{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Личный опыт: 10 лет в иллюстрации. 10 правил работы с заказчиками

Привет! С вами снова Ира. Недавно готовила портфолио для заказчика и внезапно осознала - оказывается, в иллюстрации я уже 10 лет! 10, Карл! Вот такой вот юбилей.

Помимо обширных скиллов и опыта практически в любой сфере, за эти 10 лет я поняла несколько правил работы с заказчиками. Буду рада, если они помогут начинающим иллюстраторам. Все правила проверены лично мной и основаны на реальных примерах.

Заказчик чаще всего не понимает, что вы описываете словами

Представьте себе: совещание в банке, вокруг - десяток умнейших людей, которые могут хоть BPMN схему нарисовать, хоть план развития регионов проработать. И вот вы, вооружившись референсами, с вдохновением описываете идею иллюстрации. Каков шанс, что все эти люди вас поймут и “увидят” конечный продукт? Как показала практика - шанс минимален.

Irina Salvart

Тип мышления иллюстратора отличается от предпринимательского. Предприниматель видит логикой и цифрами, а иллюстратор - образами. Пока вы не покажете работу, она так и останется чем-то эфемерным.

Отсюда следующий пункт.

Не показывайте промежуточную работу

Только если это не скетч, по примеру карандашного, согласованный заранее.

Сколько раз я сталкивалась с этим! Делаешь набросок, чтобы быстрее показать заказчику концепцию, ждешь одобрения - и тут… “А что это с детализацией? А почему картинка в формате скетча? И разрешение какое-то низкое…” И ты полчаса убеждаешь заказчика, что это далекоооо не готовая работа, это просто для согласования… Уф, сколько времени я на это убила!

Нет, заказчик не будет додумывать и представлять - ему нужен результат.

К сырым работам спокойно относятся арт-директоры, дизайнеры, заказчики из gamedev студий - в общем, все, кто имеет образное мышление. С остальными лучше не экспериментировать.

Всегда заключайте договор, берите предоплату и фиксируйте исполнение актами

Наверное, у всех фрилансеров были истории из разряда “Я выполнил работу, а заказчик пропал”. Или - делаешь тестовое задание, тебе отказывают, а потом выясняется, что твоя тестовая иллюстрация прекрасно используется на ресурсе заказчика.

Поэтому сейчас я работаю по четкой схеме: договор - предоплата - акт приемки-передачи. Не бойтесь просить о предоплате и об оплате тестового - адекватный заказчик отнесется к этому спокойно. А неадекватные нам не нужны.

Irina Salvart

А зачем акт приемки-передачи? Чтобы обезопасить себя. По факту, пока акт не подписан, заказчик всегда может сказать: “Все фигня, переделывайте!” и даже запросить возврат оплаты.

Важно: договор лучше составить с хорошим юристом. Где его найти? Самый простой способ - через популярные площадки, типа Яндекс.Работы, YouDo и др. 1000-2000 рублей, потраченных на юриста, сэкономят вам километры нервов и сотни тысяч рублей в будущем.

Готовьтесь быть терпеливыми или отказывайте

На многих контрактах "попасть в цель" мне удавалось далеко не с первого раза. Порой, на крупных заказах, я делала до 10 работ, прежде чем заказчик говорил: "Ок, идем дальше".

Сколько раз я была готова остановиться, отказаться? Десятки. Однако я убеждала себя попробовать еще, заказчика - поверить в мои силы и опыт, и в 70-95% случаев получала весь заказ.

Иллюстрации - штука очень непредсказуемая и разнообразная. Вы же не можете залезть в голову заказчику. Поэтому приходится креативить. Советы тут простые:

  • перед началом работы давайте заказчику заполнить бриф, который прикрепляется к договору;
  • обсуждайте с заказчиком референсы, которые ему нравятся;
  • максимально точно определяйте стилистику новой работы;
  • если что-то не нравится в результате - подробно уточняйте, что именно. А лучше - просите референсы, где это выполнено хорошо, по мнению заказчика.

Отказывайте, возвращайте предоплату, если после 2-4 решений вы видите, что не сдвинулись с мертвой точки, ТЗ несколько раз изменилось, и вы не можете найти взаимопонимания. Пожелайте успехов и идите дальше с поднятой головой.

Будьте готовы работать по 16 часов, но учитесь отдыхать

Первый заказ на крупную для меня сумму я выполнила за месяц, работая по 12-18 часов в среднем. Это было безумно сложно! Сейчас я стараюсь не повторять таких марафонов, однако - когда приходит крупный заказчик - порой нам с помощниками приходится забывать о сне и еде.

Это выматывает морально, физически, однако это стоит того. Пожалуй, возможность выполнять такие заказы мне дает только умение отдыхать. Без этого - я выгорала, не раз и не два в своей жизни. Медитации, спорт и полное отключение от заказов на время - помогает, рисовать для себя - тоже.

Irina Salvart

Не тратьте на заказы больше 80% своего времени

Остальные 20% - учитесь. Как-то, сделав трендовый рисунок для себя и выложив его в инстаграм, я получила 10+ заказов на похожую стилистику в течение пары месяцев.

Изучайте тренды, смотрите работы ваших кумиров, будьте в курсе того, что происходит в мире и учитесь. В этом ключ постоянной популярности и регулярных заказов.

Рассказывайте о результатах вашей работы

  • Инстаграм помог мне найти многих хороших заказчиков. Если не умеете его вести - заплатите 10-15 тысяч рублей профессионалу.
  • Дружите с заказчиками - порой они могут принести вам гораздо больше, чем инстаграм.
  • Ведите другие соцсети (ВК, ФБ, Линкед). С них приходит не так много людей, однако редкий, но крупный заказ может порадовать вас раз в неделю, две.
  • По возможности - ведите блог. Я пока не нашла времени для полноценного ведения блога, однако, наблюдая за коллегами, я вижу позитивный отклик и увеличение заказов именно с их ресурсов.

Найдите помощников

Даже работая по 16 часов, с некоторыми заказами невозможно справиться в одиночку. Хотите сделать 250 иллюстраций для мобильного приложения за месяц? Готовьтесь искать команду.

К сожалению, иллюстраторов, которые могут работать в любом стиле - не так много, поэтому создайте табличку со стилями и внесите туда вашу будущую звездную команду.

А вот как работать с творческими людьми, другими иллюстраторами, добиваться от них качества в требуемый срок - это тема для отдельного материала. Если вам понравится эта статья - напишу.

Помните о себе

Большая, насыщенная и интересная жизнь ждет вас не только по ту сторону монитора, планшета. Пользуйтесь техникой, которая вам нравится, рисуйте в разных местах, тратьте заработанные деньги, радуйтесь жизни.

iPad + Pencil + немного железа позволяют мне работать из любой точки мира, рисовать, находясь на пляже, потягивая мохито; создавать креативы в парке, слушая пение птиц. Конечно, для моушн-дизайна иногда требуется мощный компьютер, однако такие задачи встречаются редко и занимают не больше 10% времени.

На этом на сегодня все - буду рада, если мой опыт поможет вам в нелегком, но очень креативном (и денежном :)) пути иллюстратора. Готова ответить на вопросы. Если у вас есть другой интересный опыт взаимодействия - расскажите о нем в комментариях.

С вами была Ира, не прощаюсь :)

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Belousov

В России конечно тяжело работать иллюстратором, у нас, к сожалению мало людей, которые могут достойно заплатить за классную иллюстрацию.

Поэтому лучше всего как можно раньше начать учить английский язык и искать заказчиков за рубежом, продвигать себя на международных площадках.

+ совет менеджерить других иллюстраторов на мой взгляд не очень хороший.

И тут нужно определиться - что вам ближе - менеджерить других, быть арт-директором или делать все самостоятельно как иллюстратор.

Иначе получится так, что в долгосрочной перспективе вы и менеджером хорошим не станете,  так и навыки иллюстратора будут слабее чем у того, кто уделяет этому 100% своего времени.

И если цель быть именно иллюстратором, то тогда надо все запросы, где нужна команда либо отклонять, либо просто передавать лиды знакомым студиям и получать свой процент. 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Степанчиков

Статья огонь, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сальварт
Автор

Большое спасибо за оценку!)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сальварт
Автор

Про Россию точно подмечено. У меня есть несколько зарубежных заказчиков, и работать с ними в разы проще и приятнее. Так что да - в планах еще лучше выучить английский и брать больше заказов из-за рубежа.

По поводу работы с другими иллюстраторами. В моих планах это выглядит так: развиться в качестве иллюстратора и заработать себе имя, а затем открыть иллюстраторское агентство. И, кстати, командой мы тоже работали неплохо. Если был крупный проект, то я брала на себя управление + наиболее сложную работу, а другим иллюстраторам давала менее сложные, рутинные задачи.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Часто встречаю, что многие знакомые творческие люди думают также - я сделаю себе имя и потом открою агенство.

Но в итоге получается, что в погоне за количеством клиентов они стараются взять как можно больше заказов не обращая внимания на качество этих заказов. Но по мне - это ложный путь, который не ведет к максимизации прибыли и удовольствия.

Даже с точки зрения примеров заказов в статье - заказ на 250 иллюстраций - это отличный заказ для агенства, легко просчитать трудозатраты и гарантировать клиенту результат .

Но сделать 250 однотипных иллюстраций - это ужасный заказ для частного художника или иллюстратора, особенно если это заказ от малоизвестной компании где результат нужен как можно быстрее. В этом заказе много рутины.

По сути любому иллюстратору, художнику или дизайнеру нужно понять какой путь ему ближе

1) путь творца - я называют его путь Покрас Лампас. Известный художник, иллюстратор, работает с крупными брендами, лично делает большинство своих проектов, ведь заказчики хотят работать именно с ним. каждый проект увеличивает силу его личного бренда. Ограниченное количество заказчиков, строгий отбор так как его личное время ограничено.

2) путь агенства - делегирование большей части своей работы, для успеха важна система - системный найм, системные продажи. Все четко - убытки минимизировать, прибыль максимизировать, идеально когда все работает само без участия собственника.

Если творец где-то посередине, то это путь к выгоранию и малобюджетным и плохооплачиваемым заказам.

И тут нужно сделать выбор и дальше его строго придерживаться. Вам нужен сильный личный бренд? Тогда зачем тратить драгоценное время на менеджмент не важных и скучных заказов, которые не растят ваш личный бренд?

Если вам нужно агенство и хочется бизнес который будет приносить прибыль с вашим минимальным участием, то тогда зачем вам самостоятельно создавать иллюстрации?

Ведь для основателя успешного агенства в первую очередь важны навыки продаж, менеджмента, найма, маркетинга.

Возможно стоит уже сейчас просто собрать группу иллюстраторов и начать искать им заказы и растить бренд агенства, выстраивать системный маркетинг и продажи

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сальварт
Автор

Большое спасибо за Ваше мнение! Очень подробно и четко все описали.
Что касается меня - я все-таки выбираю нечто среднее. Я не претендую на роль творца с суперузнаваемым стилем. Я просто делаю упор на качество. Как художнику, мне неинтересно рисовать 250 однотипных иллюстраций, сделанных "на отвали". Я работаю в любых стилях и жанрах, но неизменно одно - свою работу всегда делаю максимально качественно. 

Вот примеры заказов, которые мне было интересно выполнять:

- Отрисовка крутого комикса - от образов героев до продумывания сцен
- Красивое оформление соцсетей известного магазина;
- Серия иллюстраций к качественной детской книге.

Каждая из этих работ требует не собственного стиля, но четкого следования ТЗ, креативности и хороших иллюстраторских скиллов.

Что касается агентства - к выбору "подшефных" иллюстраторов я тоже отношусь очень придирчиво. Когда мне нужен помощник, а все мои коллеги заняты, я готова часами просматривать Беханс, чтобы увидеть то, что мне действительно понравится. Собирая агентство, я буду так же относиться и к выбору команды. И здесь уже моя роль будет в общении с заказчиками, выдаче ТЗ и отрисовке первичных референсов, по которым уже и будет работать команда.

Не исключаю, что особо сложные работы я буду делать сама, а помощникам доверять второстепенные. Например, отрисовать орнаменты в детской книге или сделать черновой эскиз к обложке.

По поводу менеджмента и поиска заказов - тоже, думаю, проблем не будет, т.к. я уже руководила группами иллюстраторов, а по поводу маркетинга мне есть, к кому обратиться)

Ответить
Развернуть ветку
Ralph Quite

Спасибо за статью!
Если у вас будет время, не могли бы вы поделиться советом где и как искать заказы на илюстрацию для начинающего художника?
На биржах или другими способами)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сальварт
Автор

Спасибо большое за оценку статьи) На самом деле, методы стандартные - сарафанное радио, соцсети и, конечно, хорошо оформленный профиль на Бехансе и Иллюстраторс.ру. Когда зарекомендуете себя и сделаете хорошее портфолио, заказы не заставят себя ждать) И, кстати, спасибо за идею - постараюсь в следующих постах раскрыть тему по поиску заказов.

Ответить
Развернуть ветку
Ralph Quite

Спасибо за такой развернутый ответ! Будет здорово, если вы напишите про началос воей карьеры или еще о каких то аспектах работы иллюстратора.
Ваш опыт - бесценен для начинающих

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Сальварт
Автор

Очень рада, что Вам интересна тема. Тогда точно надо написать)

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда