{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Могут ли “русские хакеры” привлечь в Россию иностранных студентов?

Русских хакеров знают все. Но очереди из иностранцев, желающих изучать IT в российских университетах, все еще нет. Команда Zavtra.Online разбирается, почему — и что с этим делать

“Русские программисты лучшие в мире. Русские хакеры — самые злобные в мире,” — говорит в интервью Forbes Евгений Касперский. И он в этом мнении не одинок. Русские хакеры — это уже бренд: о них слышали даже те, кто от мира IT далек. Их боятся — новости о том, что русские хакеры опять взломали чьи-то правительственные серверы, расшатывая политический уклад очередной страны, появляются каждый месяц. Самые громкие их “достижения” — в 2016 году они якобы саботировали выборы президента в Америке, чему CNN посвятил целое масштабное расследование. А в 2020-м, по слухам, приложили виртуальную руку к организации протестов в Миннеаполисе. И, конечно, снова вмешались в выборы. В докладе Microsoft, исследовавшем массовые хакерские атаки в США этой осенью, именно русские хакеры из всех оказались самыми агрессивными. Они атаковали более 200 организаций, связанных с президентскими выборами.

Насколько правдивы эти истории, и так ли в самом деле опасны и могущественны пресловутые русские хакеры, рассуждать можно долго. Российские официальные лица говорят, что все не так. И доля вредоносной активности в киберпространстве, исходящей за последние три года из России, — всего от 2 до 7%. Как бы то ни было, сила бренда — “русских хакеров” — очевидна. Отметились они даже в кино. И если в “8 подругах Оушен” о них просто шутят, — когда ищешь хакера, находится только кто-то из России; когда встречаешь русского, он точно хакер, — то в других им достаются роли вполне серьезных злодеев. Как компьютерный гений Иван Ванко из “Железного Человека-2” или Борис Грищенко из Бондианы.

“Золотой глаз” с Грищенко и Бондом вышел на экраны в 1995 году — именно в 90-х и началось становление бренда “русский хакер”. Хотя в то время компьютеры только начали выходить в массы, освоили в России их быстро — и быстро научились взламывать системы. В чем секрет? Главных факторов называют два. Первый — сильное инженерное образование, крепкая база по математике. Второй — в СНГ это были смутные времена, правительства перестраивались, а правоохранительные органы были в лучшем случае заняты расследованием преступлений “в реале”. За порядком в виртуальном пространстве никто не следил — и регулирующего киберпреступность законодательства тоже не было. Так что у местных киберэнтузиастов — в основном студентов мехматов — были развязаны руки. Тогда хакеров из стран СНГ начали опасаться — из-за, например, массового мошенничества с кредитками.

К концу 90-х движение заметили официально. И вопросы кибербезопасности стали подниматься и в России. В это время в российских вузах стали появляться кафедры по информационной безопасности — в МГУ, МФТИ, МГТУ имени Баумана, ЛЭТИ, ИТМО.

Спрос на IT-специалистов во всем мире только растет. Легенда о русских хакерах сильна. Казалось бы, это лучшая реклама. Но очереди из иностранных студентов, желающих поступить на IT-специальности в российские университеты, нет. Несмотря на то, что на их привлечение тратятся бюджеты по федеральной программе «Экспорт образования». Так почему же? Чего не хватает российским техническим университетам — и что делать?

Мы в Zavtra.Online помогаем вузам актуализировать свои программы в сфере высоких технологий — и успешно перенести оффлайн-компетенции в онлайн-формат. Первым нашим большим проектом стала онлайн-магистратура “Наука о данных”, запущенная совместно с НИТУ МИСиС. И о том, что действительно мешает успеху российских вузов, мы спросили их представителей.

