В домах будут лифты, управляемые взглядом, а застройщики создадут свои экосистемы – с клиентским приложением и булочными
Жилье в России изменит COVID-19 и новый тип девелоперов, которые смогут иначе посмотреть на свой продукт и сервис. Так в какой же среде мы будем жить, покупая квартиру в ближайшие 7–10 лет? Рассмотрим несколько трендов, которые отмечают профессионалы рынка недвижимости.
Этот сегмент в России вновь на грани больших перемен. Недавно на встрече дискуссионного проекта GMKTalks девелоперы разных регионов России и команды профильных специалистов – консультанты, архитекторы, благоустроители – обсуждали, в каком направлении развивается сегодня продукт.
Однозначно, жару в этом процессе поддает пандемия, а кроме нее – мощные сдвиги в сознании клиентов и самих девелоперов. В этом материале – вся соль 3-часовой дискуссии и главные цитаты экспертов. Перечисляем тренды, которые ложатся в основу новых ЖК в России.
О том, что нового будет в концепциях ЖК
Интеграция «старого» и «нового» города
Благодаря застройщикам города прирастают новыми самодостаточными районами, а вот их историческая (или промышленная) сердцевина всё больше истончается: здесь выбывает старый фонд. В будущем это должно поменяться – на помощь придут проекты редевелопмента и свежие концепции ЖК, которые смогут соединить разрозненные – «старые и новые» – локации.
Загородное жилье как «второе» место
Пандемия сформировала новый спрос: многие задумались о том, как было бы хорошо провести карантин на условной «даче», в каком-то «втором» месте, отличном от городской квартиры. Отсюда – подскочившие цены на аренду коттеджей рядом с зелеными лесами. И отсюда же – нарастающие спрос и предложение в области загородной недвижимости.
Всё больше нестандартных решений
Кривая развития домостроения идет по циклам: когда спрос на жилье в целом по стране удовлетворен, на первый план у людей выходят другие потребности – тогда уже хочется, чтобы квартира была интересной, а сам проект – вдохновляющим. Именно такой период – индивидуализации – мы проживаем сейчас. Застройщики предлагают клиентам все больше «особенных» планировок и «тематических» концепций ЖК. И курс – на дальнейшее усложнение продукта.
О том, какими будут дом и квартира
Дома смешанного использования
Mixed use – во время весеннего локдауна в России многие мечтали о чем-то подобном. Это европейский подход сочетания в одном проекте нескольких разнообразных функций: офисной, торговой, развлекательной. В таком жилье у хозяина есть доступ и к офисам в соседнем дворе, и к зеленому парку рядом с домом, и к кофейням с магазинами, набор которых застройщик определил сознательно.
Решения для биобезопасности
Пандемия изменила наши понятия о безопасности. Теперь, чтобы защитить жителей своих проектов, застройщики снабжают их новыми технологичными решениями – бесконтактный доступ, который не дает заразиться в местах общего доступа, камеры, которые помогают обеззараживать предметы, попадающие в квартиру извне.
Единая цифровая среда дома и всего комплекса
Системы «Умный дом» становятся всё умнее. Они объединяют в одну множество систем дома: тут и видеонаблюдения, и бесконтактный доступ в дом, и автоматическая передача показаний, и одно приложение, с которого можно всем управлять. По данным компании «Юникорн», доля жилых проектов, включающих «Умный дом», велика: сегодня это 18 девелоперов России из топ-50 по объемам строительства. Другими словами – это проникло в жизнь и останется в ней надолго.
Квартиры полной комплектации
Время «черновой» отделки уходит. Девелоперы облегчают новоселам путь и сдают квартиры, полностью готовые для жизни. Там застройщики делают всё, чтобы покупатель не «загружался» проблемой ремонта и заехал как можно скорее: производят чистовую отделку, ставят комплект сантехники, монтируют кухонный гарнитур вместе с бытовой техникой.
Балконы возвращаются
Пандемия изменила отношение к такой простой вещи как балкон. И тут всё просто: когда нельзя выйти на улицу, приятно иметь дома хотя бы какой-то «филиал» внешнего мира – и с этим, как выяснилось, балкон прекрасно справляется.
О том, какой будет среда вокруг дома
Среда, которая «работает»
Программирование среды станет «новым черным» в обустройстве двора и общественных мест. Определенные принципы сделают среду живой и гибкой: она поможет создавать людям счастливое соседское комьюнити, заниматься спортом, устраивать и посещать уличные ивенты. Для этого девелоперы должны заранее продумывать сценарии жизни своих покупателей и проектировать элементы среды, которые станут «участниками» и «помощниками» для каждого сюжета.
«Гибкие» детские площадки
Детские игровые комплексы меняют свою «философию». Если яркие городки не оставляли места для выдумки и четко задавали границы игры, то новые площадки открывают простор фантазии. Этому помогают природные «неопределенные» формы игровых элементов, а также концепция игрового двора, когда всё, что там есть, может использоваться как часть игры.
Водный менеджмент
Вода в среде жилого проекта перестает быть «врагом», которого устраняют с помощью ливневой канализации. Новые решения превращают воду в гармоничную, декоративную часть среды – благодаря грамотной работе с ландшафтом и высадке на территории специальной «водяной» флоры.
Эффект «альпийского луга»
Тренд на естественность проявляется везде – и ландшафтный дизайн тут не исключение. На смену привычному газону приходят новые решения – многолетние травы, дающие эффект альпийского луга. Они устойчивы к агрессивной среде и создают впечатление островка дикой природы, чудом сохранившегося в жилом комплексе. Одним из первых пространств, созданных в такой концепции, стал известный «Миллениум-парк» в Чикаго.
О девелопере нового типа
Экосистема продуктов и сервисов
Технологическая корпорация, которая предлагает клиенту максимум пользы: от своего приложения до сети продуктовых магазинов в жилом комплексе – такими могут стать девелоперы будущего. Выиграет тот, кто сможет создать вокруг жителей свою экосистему комфорта, из которой они не захотят выходить, попав туда с момента покупки квартиры.
Создание коллабораций в работе над новыми ЖК
Создавая новый жилой комплекс, девелоперы каждый раз будут собирать «коллаборации» экспертов – из лучших архитектурных бюро, озеленителей, консультантов по маркетингу. Решить все вопросы in house застройщику сложнее с каждым годом: конкуренция на рынке всё острее, а покупатели – более требовательны. Новое жилье будет «складываться», как на конвейере, где за каждый узел отвечает отдельный профильный специалист. В результате таких «коллаб» жилье шагнет к новому качеству и новой глубине проработанности проектов.