{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Тюльпан по цене целого дома, истерия и ажиотаж. Два примера крупнейших пузырей на рынке

Одна из самых серьёзных проблем акций — непредсказуемость цены. Всему виной человеческий фактор. Инвесторы, конечно, стараются адекватно оценивать показатели компании и продавать свои доли по нормальной цене, но получается не всегда. Если завтра все резко, просто так, поверят в светлое будущее компании — цены на акции взлетят до небес. А в самой компании в этот момент может совсем ничего не измениться. Так на рынке образуются пузыри.

О "тюльпановом" пузыре

Самый классический пример пузыря на рынке — продажи голландских тюльпанов в 17 веке. К этому времени в Нидерландах научились выводить красивые тюльпаны разных цветов, которые очень понравились остальной Европе. Понравились — слабо сказано.

Миленькие цветочки из милого украшения быстро превратились в настоящую инвестицию. Цена тюльпана на старте равнялась трём годовым заработкам среднестатистического ремесленника. На растущую цену быстро прибежали спекулянты, и цена выросла ещё сельнее. На неё набежало ещё больше инвесторов...и.т.д. Основная часть спеклянтов была, кстати, из Германии.

Уже в 1633 году стали появляться новости о том, что люди продают свои дома за пару-тройку семян. В 1635 началась торговля контрактами на тюльпаны — цветы никого больше не интересовали, спекулянтам хотелось денег. Дошло до того, что торговали асами — 5% от веса луковицы.

В итоге в 1636 году пришли известия с полей сражений о том, что немецкая армия потерпела крупное поражение. Инвесторы, зная, что немцы покупают больше всего тюльпанов, испугались и начали истерично продавать свои цветы и контракты. Пузырь лопнул. Большинство людей остались без денег.

О "доткомовском" пузыре

В конце 90-х интернет и технологии перешли в фазу активного роста, и этим заинтересовались инвесторы. Они скупали ценные бумаги крупнейших технологических компаний в огромном количестве, тем самым надувая пузырь на рынке.

Их стараниями цены на акции подскочили в несколько(иногда десятков) раз. А потом неожиданно оказалось, что всё это — фикция, а технологические компании на самом деле столько не стоят. На рынке произошла корректировка, пузырь лопнул, цены обвалились до нормальных значений, а инвесторы остались без денег.

Это вовсе не значит, что технологические компании не стоят много — просто тогда на них возложили слишком большие ожидания. В следующий раз цены на акции достигли "доткомовского" пика только в 2015. Только тогда это уже вряд ли был пузырь. Всё-таки Microsoft в 2000-х и Microsoft в 2015 — разные компании. И по потенциалу, и по стоимости.

Динамика стоимости индекса NASDAQ-100, объединяющего 100 самых технологичных компаний на рынке.

Выводы

Пузырь на фондовом рынке — это когда стоимость актива сильно завышается без видимых на то объективных экономических причин. На повышенную цену приходят новые спекулянты и повышают цену ещё раз. На наё приходят ещё больше спекулянтов. Получается снежный ком. Потом он, как правило, лопается, цена обваливается до нормальных значений, а инвесторы остаются без денег.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда