Что даёт учВЭДу цифровизация таможенных операций?
По решению Евразийского межправительственного совета с 1 марта 2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде таможня больше не проставляет дополнительные физические отметки* на бумажных носителях: виртуальные отношения как новый вид взаимодействия бизнеса и госструктур анализирует Константин Шевкун, эксперт цифрового экспедитора Agora Freight
На наших глазах происходит реализация цифровизационной реформы российской Федеральной таможенной службы, а многие дигитальные новшества даже стали обыденностью. Например, уже не вызывает вопросов обязательный электронный паспорт транспортного средства (ПТС), который сам собой появляется при оформлении и учёте автомобиля. Что касается таможенного контроля, то заявленные сведения эволюционировали от бумажных распечаток грузовых деклараций (ГДТ) до красных и зелёных бланков, а теперь окончательно переселились в виртуальную реальность.
Как для контролирующих органов, так и для учВЭДов электронный формат привычен и хорошо освоен. Теперь дошла очередь и для логистов: с 1 марта 2021 года в большинстве случаев можно забыть про физические отметки таможни. Иными словами, не успел бизнес приспособиться к новым правилам диспетчеризации при регистрации деклараций на товары, как перевозчикам тоже повезло. Тем более, что сейчас довольно благоприятные условия для спокойного освоения новшества — санкции, кризис и пандемические ограничения уже который год снижают реальный товарный оборот, поэтому загруженность у таможенников относительно небольшая. А когда работы немного, то и вероятность ошибки меньше.
Электронный формат действительно важен и необходим для оптимизации процессов в мировой экономике, но всегда будут возникать индивидуальные структурные проблемы, связанные с человеческим фактором и непрофессионализмом. Кто давно работает с электронным декларированием, прекрасно знает, как подвисает вся страна на порталах Федеральной таможенной службы — то платежи не проходят, то электричество выключилось, то сервер полетел. Дополнительный кластер электронного формата в единой системе учёта транспортных документов приведёт к увеличению вероятности возникновения общего сбоя всей системы. Однако в конце концов новшество обкатается и будет исправно экономить всем время — хотя бы на очередях, в которых стояли дальнобойщики, чтобы сдать документы и получить пропечатанные оригиналы на оформленный или доставленный груз. С переходом в электронную систему обработки и учёта данных у водителей фактически не возникнет надобности посещать таможенные органы.
В идеале процесс перевозки груза должен выглядеть так: когда транспортное средство пересекает границу, его номер, отражённый в сопроводительных документах, действует в таможенном режиме как логин на время от начала до окончания маршрута. Пока это только мечты, но в области цифровизации транспорта и логистики уже сделаны первые уверенные шаги. Например, концепция роботизированных автомобилей перестала быть утопией — беспилотники уже вовсю тестируют в Москве, Казани и Петербурге, причём уже не на полигонах, а на обычных общественных дорогах. Так что уже очень скоро наступит время, когда водителем автомобиля станет искусственный интеллект.
С этой точки зрения 1-го марта не просто приостановлен бумажный документальный оборот сопроводительных транспортных документов — это начало долгого пути к построению системы беспилотного перемещения грузов по всей планете. Конечно, это большой плюс для экономики, для контроля и учёта статистических и аналитических данных. А вот что даст человечеству в общем и целом переход от бумаги к байтам, покажет время.
____________________
* Кроме случаев оформления разрешения на вывоз товаров с территории ЕАЭС, а также изменений, удаления, уничтожения или замены средств таможенной идентификации — полный список исключений опубликован здесь.