“В области IT, — рассказал Денис Калитин, заместитель директора института информационных технологий и компьютерных наук НИТУ МИСиС, — все очень быстро меняется. Наши университеты зачастую просто не успевают за этими переменами. За тенденциями развития в IT. И тут без технологического партнера просто никак. Вот у нас появилась совместная магистратура с Zavtra.online by Skillfactory — и мы видим, конечно, результат. 102 студента в первый же набор!”

Итак, пункт первый — университетам зачастую не хватает мобильности. В сфере digital все действительно меняется на глазах: возникают новые профессии, новые технологии, новые сферы и способы их применения. И традиционный университет, заведение с историей, опытом, может дать прекрасную базу — но не всегда справляется с подачей именно актуальной и свежей прикладной информации.

По результатам исследования IDC и Microsoft «Состояние цифровых навыков в Центральной и Восточной Европе», (включающей и Россию) работодатели уже столкнулись с дефицитом квалифицированных и современных IT-кадров. Только у 3,5% специалистов есть необходимые навыки для цифровой трансформации. Какие именно навыки должны быть актуальны в ближайшие несколько лет и на что обратить внимание? Таких пять: это анализ больших данных, использование приложений для совместной работы, автоматизация процессов, мобильность и знания в информационной безопасности. А больше всего в данных момент ощущается нехватка людей, занимающихся облачными технологиями.

“Но и одной только качественной образовательной программы мало, — добавляет Оксана Полякова, заместитель директора института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета. — Нужно уметь привлечь внимание к университету, нужны целенаправленные усилия именно для продвижения. И в этом классические образовательные институции тоже не очень сильны. Очень помогает присутствие компании-партнера — у них есть опыт и ресурсы, которых зачастую недостаточно. Маркетинговые подразделения, понимание последних образовательных трендов — в продвижении они гораздо эффективней, чем университетские.”

Действительно, часто университетам не хватает именно таких компетенций: в продвижении, рекламе, правильной подаче себя. Те же “русские хакеры” теоретически могли бы стать приманкой для студентов. Образ этот, хотя и выходит за правовые рамки, все-таки по-своему привлекателен. Вспомните, как хакеров изображают в кино — от собственного “Хакеров” с Анджелиной Джоли и Джонни Ли Миллером до “Девушки с татуировкой дракона”.

Хакеры (1995)

movies.alldbx.ru


Девушка с татуировкой дракона 

zastavki.com

Да и вне кино образ у IT-специалистов тоже вполне привлекательный: о них известно, что им много платят, и работают они из любой точки мира. А еще их всегда не хватает: каждая пятая вакансия на рынке труда в Москве открыта как раз в сфере IT. Больше всего ищут вновь специалистов по информационной безопасности — а также программистов 1C и PHP. Ждут молодых data scientists, разработчиков Ruby и iOS. Но идею идти в IT одни только эти факторы все равно “продают” пока недостаточно.

Как же сделать так, чтобы пазл сложился? Решением становится именно сотрудничество двух сильных брендов: университета и EdTech-компании —такой, как Zavtra.Online by Skillfactory. У университета есть своя теоретическая база, многолетний опыт, традиции и репутация. У EdTech-компании — гибкость и понимание того, как устроен быстро меняющийся и растущий рынок. А также опыт в маркетинге и компетенции в сфере онлайн-образования, которых иногда не хватает классическим университетам. Новое время требует новых подходов, форматов и свежего взгляда — именно их может принести такое партнерство. Университет делится своими знаниями, мы помогаем усовершенствовать программу, переложить ее в онлайн-формат, сделать более практикоориентированной — практике уделяется до 70% процентов времени. И этот момент для многих студентов становится решающим: ведь именно излишнюю “теоретичность” часто ставят в упрек классическим программам.

Такие партнерства выгодны для всех сторон: и для университетов, и для EdTech-компаний, и конечно же, для самих студентов, которые получают доступ к самым свежим и актуальным знаниям, возможность учиться в своем ритме — и в по-настоящему интересной сфере, за которой будущее. И именно это в конечном итоге — главная цель нашей работы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда