О национальном гастросознании

«Умом Россию не понять…» А душой не пробовали?

Автор иллюстрации Тариел Барсамян

Каждый раз я увожу отсюда не сувениры, но яркие впечатления, мысли, идеи.

Две моих книги (вторая скоро выйдет из печати, роды запланированы на зиму 2020, е.б.ж.) не состоялись бы без энергии этой земли и того опыта, который я получил здесь. Порой, было больно. Но оно того стоило.

Здесь много странного и неудобного для западников. Много непереводимого и неперевозимого.

Годов с нулевых, изучая то, как меняется Россия, я не перестаю удивляться потенциалу этой страны и печалиться из-за того, как лениво и неповоротливо она его расходует.

Справедливости ради, это всего постсоветского пространства касается.

Здесь наблюдается тотальное неверие в свои силы и избыточное слюноотделение при взгляде на западные образцы.

Здесь пытаются копировать чужое, но получается это, порой так, что не получается.

С одной стороны тут утверждают свой особый путь, с другой – начисто игнорируют эти свои особенности.

Я не про политику, разговоры о ней – пустое дело. Я, как всегда, о своем, хореканском.

Уж сколько километров я намотал на российских дорогах, сколько нервов отмотал там же…

Бензоколонки с, мягко говоря, едой, отдающей бензином, которая долго потом отдается, аукается тебе на ухабах и кочках здешнего автодора.

Всякие маки (не цветы, а бургеры) и прочие франшизы фастфудов ситуацию улучшили, но, как говаривал персонаж в фильме «Старый Новый год»: «Не русское все это…»

Я долгое время удивлялся (и продолжаю), ну как это в такой гигантской и мощной стране нет своего национального фастфуда, сети закусочных или т.п.

Побывал в Крыму, и, по-честному, обалдел. Виноделие переживает ренессанс. Технологический и креативный. И если за него и стоит переживать (повторюсь, я про хореканское сугубо), то только в том плане, чтобы все задуманное светлыми и талантливыми головами нынешних подвижников индустрии тут успешно воплотилось. За всех не скажу, но ребята из «Золотой балки» меня удивили и вдохновили. Причем на трезвую голову. Как стеклышко.

Завис в Москве, которая начинает вспоминать, что она «порт пяти морей». Каждый раз поражаюсь тому, что сюда везут самолетами иностранных «мореков» (не моряков, а морепродукты, пардон за проф.сленг). А где ж свое? Ну что-то поинтереснее консервированных бычков в томате и селедок в разных вариациях.

И почему только это «свое родное» не котируется?

Морской белок, дающий чувство пребывания в дальних-далях, умиротворения и безбрежности в отечественных морских гадах тот же, что и в иноземных. «Моллюска» на Патриках это учуяла. И молодцы они. Их кейс я по косточкам (ну, ок, по ракушкам) разобрал в «7 днях до взлета» (предзаказ открыт!). Яркое исключение. Луч света. К счастью, не единственный.

В свой последний (ой, опасно так говорите в нынешнюю пору, – крайний, уж простите мой русский) визит в город-герой я шел по Маросейке после встречи с издателем и глаз мой зацепился за вывеску «Охотка». Время было обеденное, решил рискнуть, даже не загуглив, о чем это место и кто его автор. Пребываю в нерешительности, как бы так написать об этом визите, чтобы меня не заподозрили в рекламе. С одной стороны, ресторатор ресторатора не хвалит, а если хвалит, то так, что лучше б ругал. С другой, я в этом тексте уже два бренда обозначил, пусть и третий засветится для красоты.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что за «Охоткой» будущее. Им, конечно, еще долго и трудно расти и работать над ошибками (они есть, но их можно съесть), но если в каждом российском провинциальном городке будет с десяток таких «охоток», то жизнь в стране изменится. Я без иронии это говорю. Это тот самый fast casual, который может преобразить ландшафт. Это не дешево и сердито, но демократично, оптимистично и вкусно. Даже для меня, который в Испании, каждый день может есть свежую фиш. Место трушное даже по тому, как оно строит диалог с гостем. Вдохновившись всем этим (и не то чтобы с голодухи), я навел справочки о том, кто стоит за этим заведением. Точнее, не за ним, а за его кухней. И тут меня ждал еще один приятный сюрприз.

Коля Бакунов ­– шеф из шефов. Родившийся в Махалле в Ферганской долине он, русский парень, идеально, без акцента говорит по-узбекски. А готовит как раз с акцентом – акцентом на качество и вкус, прокаченный на Кубе, в Германии, на Урале, в Алма-Ате. Вкус, не только в плане культур-мультур, дорогие мои, тоже нужно развивать. Коля, вообще фантастически интересная личность с непростым характером. Если он встречает неучей, или подмечает непрофессионалов, рядящихся в знатоки, он не молчит, и называет вещи и людей своими именами. В общем, в МИД его бы не взяли. А вот владельцы «Охотки» его наняли. И терпят. Терпят успех. Коля – находка для «Охотки». И пусть так будет и дальше.

Почему я говорю о том, где родился и жил Коля? Не из-за ностальгии, а потому что я четко знаю, что на человека, прошедшего школу Азиатской кухни, можно положиться. Восток, действительно, дело тонкое и дело точное! Кухня здесь – это разговор с Богом, и он не терпит лени, компромиссов и разгильдяйство. Когда я читаю, в чьих-то бложиках о том, какое это простое блюдо плов, я прихожу в бешенство, потому что плов – это гастроколлайдер и с ним нужно уметь управляться. Прост, говорите? Ну, разве что, как все гениальное! Но об этом, как-нибудь в другой раз…

Признаюсь, когда я зачекинился в «Охотке» Коля написал мне «гневный» пост, дескать, как это я мог пойти в его «хату» без предупреждения, без звонка. Меня бы приняли и угостили как родного. На это я ответил Коле, что свой особый прием я и так получил, как и все другие гости заведения. Я ж все вижу и подмечаю. Я, вообще, страшно придирчив и во всем ищу подвох. А как иначе?! Ведь кругом столько трындежа, фейков и лицемерия (даже там, где речь касается отзыва о походе в ресторан), поди разбери, где правда, а где кривда. Вот поэтому иду и разбираюсь (не про разборки, а про глубокий разбор речь!).

Так вот, не все еще налажено в «Охотке», но на нее определенно можно положиться. Но в этом тексте я не собираюсь никого учить, да и кухня здесь поставлена по-бакуновски. А это знак качества. Скажу только еще об одной детали, окончательно меня убедившей, что место это боится фейков, как осетрины «второй свежести». Здесь в зале на стеночке висят экраны, на которых демонстрируется вся (ну или почти вся) история жизни того, что лежит в ваших тарелках. От улова до очистки и готовки. Не бойтесь, все аппетитно и радует глаз (да простят меня товарищи веганы). Снято видео не фотошопно, не глянцево, а натурально и так, что ему веришь, и с удовольствием окунаешься в пучину морскую этого рыбного места. Визуальный компонент напрямую воздействует на подсознание. И вы просто не можете этому сопротивляться. Вот приходите, попробуйте и убедитесь! Победоносное местечко! Дайте два. А лучше – больше. Чтоб вся Россия попробовала и заново влюбилась в себя и свои моря-окияны!

…В нашем разговоре Коля спросил меня. Стоит ли им в будущем, если все будет хорошо, или по меньшей мере, нормально, масштабироваться за рубежом? И это собственно то, ради чего я писал этот текст.

Зачем такому классному проекту чужая земля, когда в России земли немерено?

«Прирастайте Сибирью», образно, советую я. Всем советую.

Не пытайтесь насадить чуждую кухню за пределами своей страны, не копируйте иностранное – адаптация все сгубит. Адаптация – всегда компромисс, который вы чувствуете на языке. Кончайте уже с этим «идолопоклонством перед Западом», идите своей дорогой. Она верная. Отвечаю!

Авторская версия текста, опубликованного в Snob

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда