Рост выручки с 20 до 72 млн рублей за 3 года: кейс по автоматизации Института современного образования от Вебфлай
«Институт современного образования» занимается дополнительным профессиональным образованием. По итогам 2021 года его выручка составила 72 млн рублей, а ежемесячное количество заявок на обучение — свыше 2600. Но так было не всегда. Еще в 2018 году выручка ИСО была 20 млн рублей, а заявок — несколько сотен в месяц. Выйти на новый уровень институту помогла, в том числе автоматизация бизнес-процессов от Вебфлай. В какой-то мере это был вопрос выживания.
ОБ ИНСТИТУТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИСО — подразделение крупного коммерческого воронежского вуза — Института менеджмента, маркетинга и финансов, образовательного учреждения с 30-летней историей. В 2017-2018 годах ИММиФ столкнулся с падением спроса на высшее образование: самих студентов было мало — сказалась «демографическая яма» 90-х. Кроме того, государство отзывало лицензии у коммерческих вузов: в период с 2014 по 2017 годы в России их число сократилось почти вдвое.
Институту необходимо было искать новые рынки, и он сделал ставку на дистанционное образование: переподготовку и повышение квалификации специалистов по всей России (педагогика, бухучёт, контрактные закупки, охрана труда), а также очные курсы английского и программирования для взрослых и детей. ИСО требовалось создать с нуля IT-инфраструктуру для отделов продаж и маркетинга, чтобы переориентировать бизнес на дистанционное обучение по всей России. Чтобы справится с этими задачами «Институт современного образования» обратился в Вебфлай.
ЧЕМ ВЕБФЛАЙ ПОМОГЛИ
- Проанализировали рутинные действия менеджеров по продажам и методистов
- Оцифровали отдел продаж и распределение заявок
- Сделали автоматической отправку писем и напоминаний
- Автоматизировали загрузку и составление документов
- Автоматизировали маркетинг и внедрили сквозную аналитику
- Избавили методический отдел от ручного формирования документов
- Автоматизировали получение доступа в учебный кабинет для новых студентов и работу технического отдела
- Обучили сотрудников работе с системой, закрепили навыки
- Внедрили приложение Индекс NPS для оценки уровня удовлетворенности клиентов
- Разработали посадочные страницы для компьютерных курсов и занятий по английскому языку
Клиенту установили CRM-систему Битрикс24. Облачное решение работает через браузер. Также у Битрикс24 есть мобильное приложение, если нужно отслеживать рабочие процессы вне офиса. К системе имеют доступ руководство и сотрудники всех отделов, чья работа связана с каким-то из этапов сделки. В целом, создание новой цифровой бизнес-структуры института разделили на 4 стадии. Перед основными шагами внедрения провели аудит и обучение.
ШАГ 1: АУДИТ
Первое для Вебфлай — это понять цели руководства (экономические, технические, производственные), определить на каком уровне автоматизации находится предприятие, и по шагам спланировать, как клиенту прийти к новым целям. Далее Вебфлай вместе с руководством и сотрудниками, которые задействованы в операционных процессах описали, как и какие задачи выполняют специалисты, что им нравится и не нравится в нынешней работе, какие рутинные действия они совершают, и что можно улучшить. Сотрудники прямо влияли на то, как настроена система.
Затем под конкретные цели составили технические задания, нарисовали «идеальную картинку» будущих процессов работы, определили промежуточные этапы и приоритеты: какую деятельность оцифровать в первую очередь. Для ИСО это был отдел продаж, то есть основной канал прибыли. Только после экспертизы бизнес-процессов и их оптимизации Вебфлай начал оцифровку и внедрение IT-инструментов.
ШАГ 2: ОБУЧЕНИЕ И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Вебфлай внедрили ИСО уже продуманную и описанную систему, показали сотрудникам, как она работает. Затем каждый специалист повторил эти шаги, чтобы закрепить навык, а CRM-аналитик подсказывал, если с первого раза у менеджера не получалось.
ШАГ 3: ОТДЕЛ ПРОДАЖ
Одной из целей ИСО было кратно увеличить количество лидов с той же конверсией, при этом не расширяя штат. Если в 2018 году менеджеры обрабатывали несколько сотен заявок в месяц, то в 2021 году — уже более 2600. С этим потоком лидов сейчас справляются 8 менеджеров отдела продаж. Клиентами ИСО стали специалисты по всей России.
Вебфлай настроили для сотрудников воронку в CRM и распределение заявок, внедрили KPI. У системы есть интеграция с почтой, где настроены напоминания и автоматическая рассылка писем, и с телефонией.
Также система связана с интернет-эквайрингом, и теперь будущий студент автоматически получает ссылку для быстрой оплаты. И в CRM сразу видно, оплатил ли слушатель деньги за курс. Раньше специалисты института составляли и отправляли квитанции вручную, а клиенту приходилось идти с ними в банк.
Поскольку оплата в Битрикс24 стала приходить быстрее, то менеджеры начали скорее достигать заданного KPI. Сотрудники видят кто успевает выполнить план продаж, а кто немного отстает. Менеджеры видят успехи друг друга и стремятся работать лучше, ведь никто не хочет оказаться последним в рейтинге отдела. Это уже психология, но такие параметры без оцифровки оценить невозможно.
Также у менеджеров отдела продаж сократилось взаимодействие с другими подразделениями, уменьшилось время на согласование документов. И минимизировался негатив от клиентов, которым что-то не отправили вовремя или просто забыли прислать. Теперь это делается автоматически.
ШАГ 4: МАРКЕТИНГ
Институту автоматизировали маркетинг и внедрили сквозную аналитику. Теперь в системе отображается общее количество сделок и продаж, с какого канала пришло больше или меньше клиентов, целевые это заявки или нет. Руководители видят все рекламные расходы и окупаемость канала, а их у ИСО более 20: сайты по направлениям обучения, лендинги для таргета и вебинаров, соцсети. CRM также показывает количество звонков по телефонии и писем с сайтов откуда приходят заявки, с какой рекламной кампании перешел клиент и по какому запросу в поисковике человек нашел сайт ИСО. Такая аналитика даёт понимание какой канал можно увеличить, а какой стоит закрыть и перераспределить бюджет.
ШАГ 5: МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
С помощью оцифровки процессов методический отдел избавили от ручного формирования документов: договоров, отчетов, сертификатов, дипломов. В CRM у сотрудников есть вся информация о студентах: программа обучения, сроки сдачи контрольных работ. Систему интегрировали с образовательной платформой Moodle. Ранее эти данные собирали вручную от 3 дней до недели из разных источников, сводили, и только потом отправляли в Минобразования РФ. Теперь отчет делается в несколько кликов.
ШАГ 6: УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ
Для технического отдела важно было автоматизировать доступ в учебный кабинет для новых студентов. После оплаты курса система подключается к образовательной платформе, автоматически формирует ссылку для доступа и отправляет клиенту. Слушатель в другом часовом поясе получит свой логин и пароль на сайт, даже когда в Воронеже ночь. Раньше технический отдел вручную делал учетные записи для новых студентов, отправлял эти данные в отдел продаж, а уже они — клиенту. До автоматизации этот процесс занимал немало времени и не исключал «человеческого фактора».
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЛОЖЕНИЯ
ИСО вкладывает деньги в автоматизацию бизнес-процессов поэтапно. Начали с отдела продаж, получили прибыль, продолжили внедрять CRM в работу других подразделений.
Общая сумма затрат на услуги Вебфлай за 3 года:
- Оплата лицензии Битрикс24 — 438 172 рублей,
- Оцифровка работы отдела продаж, автоматизация маркетингового отдела, технического отдела, учебно-методического — 425 490 рублей,
- Внедрение приложения Индекс NPS для оценки уровня удовлетворенности клиентов — 69 048 руб./год (цена подписки сейчас),
Всего: 932 710 рублей.