Legal Design за 6 минут или заменят ли комиксы договоры?
Ваня, тот кто составил данный договор, совершенно точно ничего не слышал про Legal Design, если не хочешь быть Ваней, то читай нашу статью:)
Но для начала разберемся что же такое Legal Design. Legal Design - это применение человеко-ориентированного подхода к миру права, чтобы сделать правовые системы и услуги более удобными и легкими для понимания. В основе методологии Legal Design лежит метод дизайн-мышления или пользовательского мышления.
Legal Design имеет три порядка целей:
-помощь непрофессионалу и юристу-профессионалу;
-создание лучшего интерфейса для правовой системы и лучшего бэк-энда;
-работа над постепенными краткосрочными улучшениями и прорывными долгосрочными изменениями.
А теперь перейдем к самому интересному. Со сколькими договорами, уставами, политиками о конфиденциальности, различными соглашений вы сталкивались в своей жизни? Сотни, тысячи ответите вы, а сколько из них вы прочитали? Да-да, именно прочитали, а не просто открыли, ужаснулись, закрыли и поставили галочку, что согласны с условиями документа. Два-три? Вот и юристы наконец-то осознали проблему того, что люди не читают документы, и решили, что необходимо что-то менять. И бинго! Решение оказалось на поверхности: комиксы вместо скучных, долгих, занудных, избитых (продолжать можно еще долго, но вернемся к статье:)) привычных договоров.
Но не только количество букв в документах играет значение, а также то, что не все эти буквы знают. Несмотря на достигнутые за последние 50 лет успехи в сфере образования, население Земли еще далеко от всеобщей грамотности. По данным ЮНЕСКО, 750 миллионов человек в мире не умеют читать и писать, а это, между прочим, 10% населения Земли. Так как же люди будут знать свои права, если даже не могут их прочитать? Этим вопросом задались индийские власти и решили переложить законы в комиксы.
Если Вам все еще кажется, что Legal Design это что-то неправдоподобное или очень далекое, то просто взгляните на эти "договоры" с сотовыми операторами. Когда вы выбираете тариф на сайте телеком-оператора, скорее всего, оферта (предложение) оформлена в виде нескольких картинок. Они описывают существенные условия, которых достаточно для выбора услуги. Конечно, все равно, где-то есть еще большой и скучный договор, который и будет применяться в случае спора. На изучение условий тарифа, написанных юридическим языком, потребители бы тратили на много больше времени.
Как превратить политику по безопасности в игру?
Спросите компанию-разработчика игр Zynga. Игрок, путешествуя по городу PrivacyVille, мог узнать о различных аспектах политики и сыграть в викторину, правильные ответы на вопросы которой приносили бонусы в виде игровой валюты.Правда, сейчас игровой вариант политики с сайта убрали и заменили его на традиционный текст.
А теперь чуть серьезнее, мы прекрасно понимаем, что комиксы в виде договоров еще не скоро дойдут до России, а тем более до больших серьезных компаний, но нам кажется, что формат ниже на много приятнее взгляду и легче для восприятия, а следовательно, вероятность того, что его прочитают увеличивается в разы.
Как вы считаете смогут ли комиксы или облегченные версии договоров заменить привычные нам лонгриды или же чем сложнее и непонятнее язык, тем солиднее и весомее?