Плюсы и минусы собственного производства в России: опыт основателей бренда «Верфь», изделия из кожи

Если бы мы могли хоть иногда заглядывать в будущее и подсматривать за последствиями наших решений, жизнь точно была бы проще. Но была бы она интереснее?

www.werfstore.ru  Автор статьи Илья Гольдин 

Жизнь сводит меня с массой людей, в том числе, из разных сфер ритейла. Большинство из них недоумевает, когда я рассказываю о нашем производстве (на самом деле, я прямо вижу, как они мысленно «крутят пальцем у виска»). Производство – это сложно, дорого и затратно во всех смыслах.

Данные компании Верфь 

Наша история начиналась в 2012 году с размещения заказов на сторонних производствах.

Я бы слукавил, если бы сказал, что это было проще. В результате, мы на своей шкуре испытали и теперь хорошо понимаем плюсы и минусы обоих подходов. Постараемся честно рассказать о них в этой статье.

Когда твоя компания является только брендом c отделом продаж, ты реально можешь сфокусироваться только на бренде и тогда развивать компанию проще. Конечно, проще, не значит просто. Но, если за брендом стоит собственное производство – он становится верхушкой айсберга. А в глубине морских пучин оказывается огромная масса: людей, обязательств и трудностей совсем иного рода.

Но, в то же время, собственное производство это непередаваемое чувство причастности к реальному созиданию, когда каждое изделие приобретает ценность, историю и смысл.

Процесс тиснения  Фотобанк компании Верфь 

Предлагаю поподробнее остановиться на плюсах и минусах наличия у бренда собственного производства. Возможно, они помогут Вам как бы заглянуть в будущее и принять более взвешенное решение, а может просто заочно подискутировать со мной на эту тему.

Раз уже оговорились в начале про трудности, начнем тогда уже с них, то есть с минусов, чтобы закончить плюсами и бонусами, а они есть.

Минусы собственного производства:

1) Большие постоянные затраты

Когда ты занимаешься только продажами, особенно он-лайн, твои основные затраты составляют: зарплата и рекламные бюджеты. Безусловно, есть затраты на закупку товаров. Но все относительно проще: если присутствует рост — с оборачиваемостью товара все хорошо, а если идет спад — ты покупаешь меньше товара и быстро сокращаешь расходы.

С производством так не получится. В нашей компании сейчас 117 человек и только 16 человек относится к продажам и маркетингу. Производство же, в свою очередь, генерит 82% наших затрат, и это с учетом того, что у нас есть оффлайн розница.

Поэтому в случае краткосрочных спадов, как произошло в период карантина весной, у нас не было практически никакой возможности быстро сократить затраты. Решение «сократить людей» нам не подходит в принципе. Для нас сотрудники не рабочий персонал, а отдельная ценность, наравне с клиентами и качеством их сопровождения. К слову, несмотря на то, что производство не работало, мы в полном объеме выплачивали зарплату (возможно и вы сейчас мысленно «крутите пальцем у виска»). Вы поймете нас лучше, перейдя ко второму пункту, так как мы к этому еще вернемся.

2) Маленькая гибкость. И это боль

Мы растем очень быстро для рынка в нашей нише. А могли бы еще быстрее, но производство не успевает за нашими потребностями в запросе на продукцию.

У нас постоянно открыты практически все вакансии, но набор идет очень медленно. Во-первых, нужных специалистов на рынке мало, а во-вторых, у нас проходит особый отбор, так как качество изделий стоит в приоритете.

В такие моменты всегда завидуешь тем, кто может просто позвонить в Китай и сказать: «сделайте нам в 4 раза больше».

Процесс раскройки  Фотобанк компании Верфь 

Перед нами открыто столько возможностей для развития: оффлайн розница (например, магазин в Москве), продажи за рубеж, расширение ассортимента и партнерские продажи (в том числе, корпоративные заказы). И это не какие-то мифические каналы, которые могут не «выстрелить». На них точно есть гигантский спрос, мы знаем его объемы и возможности. Но наши производственные мощности отстают.

Возможно, вы работаете в одной из компаний, которая обращалась к нам с запросом на корпоративные подарки. Заранее приносим вам свои извинения, с августа мы начали отказывать всем. Представляете, как больно не брать заказы, которые могут увеличить твои продажи вдвое или втрое…

Сейчас мы уже отказываем порядка 4-5 компаниям в день. А ведь мы даже не рекламируем услугу корпоративных заказов, а, если бы начали…

Малая гибкость выражается не только в реагировании на увеличение спроса.

Как я уже говорил, в случае спадов, у нас очень ограниченные возможности по сокращению затрат. Мы не можем просто взять и не платить зарплаты или сократить людей. Мы ценим каждого нашего сотрудника, мы отбираем лучших, потерять их, как минимум, глупо, так как набрать потом специалистов такого же уровня, будет уже нереально.

Мы не можем взять и распродать половину оборудования, отказаться от площадей или перестать платить аренду. Потому что потом, восстановление обойдется нам в разы дороже.

Процесс разработки дизайна сумочки Фотобанк компании Верфь 

В период карантина, в апреле, наши продажи упали вдвое. Наши затраты сократились на 20%, поскольку производство не работало, и мы приостановили закупку материалов. Если бы производство продолжало свою работу в период карантина, материалы, конечно, пришлось бы покупать, но тогда мы бы работали на склад, чтобы загрузить людей работой, и затраты не сократились бы вовсе.

3) Много, очень много административной работы

Производство это много людей, площадей, оборудования и текущих вопросов самого разного уровня.

Естественно, можно и нужно выстраивать четкую структуру и брать людей, которые могут закрывать все эти вопросы. Мы к этому идем, но напомню, что наш рост оказался слишком быстрым, чтобы успеть вовремя предупредительно отреагировать на все возникшие вслед за ним запросы.

В любом случае, пока твоя компания маленькая, а структура не выстроена до конца, ты погружаешься в пучину этих вопросов сам. В результате, времени на развитие именно бренда почти не остается.

4) Поставщики

И да, это не административная работа, потому что это слишком большой пласт работы. Когда компания работает со сторонним производством — у тебя один поставщик. У нас, для производства одной папки, требуется 16 поставщиков.

Пример из жизни. Сейчас, когда я пишу этот текст, на один из материалов для папки (EVA клеевая 2 мм.) заказ был сделан 12 июня и получить мы его должны были 20 июня. За окном 22 октября и вроде как «окончательная» дата поставки 10 ноября, а поставщик в России один.

Такое происходит постоянно. Кожа, фурнитура, материалы – сорванные сроки, некачественные поставки, отсутствие на складе, неожиданное повышение цен. Это тоже боль, как и малая гибкость.

Образцы кожи  Фотобанк компании Верфь 

Фух… с основными минусами вроде справились теперь перейдем к приятному.

Приятность №1. Производство — это чувство гордости и стимул не останавливаться

Вроде бы в бизнес изданиях принято писать только материальные плюсы и минусы. Но я начну с нематериального.

Я постоянно общаюсь с коллегами: SMM-щиками, фотографом и видеографом, менеджерами в магазине и социальных сетях, рекламными менеджерами и др.

И знаете что их всех объединяет?

Слова о том, что намного приятнее работать с изделиями, если они сделаны нами, не на другом производстве, не в Китае, а на собственном производстве, мастерами, которых видишь и знаешь. Ты испытываешь гордость за те изделия, которые предлагаешь клиентам, фотографируешь, о которых пишешь тексты или ставишь на рекламу.

Процесс сборки  Фотобанк компании Верфь 

Не хочу сказать ничего плохого про те компании, которые создают дизайн, а сами изделия получают на контрактных производствах. Вы ведь генерите идеи и тоже создаете изделия! Но изделие со своего производства это по-другому. Не только для меня, как для владельца, но и для всех в компании.

Это важные чувства, которые дают мощный стимул двигаться вперед всем внутри компании.

Приятность №2. Гарантия качества

У нас пожизненная гарантия. Маркетинговый ход? Частично. Но качество для нас это реальная ценность. Мы видим наши изделия через 2-5 лет, понимаем, в чем проблемы, а собственное производство дает реальные инструменты для их исправления.

Мы улучшаем наши изделия каждый день и все в компании имеют представление об изделии, не просто как о товаре, который привезли в магазин, а о клиенте, не просто как о покупателе, которого мы больше никогда не увидим.

Контроль качества происходит не только на последнем этапе приемки товара, а на каждом этапе. И ты все лучше разбираешься в том, что и где может неожиданно «всплыть» и что нужно улучшать.

Приятность №3. Гибкость. Так это минус или плюс?

Необходимость быстро увеличить производство это минус. А вот возможность работать с ассортиментом изделий это плюс.

Как работает большинство компаний в fashion сфере? Как правило, на сезон закупается большая партия товара, а дальше… что будет продаваться лучше, а что хуже это вопрос проницательности байера на этапе закупки.

