{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Airbnb: сколько стоит открытость к изменениям?

Airbnb — онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Компания с двенадцатилетней историей, основанная в непростом 2008 году, объявила о выходе на IPO в декабре этого года.

Airbnb experience. Из открытых источников.

Полагаю, что нет необходимости пересказывать весь путь развития сервиса от запуска до настоящего момента. История успеха Airbnb известна всем. Многих она вдохновляет, побуждает совершать необдуманные поступки и сегодня.

Нам, менеджерам продукта, предпринимателям, маркетологам и всем заинтересованным лицам, гораздо важнее разобраться в том, как принимались решения на разных этапах развития, в каком контексте, что спровоцировало изменения, можно ли было пойти по другому пути.

Как все начиналось

В далеком 2008 году, когда все только начиналось, и совместная деятельность трех основателей, Брайана Чески, Джо Геббиа и Нейтана Блечарзика, походила больше на самозанятость, когда ничего не получалось, а если и получалось, то недолго, условия развития проекта во многом зависели от контекста и уже сформированных привычек и потребностей.

Потребность в Airbnb в 2008 году не видел никто. На рынке уже существовало проверенное решение, которым охотно пользовалась целевая аудитория — отели и гостиницы с рынком, старым как мир. Что мог предложить маленький, никому не известный стартап? Что основатели делали «по-другому»? Чем они были лучше конкурентов?

Ответ на эти вопросы зашифрован в самом названии компании. При этом следует уточнить, что Airbnb — это никакой не «воздух, кровать и завтрак». «Airbed» (c англ.) — надувной матрас. Именно надувной матрас стал минимальным жизнеспособным продуктом на начальном этапе развития сервиса.

Надувной матрас как вариант размещения — это «по-другому». Было ли «лучше»? Не уверена. Но точно было дешевле.

Не только матрасы и не только по работе

Ребята долго держались за идею надувных матрасов и не рассматривали другие направления развития. Только матрасы и только для тех, кто путешествует по работе, и на то были основания.

В 2008 году было сложно представить, что незнакомый человек мог переночевать в чужом доме даже за плату. Владельцы объектов размещения не доверяли людям «с улицы», переживали за свою собственную безопасность и сохранность вещей. Они были готовы принимать только тех, кто приезжал на конференции по работе, то есть тех, у кого была конкретная причина посетить город.

Путешественников также было сложно назвать абсолютно открытыми, готовыми ехать «в никуда» к незнакомым людям без каких-либо гарантий безопасности.

Основателям пришлось долго бороться с недоверием, и это во многом ограничивало рост компании. Только спустя некоторое время ребята стали всерьез задумываться о том, что платформой могут пользоваться путешественники, и добавили на сайт варианты отпускного жилья. Это решение позволило им выйти на мировой рынок впоследствии.

Airbnb logo explained. Из открытых источников. 

Открытость и гибкость

Сложно выбрать лучшее время для основания стартапа, чем 2008 год, время стагнации, мирового финансово-экономического кризиса и повсеместной безработицы. Думаю, что основатели тогда не совсем понимали, во что ввязывались. Их спасла способность подстраиваться под обстоятельства, которая сильно выручала в первые месяцы работы над проектом.

Кто способен заработать в кризис? Тот, кому в голову может прийти идея продавать хлопья для того, чтобы привлечь первые инвестиции. Тот, кто будет следить за событиями и подстраиваться, как подстраивались Брайан Чески, Джо Геббиа и Нейтан Блечарзик во время проведения национального съезда Демократической партии летом 2008 года. Тот, кто поедет на другой конец страны, чтобы поработать над контентом вместе с владельцами апартаментов.

Но готовность действовать, открытость и гибкость — не единственные факторы успеха. Основателям помогла ценность, которую продукт приносил клиентам. У владельцев жилья появилась возможность подзаработать в непростое время, а путешественники смогли тратить меньше и не отказываться от поездок из-за отсутствия ресурсов.

Несмотря на то, что первое время все было неоднозначно, и никто не гарантировал головокружительного успеха и даже того, что компания доживет до конца года, основателям удалось сделать невозможное. Они каким-то образом смогли пережить кризис, изменить отношение к своей идее, побороть недоверие и запустить тренд совместного потребления.

Не так давно Airbnb объявила о выходе на IPO в декабре этого года. По предположениям экспертов, сервис может привлечь $3 млдр. Ожидается, что компанию оценят в $30 млрд.

Напрашивается вывод — открытость к изменениям стоит дорого :)

Прочитать больше о выходе на IPO можно здесь.

** Статья написана в рамках прохождения программы-акселератора Product University.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда