{"id":13657,"url":"\/distributions\/13657\/click?bit=1&hash=566d340c54b853eeeda9db62318bf71978b30f8d7cf7d9099caa6c0c5d13ed5b","title":"\u041a\u0430\u043a \u0434\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0444\u0438\u0446\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0440\u0442\u0444\u0435\u043b\u044c? \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u00ab\u0437\u0435\u043b\u0451\u043d\u044b\u043c\u0438\u00bb \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d34c044f-5676-50b8-b978-ab47dfaf9fed","isPaidAndBannersEnabled":false}
Pavel

Как составить дорожную карту продукта и расставить приоритеты

Любой из нас хоть один в жизни делал какой-нибудь продукт. Это могло быть строительство жилища, поделка в школе, таблица в экселе на работе. Для трудных товаров, мы оформляем проект и определяем последовательность наших поступков - в начале я нарисую чертеж, затем куплю материалы, затем найму трудящихся, затем возведу фундамент, вслед за тем каркас, крышу и например дальше. Стоимостью нехорошего планирования делаются наращивание сроков выполнения плана, бесполезные издержки, не совпадение итога с ожиданиями и в том числе и крах плана.

В бизнесе все тоже самое, помноженное на потери от затрат на производство и упущенной выгоды. Очевидно, что планирование и приоретизация на этапе построения дорожной карты (roadmap) продукта - одна из важнейших задач продакт-менеджера. Он нее зависит дальнейшая судьба продукта и поведение вовлеченной команды в процессе его создания.

Но это не означает, что первоначально спланированный и утвержденный документ будет неизменным на протяжении всего жизненного цикла разработки. Мы должны быть гибкими, применяя так называемый Agile подход, изменяя требования к продукту в зависимости от меняющихся условий рынка, заказчика и прочих внешних условий.

Дорожная карта продукта - не оперативный список дел. Это стратегический документ, предназначенный помочь разработать план продукта и помочь вашей команде в выполнении этого плана.

Прежде чем что-то делать, определите для чего нужен ваш продукт

Почему вы разрабатываете этот продукт таким образом, отдавая приоритет этим фичам продукта, для какой именно аудитории? Это ключевые стратегические вопросы, которые вы должны задать себе и своей команде на начальном этапе разработки нового продукта или обновления существующего.

Если вы не можете ответить на эти вопросы - в идеале, с данными, подтверждающими ваши ответы, то вы не оправдаете затрат времени и ресурсов на разработку.

Для определения потребности, мне нравится формула предложенная А. Морейнисом: Аудитория - Канал - Мессадж. Она означает, что для конкретной целевой аудитории нужно найти канал их привлечения и донести главное ценностное предложение, удовлетворяющее их существующую потребность с помощью вашего продукта. Если какой то из составляющих не существует - продукт скорее всего никто не купит. Помните, продукт это не то, что вы продаете, а то, что люди покупают.

Как создать Roadmap

Шаг 1. Определитесь со стратегией

Стратегия - это то, как вы собираетесь продвигать свой продукт. Например, чтобы ваша компания инвестировала средства в разработку, заинтересованные стороны должны знать, каких бизнес-целей достигнет ваш продукт. Они ожидают ответов на вопросы: Кто будет использовать продукт? Какую проблему решает продукт? Как сейчас пользователи удовлетворяют эту потребность (прямые и непрямые конкуренты)?

Кроме того, определите отличительные признаки (лучшесть), которые выделяют продукт среди других на рынке. Критерии определения: вы либо делаете это быстрее других, либо дешевле, либо качественнее. Причем этот критерий должен быть в разы лучше других. Пример - Яндекс Такси стал подавать машину в несколько раз быстрее, чем это было раньше, захватив тем самым лидерство.

Другой подход - делать это совершенно другим способом для других людей, то есть наносим удар конкурентам по флангам, отжирая часть узкой целевой аудитории, которым предназначен ваш продукт. Пример: юридические услуги для глухонемых.Соеденив эти ответы с видением продукта, у вас будет прочная структура, из которой последует остальная часть продукта. Свяжите свою стратегию продукта с дорожной картой.

Если ваша дорожная карта не основана на знании того, что нужно вашим клиентам, эта дорожная карта быстро устареет.

Помните о миссии: существует высокая цель, которой вы можете не достигнуть, но будьте уверены, что потребность в этой цели так и останется существовать для ваших клиентов, даже в этом случае.

Создавайте продукт с осознанием того, что он может изменить видение, но само видение неизменно.

Шаг 2. Соберите требования к продукту

Есть три основных источника, откуда можно собрать информацию, чтобы помочь вам определить ваши требования:

  • поговорите с отделом продаж и поддержки клиентов. Они из первых рук знают, как внешний мир относится к существующим продуктам вашей компании и взаимодействуют с ними, и, вероятно, получат отзывы клиентов, которые помогут вам расставить приоритеты для новых функций. Их понимание дадут вам идеи о том, что следует учитывать в будущих выпусках.
  • Взаимодействуйте напрямую с потенциальными и реальными пользователями вашего продукта - проводите глубинные, исследовательские интервью, спрашивайте об их опыте пользования аналогичными продуктами и о том, как сейчас они решают существующую проблему. Узнайте, тратят ли пользователя деньги на решение данной задачи - это основной фактор, подтверждающий существование проблемы и готовности ее решать.
  • Опирайтесь на свой опыт и компетенции. Подумайте, какие компоненты наиболее важны для ваших клиентов. Где узкие места, где точки роста. Сфокусируйтесь на том, что можно значительно улучшить, чтобы увеличить привлекательность продукта.

Шаг 3. Определите дельту сроков для вашего проекта

Уровень детализации вашей дорожной карты должен оставить место для новых идей и гибкого реагирования. Пока вы воздерживаетесь от жестких сроков, вы не обязываете свою команду выполнять обещания, которые они не смогут выполнить. Ключевой функцией вашего роадмапа является предоставление рекомендаций. Вместо того, чтобы указывать конкретные даты производства, укажите сроки проведения брейнштормов, для внесения корректировок и инициатив в проект, например, раз в месяц или в квартал.

Это не означает, что у проекта нет сроков, это значит, что вся команда готова к изменениям в процессе разработки, чего требует современный рынок.

Шаг 4. Определите заинтересованные стороны в проекте и адаптируйте карту в соответствии с их интересами

Один вид дорожной карты может не подходить для разных членов команды. Разработчикам нужно одно, дизайнерам второе, руководителям третье, инвесторам четвертое. Для каждого из них нужно создать свою карту.

Нужно помнить, что дорожная карта стратегический документ и ваши цели как продуктолога могут отличаться от целей руководителей.

Когда заинтересованные лица-руководители собираются вокруг вашей дорожной карты и говорят: «Покажите нам, что вы планируете», они не хотят видеть детали каждой функции на уровне разработки. Они хотят посмотреть, как это поможет компании увеличить долю рынка или какой рост выручки это принесет в следующем квартале.

Напротив, когда вы взаимодействуете с вашей командой разработки, они хотят знать, что вы планируете, в разрезе разработки продукта - какую технологию вы попросите их использовать, в какие сроки им нужно будет выполнить работу, и каковы будут их повседневные задачи и приоритеты.

Это критически важный компонент разработки дорожной карты. Вам нужна способность представлять разные взгляды и разные уровни детализации в зависимости от команды или аудитории, которую вы представляете.

Шаг 5. Приоретизируйте стратегические темы и начинайте делать карту

На этом этапе у вас должно сложиться стратегическое видение продукта и пора определиться с инструментом для создания самой карты. Выбор инструментария широк и это выходит за рамки этой статьи, лично я предпочитаю Jira.

Начните с подхода сверху вниз. Определите основные вехи продукта широкими мазками. Для каждой из этих тем создайте полосу времени на дорожной карте (верхний уровень, эпик, который в дальнейшем будет разбиваться на подзадачи). Вы всегда можете переместить эти темы позже несколькими щелчками мыши или перетаскиванием, если нужно изменить порядок приоритетов или сроки.

Теперь приступайте к детализации каждого эпика, расписывая какие шаги нужны для его выполнения. Назначайте конкретные задачи ответственным подразделениям или людям, определяйте сроки задач.

Шаг 6. Поделитесь своей дорожной картой

Основная причина по которой стоит, чтобы дорожная карта продукта была видна любому сотруднику организации и даже клиенту в том, что она представляет план выполнения конкретного проекта.

Как уже говорилось, дорожные карты несут информацию о том, что строит ваша команда, описывает проблемы, которую решит продукт, а также бизнес-цели, которые ваш продукт стремится достичь. Это означает, что ваша дорожная карта напрямую говорит о внешних или внутренних сложностях и наглядно представляет ваши намерения их решить.

Обмениваясь дорожной картой вовне, вы даете понять, что осведомленность клиентов является важной частью успеха вашего продукта, что увеличивает вероятность будущей покупки и увеличивает лояльность. Кроме того, это лишняя возможность пообщаться с клиентами и создать историю вашего бренда.

Шаг 7. Оставайтесь гибкими - все будет меняться со временем

Когда вы наконец достроите детали своей дорожной карты, вы должны осознавать, что ни одна из этих деталей не высечена на камне. Приоритеты компаний меняются. Уровни ресурсов меняются. Действия конкурентов могут привести к изменению графика разработки или выпуска продукта.

Будьте готовы внести быстро изменения в карту с минимальными потерями в производительности и эффективности взаимодействия с командой и заказчиками.

Однако имейте в виду, что у дорожной карты продукта должен быть один владелец - этот человек единственное лицо, уполномоченное добавлять и удалять элементы.

Регулярно возвращайтесь и перечитывайте свою карту.

Это поможет вам определить тенденции и установить приоритеты. С тех пор как я начал выделять несколько минут на мою дорожную карту каждое утро, мои рабочие дни стали более осознанными. Я анализирую как детализацию (над чем каждый член команды работает сегодня? Насколько мы близки к следующему релизу?), так и общую картину (мы находимся на пути целям в соответствии с нашей стратегией?)

Это дает чувство контроля и перспективы такого подхода к управлению продукта.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null