Встроенные динамики тоже прикольные, как будто звук реально вокруг — не понимаю, почему их не любят.
  • Аккуратно настройте себе крепления шлема на голове. Мне пришлось потратить немного времени, чтобы найти идеальную настройку между слишком сильной затяжкой креплений и слишком легкой. Если вы перетянете, начнутся головные боли, если недотянете — иногда будете терять фокус и все будет казаться размытым.

Заключение

И так, стоит ли менять свои дисплеи на VR-шлемы? Как бы да, но как бы и нет.

Плюсы:

  • Вы не привязаны к месту работы, вы можете работать где угодно и когда угодно с тем же самым сетапом и с привычными виртуальными дисплеями. Вы можете путешествовать и удобно работать из отельной комнаты любого размера.
  • Если ваш дом неуютный или вы смотрите в стену (как я), то VR сможет стать неким чит-кодом, чтобы из такого состояния выйти.
  • Нет вообще никакого физического шанса что-то пролить на компьютер.

Минусы:

  • Нужно владеть слепой печатью.
  • Разрешение все еще недостаточно хорошо для большинства.

Как видите, есть только два больших минуса, из которых слепая печать меня не волнует, а разрешение для меня достаточное. Так что я продолжу использовать VR, как мой офис, особенно, когда путешествую. Как только выйдет новое поколение VR с лучшим разрешением, я сразу переключусь на него.

В итоге, разрешение — это единственное, что препятствует полному переходу на VR. Я все еще пишу иногда код на моих физических мониторах или вообще сижу на балконе в уютном кресле с пледом и работаю на одном дисплее МакБука.

Не могу посоветовать всех разработчиков поголовно пересаживать на VR-шлемы, но это пока что. В течение 2-5 лет технологии сделают скачок — и мы, скорее всего, увидим полностью виртуальные офисы!

До скорых встреч! Задавайте любые вопросы в комментариях, с удовольствием отвечу!

P.S., если понравилась статья, подписывайтесь на мой канал "Золото Бородача". Особенно если вы хотите в будущем или уже запускаете свой IT продукт.

0
157 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Ефимов

А на сколько это безопасно для глаз?

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Полностью безопасно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malakhov

Конечно же - нет.  Правильный ответ - очень плохо для глаз, для кого то проблемы с глазами (и это не только падение зрения) начнутся быстрее, для кого то медленнее. 

И сухость глаз - это уже началось, это очень серьезный симптом и связан он не с частотой моргания, а с перенапряжением мышц хрусталика.  Постоянная фокусировка на суперблизком расстоянии (на экране VR у самого глаза) - это огромная нагрузка на глаза. 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Там реально фокусировка именно на близком расстоянии? И нет какой-то оптической системы которая делает фокус в дали?

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Нет, там фокус именно вдали. Я не знаю, какие источники читал предыдущий комментатор, но он в корне не верен.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Фокусировка, может, и вдали, это зависит от оптики шлема, но она всегда на одной плоскости, и это проблема. С этим связан некоторый дискомфорт при первом использовании ВР шлемов - в реальном мире при переводе взгляда на далекие предметы глаз меняет фокусировку, а в ВР этого делать не нужно. Та же проблема и со стерео-очками типа NVidia 3D Vision (помянем).

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Нет, далеко не всегда на одной плоскости — можно фокусироваться как на предметах ближе, так и на предметах в дали.

В VR это делать тоже нужно — и при первом использовании VR уже давным давно нет такого дискомфорта. Не мешайте разные технологии типа стерео-очков и VR, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Всегда. Изображение физически формируется на одной плоскости - экране, который глубины не имеет. Да, оптикой ее можно подвинуть туда-сюда, но и только.
Я ничего не путаю, VR шлем у меня тоже есть.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Ну так наденьте ваш VR шлем, зайдите в какую-нибудь сцену с предметами в перспективе и попробуйте пофокусироваться на разном расстоянии. Все в порядке полностью.

Если бы фокус не получалось бы менять из-за того, что изображение "на плоскости", то вы бы не смогли менять фокус, глядя на предметы через зеркало. Там *буквально* тот же самый эффект — свет идет вам в глаза от плоскости (зеркала).

Это, как бы, физика за 5 класс.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Все еще хуже, ну да ладно, попробую еще раз. Для начала, зеркало сохраняет длину оптического пути до разных предметов с поправкой на расстояние до зеркала (физика за 5-й класс или что-то вроде того), так что зеркало в оптическом смысле обладает глубиной, в отличие от плоского экрана.
Проведите мысленный эксперимент. Представьте, что вы стоите на расстоянии, скажем, 5 метров от стены, на которой висят 2 больших монитора, на которые вы смотрите через театральный бинокль наоборот (чтобы стена казалась дальше, но можно и без бинокля). Теперь постепенно подходите к стене, одновременно подкручивая фокусировку бинокля и магическим образом уменьшая размеры мониторов, чтобы они оставались в кадре. Когда вы максимально близко подойдете к маленьким мониторчикам, у вас получится VR-шлем. Вопрос: в какой момент у мониторов появилась глубина? Правильный ответ: ни в какой, ее там как не было, так и нет. Dixi.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Зеркало — плоский объект — обладает глубиной. Дисплеи в VR — плоские объекты — не обладают глубиной.

Окей, я вас понял.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

И все же, перечитайте учебник физики за 5-й класс, который вы так рекомендовали. Там должно быть про геометрическую оптику.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Так это ж вы дважды его уже рекомендовали. Я ниже порекомендовал вам уже учебник за 6 класс. Мы уже пришли к выводу, что вы заявляете, мол, зеркало — плоский объект — обладает глубиной, а дисплей в VR — плоский объект — не обладает глубиной.

Я же написал, что понял вас. Спорить с таким тезисом не вижу смысла.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Спорить смысла действительно нет. Кстати, предлагаю еще один эксперимент. Замените 2 экрана в ВР шлеме на картонки с нарисованным изображением, подумайте.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Заменил, только в зеркале. Не получается фокусироваться!

Вывод — зеркало не обладает глубиной. Я понял вашу логику.

P.S., вы там советовали почитать про геометрическую оптику, только забыли сами почитать и посмотреть на устройство линзы в VR шлемах. Мдемс.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Подсказка: геометрическая длина пути.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Именно с ней и справляются линзы, да! Вы на правильном пути!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Я уже говорил, что линза или система линз меняют только видимое расстояние до плоскости экрана, но никак не добавляют ему глубины. Вроде бы, довольно очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Линза только меняет фокусировку, не более. Картонка под лупой глубиной так же не обладает, как и картонка без лупы.

Ответить
Развернуть ветку
borodutch
Автор

Именно! Фокусировка! В правильном направлении думаете! Почти, еще чуть-чуть и поймете.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Что фокусировка?

Ответить
Развернуть ветку
154 комментария
Раскрывать всегда