Продажи в fashion сфере вещь очень нестабильная. Зачастую получается так, что популярные размеры и изделия продаются за пару недель, а все остальное ждет своего часа распродажи с 50% дисконтом.

Быстрый дозаказ невозможен. А бывает, что приходит большая партия и часть с небольшим браком и ты либо продаешь с браком, либо возвращаешь партию (деньги вернут, но легче ли от это этого, если товара нет). Эти процессы были хорошо описаны у Э. Голдратта в книге «Выбор. Правила Голдратта».

Собственное производство это мощный инструмент быстро и гибко реагировать на спрос. Например, если мы понимаем, что лучше продается сумочка в бордовой коже, мы перестаем делать в синей коже и направляем мощности на тот цвет, который пользуется большим спросом.

У нас минимальные складские остатки, потому что мы делаем только то, что продалось сегодня. В общем, мы стремимся к lean технологиям в швейной промышленности.

Процесс тиснения  Фотобанк компании Верфь 

В этом смысле поучительна история Zara и их fast fashion концепции — от момента прорисовки изделия в студии Испании до момента появления изделия в магазине в Токио проходит всего 4 недели.

Этот бренд очень чутко реагирует на спрос, поэтому их склады не перегружены, а популярные модели быстро поступают в магазины. Мы пока, конечно, не Zara, но мы понимаем куда стремиться…

Приятность №4 Более низкая себестоимость

Вообще конечно корректнее разъединять эти два бизнеса. Если ты делаешь изделия для себя, то надо разделять потоки производства и компании, которая продает. И производство должно быть прибыльно как отдельный юнит.

Но на начальном этапе, как правило, все считается на круг и вместе. И конечная себестоимость получается более низкой, так как для тебя себестоимость продукции это производственная себестоимость без наценки производителя, которая в нашей сфере составляет 100%.

Приятность №5 Это мой личный пункт. Возможно, и не стоило его сюда добавлять, но текст то мой, поэтому почему бы и нет

Я бы не советовал открывать собственное производство тем, у кого основная цель – деньги, потому что это реально дорого, хлопотно и очень не быстро. Это затягивает и высасывает много энергии и сил. Но для меня лично, понимание того, что ты занимаешься созиданием, является очень важным в жизни и стоит гораздо больше, чем деньги.

Созиданием я называю не только создание изделий из кожи (хотя это, конечно, тоже важно), но и создание рабочих мест, новых отношений и новых эмоций, которые я получаю от коллег и клиентов, работая в магазине или читая отзывы.

Процесс сборки  Фотобанк компании Верфь 

Наверное, это все, чем я хотел с Вами поделиться в этой статье. Заходите к нам в гости и пишите. Мы всегда открыты к любым диалогам.

Автор: Илья Гольдин, сооснователь компании Верфь www.werfstore.ru

{ "author_name": "Сафронова Ольга", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e"], "comments": 34, "likes": 49, "favorites": 134, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 180355, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 24 Nov 2020 23:28:51 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Маркетинг
Как создать ценностное предложение в b2b и привлечь покупателей. Принципы, методы, инструменты
Как продвигать сложные продукты с длинными циклами сделки, такие как, например, ИТ-платформы, консалтинговые услуги…
0
34 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
20

Это вам не китайские наушники брендировать. Мое почтение. 

Ответить
1

Спасибо:)

Ответить
7

Занимаюсь производством и продажей детских деревянных игрушек. Те же самые проблемы. Персонал, производственные мощности, контроль производственных процессов.
Те кто пишет, что в чем проблема просто делать больше - вообще не понимают специфику. 
Во первых - это очень дорого. Надо покупать станки, искать помещения, вкладываться в ремонт и обучение нового персонала. У станков окупаемость несколько лет. Ты врятли можешь позволить себе просто взять и купить нужное количество с оборотки. Нужны кредиты или Инвестиции. 
Особенно, если покупаешь оборудование под новый тех. процесс. Под него нужно будет перестроить кучу технологических циклов. 
Далеко не всегда после расширения производственных мощностей ты сразу начнёшь делать много продукции. Нужно какое то время на адаптацию, отладку, а расходы то высокие ты уже несёшь. Плюс нужно заморозить много денег на материал сверх оборачиваемости. Ты же увеличиваешь производство, но ещё пока не продаёшь. И самое важное, к такому увеличению должна быть готова коммерция. 
Если производственные мощности увеличились в 2 раза например, то и продавать нужно будет в 2 раза больше. Ты не можешь в сезон включать производство, а потом такой - горшочек не вари. Там уже отраженные процессы, нанятые люди, купленное оборудование. 
В этом году на фоне пандемии и выхода в онлайн мы выросли в 3 раза. И я как раз столкнулся со всеми прелестями внезапного и быстрого расширения производства)
Подписан на верфь в ВК уже много лет. Иногда слежу за тем, что вы делаете. Уважение за подход к делу и удачи вам в вашем бизнесе.

Ответить
1

Круто очень! Успехов Вам в вашем классном бизнесе! Может у моего ребенка есть ваши игрушки)

Ответить
4

Очень навязчивое брендирование слабого логотипа. В идеале спрятать внутрь, либо уменьшить размер нашивки.

Ответить
4

Спасибо за ваш комментарий, нанесение лого на этом изделии мы уже пересмотрели. Но в любом случае это вопрос дизайна, а это очень субъективное вещь. Это наше одно из самых популярных изделий.

Ответить
–2

Вы теряете потенциальных клиентов, которые не покупают вещи с крикливыми бессмысленными лейблами. Ваше дело. Насчет дизайна вы не правы, не все в нем субъективно. 

Ответить
3

Какая-то странная логика: заказы сыпятся - отказываемся, заказов нет - на склад работать не хотим. Но осознавать, что не растём - больно.
Вам надо S/M изделия из кожи осваивать - явно близкая по духу тематика. 😂

Ответить
1

Ну а как вы хотели? Корп заказы обычно делают непосредственно под клиента. Ведь всегда будут некоторые нюансы у каждого. 
Имеет смысл держать определенную часть подготовленного сырья - это часть того самого LEAN-approach. 
Кроме того, полагаю, автор задумывался о некой вертикальной интеграции типа покраски кожи (отсылка к Зара 😏). Но это уже стоит явно делать, когда спрос будет сбалансирован. 

Кстати, про зару. 4 недели это отчасти сказка, которую они любят всем рассказывать) За 4 недели они делают очень лимитированные партии, которые нужно оправить на определенный рынок под определенное событие. В основном больше. И с планированием запасов у них тоже не всё гладко. Это можно прочитать в одной из книг про компанию, не вспомню сейчас какой точно. 

Автору спасибо за статью, очень интересно. Даже удивительно, как у вас осталось на неё время, особенно сейчас :-)

Ответить
0

Спасибо за классный ответ)
Про 4 недели согласен, что хорошая сказка. Но тем не менее inditex работает реально по другим законам. Без 2 коллекций в год, а с постоянной сменой коллекций и  вертикальной интеграцией на продвинутом уровне по основным материалам. А проблемы у всех есть куда без них:)

Про сбалансированный рост в том то и проблема, что все равно есть черные лебеди (ковид), которые не спрогнозировать. А так у нас все сбалансировано, мы стабильно растем, производство не успевает:)

Ответить
0

Что мешает делать *не* корпоративные заказы, чтобы (как минимум) сгладить сезонные колебания, увеличить клиентскую базу и масштабировать в результате бизнес (= снизить издержки)?

Ответить
0

Если вы связаны с производством, то вы должны понимать, что клиентскую базу нужно миксовать - никогда точно не знаешь, что выстрелит. Например, в этом году многие компании увеличили бюджет на корп подарки за счёт того, что не будут проводить корпоративы. Можно ли было это предсказать в марте? В теории да, на практике у всех других забот хватало. В след году ещё что-нибудь будет, например государство прикажет чиновникам иметь портфели из кожи, или это станет мега трендом, потому что какой-нибудь тиктокер введёт этот тренд. Короче к чему веду - нельзя все яйца в одну корзину класть. 

Ответить
0

Я ровно об этом же выше и пишу.

Ответить
–1

Спасибо за коммент, только корпоративных заказов в марте тоже не было. А сейчас и корпоративных и обычных заказов хватает.
На производстве, где есть излишки мощностей, конечно надо миксовать. У нас же основная проблема это что производство не успевает за ростом. Проблема спроса это на самом деле для нас маленькая проблема, с которой мы столкнулись в три недели апреля.
Только проблема в том что выбор между чем миксовать в нашей области очень невелик. Ты либо шьешь свой бренд, либо становишься контрактным производством для внешнего рынка, а как правило, все циклично испытывают проблемы.

Ответить
0

От S/M  заказов мы уже не раз отказывались) вопрос цикличности спроса и балансировки производства к сожалению, почти не решаем, так что приходится крутится меж двух огней, которые вы обозначили.

Ответить
2

прежде чем начинать свое производство, гораздо проще и менее затратно начать с white label. а вот когда уже станет ясно как идут продажи, вот тогда наверное стоит задуматься о производстве

Ответить
0

Полностью согласен, это проще) а ещё сложнее, даже когда продажи идут все равно решить прыгнуть в эту пучину)

Ответить
1

Подписываюсь под каждым пунктом. 12 лет производим альбомы для монет. Так же начинали с заказа на стороне, то же пришли к своей площадке. Проблемы с кадрами и поставщиками - один-в-один. И да, неописуемый кайф читать слова благодарности за произведенный продукт. Удачи вам!

Ответить
0

Спасибо большое и удачи вам!

Ответить
0

проблема всех таких производств - качественное сырье. Что мешает поехать в Италию например научиться делать качественную кожу и делать ее самому, а не ждать поставки пол года?

Ответить
2

Вы правы, только добавлю: проблема всех производств - качественное сырье.
Мы сейчас берём кожу на одном из крупнейших заводов Европы "Русская кожа", и у них тоже огромная проблема с сырьем ("шкуры"). Так как никто не выращивает КРС для кожевенной промышленности, а это побочка от мясной и молочной промышленности. 
Стоимость итальянской кожи это во многом более скрупулезный отбор сырья. В России тоже можно получить качественную кожу, просто нет спроса на нее. Так как пока нет бренда, как такого у кожи российского производства.

Ответить
0

почему нет спроса? сейчас очень многие занимаются изготовлением качественных изделий из кожи

Ответить
2

Если мы говорим про частные мастерские то да, а если мы говорим про бренды с высоким спросом на кожу, то таких нет.
И ещё важный момент качественные изделие из кожи и изделие из итальянской кожи это не тождественные понятия. Качество кожаных изделий во многом определяется конструкцией и качеством промежуточных материалов.

Ответить
0

Илья, пишете, что наценка 100%, доля себ-сти материала при этом 20%. Почему не делаете значительные запасы сырья, тем более когда есть понимание, что его возит один поставщик в стране и возможны задержки?

Ответить
1

Запасы сырья, это замороженные деньги. Очень много денег. А это дорого и противоречит бизнес логике. Благодаря маленьким запасам у нас нет проблемы с обороткой. И даже в ковид при падении спроса в два раза и закрытию производства, мы спокойно заплатили всем зп и пережили карантин. 
Я даже сейчас постоянно торможу производство, когда они предлагают сделать бОльшую закупку материалов. 

Хотя понятно что иногда приходится заказывать больше если, понятно что это гарантировано проблемный материал

Ответить
2

Все верно, но при условии, что у вас был запас кожи от 20 июня до ноября. Если запаса не было и из-за этого не могли отдать какие-то заказы, то надо считать разницу между упущенной прибылью  и стоимостью замороженный денег. 

Ответить
1

Теоретически да. Но практически запас кожи и материалов на полгода это запасы на годовую выручку почти, что вообще нереально. Там даже склад придется снимать в 1/3 Площади производства. И ещё прибавится стоимость хранения.  
Сейчас у нас склад занимает 18 кв.м. при площади производства в 500 кв.м.

Ответить
0

До мурашек ))) Как будто моя история, те же проблемы и та же мотивация! Развиваю собственный бренд одежды для собак, собственное производство. Успехов и терпения вам 

Ответить
1

Вам тоже успехов, сам являюсь владельцем самоеда:)

Ответить
0

Ну вот, а мы как раз хотели обратится к вам за корпоративными подарками.

Ответить
0

Обращайтесь, все равно начнем общение:)

Ответить
0

Крутая история! Молодцы, рад, что у вас все получилось!)

Ответить
0

Я думаю ваша проблема в том, что вы слишком качественно делаете свою работу за счет этого длинные сроки, высокая цена сорванные контракты. В это время конкуренты в гараже шлёпают кошельник с кривой строчкой и делают на этом миллионы на корпортивных продажах, ну и пофик что он порвётся через 2 недели, какой-то конторе важно поздравить сотрудников с новым годом и пофик что будет с кошельком за 300р через месяц, и сотрудникам пофик, т.к. это подарок.

Если хочешь войти в историю - делай медленно, качественно и мало зарабатывай. Если хочешь выйти на лям долларов в год - клепай гамно и заведи отдел по работе с разгневанными покупателями.

Ответить
0

Лол, автор разве спрашивал в чем его проблема? У него уже оборот близок к 2 млн $. 

С тем подходом, о котором вы говорите, будет вообще затруднительно хоть что-то продать) Чтобы хорошо продавать, нужно в это верить.

Ответить

Комментарии

null