Спектакль в прямом эфире: Почему театры переходят в онлайн-формат и что будет с этим рынком после пандемии?

Длительный период изоляции в начале 2020 года и жесткие ограничения на посещение массовых мероприятий подтолкнули культурную индустрию, в том числе театры, к тому, чтобы развивать новые форматы. Главная цель – не упустить зрителя, который не готов отказываться от искусства даже в самые сложные времена. В апреле-мае мир увидел массовый выход театров в онлайн. Смотреть постановки Метрополитен-оперы, Ла Скалы или Мариинского театра стало модным трендом, который пользователи активно обсуждали в соцсетях и делились друг с другом ссылками на трансляции.

Однако не стоит забывать, что онлайн-трансляции театральных представлений – формат, который возник в мировой практике достаточно давно. Большинство театров международного уровня, в первую очередь в США, с конца 2000-х ведут профессиональную съемку спектаклей, их трансляцию в интернете и получают за это прибыль. В России первопроходцем стал Большой театр, который еще в начале 2010-х запустил проект онлайн-показов совместно с компаниями Pathé Live и Bel Air Media. Постановки в режиме реального времени транслировались в кинотеатрах по всему миру, однако сейчас этот проект не работает онлайн, как задумывалось, а просто показывает записи. Кроме того, еще до пандемии российские платные онлайн-кинотеатры начали интересоваться театральными показами.

Наступление пандемии ускорило процессы, которые и так назревали. «С одной стороны, большое количество закрытых театров искали способ работать со зрителем, с другой – онлайн-платформы испытывали большой спрос на культурные проекты. Сначала, в разгар первой волны, все театры спешно стали публиковать архивы, но через какое-то время возникла необходимость в проведении онлайн-показов. Трансляция интересна театру: во-первых, она значительно сокращает расходы на показ спектакля – вам не нужны все службы, работающие на зрителя. А во-вторых, безгранично расширяет аудиторию, что для многих небольших театров, «задавленных» московским билетным рынком, огромный плюс», – комментирует ситуацию Олег Назаров, сотрудник Большого театра и куратор образовательных проектов «Театральное ПТУ» Высшей школы сценических искусств К. Райкина. Таким образом, в онлайне театр становится более доступным для массового зрителя, в том числе для тех, кто не имеет возможности посещать спектакли либо не имеет такой привычки.

В свою очередь, сами онлайн-показы разделяются на разные форматы. Трансляции могут быть бесплатными, предоставляться по билетам, как обычные спектакли, или же доступны по подписке какого-либо онлайн-сервиса. Театр может проводить показы на собственной площадке либо интегрироваться с веб-платформами и телеканалами. В России театральные спектакли доступны на таких площадках, как государственный портал culture.ru и на площадках некоторых онлайн-кинотеатров. «Важный момент – нужно разделять показы записанных спектаклей и трансляции. Это разные жанры, и первый уже давно освоен. Что же касается трансляций, то творческие силы театров рвутся использовать новый формат взаимодействия со зрителем, тогда как менеджмент не успевает за запросами и только учится работать в такой форме. Часто страдает качество трансляций, технические специалисты тоже только учатся нюансам», – отмечает Олег Назаров.

Лидерами по количеству и качеству трансляций можно назвать Большой театр в Москве и Мариинский и Александринский театры в Петербурге. Их менее масштабные собратья, такие как «Современник», Гоголь-центр, Театр на Таганке, транслируют лишь один-два спектакля – или больше, но не регулярно. А вот некоторые из «мейджоров» отваживаются даже на премьеры в прямом эфире. Например, Александринский театр совместно с «Триколор Кино и ТВ» провел в марте, в разгар карантинного режима провел онлайн-трансляцию премьеры спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» при пустом зале. Как отмечают организаторы премьеры, риски пустого зала были нулевыми, поскольку аудитория Триколора - 40 миллионов человек.

О том, что театр онлайн будет интересен не десяткам и даже не сотням тысяч зрителей, а действительно миллионам, подтверждает статистика. По данным Министерства культуры, онлайн-версии спектаклей Мариинского театра с начала года посмотрели более 20 млн человек. А первые шесть трансляций проекта «Большой online» в апреле этого года набрали более 6,5 млн просмотров за 2 недели. Бьют рекорды и отдельные спектакли. Рекордсменом оказалась комедия «Сердце не камень» по пьесе А. Островского московского театра Еt Сetera: онлайн-показ набрал более 908 тыс. просмотров. Разумеется, понятно, что на цифры повлияла вынужденная необходимость оставаться дома во время пандемии. Но, с другой стороны, их порядок указывает на перспективы развития индустрии онлайн-трансляций в самое ближайшее время.

По мнению Олега Назарова, онлайн-театры ждет большое будущее: «Переход в онлайн – это огромные возможности и для театра и для зрителя. Потому что это новая аудитория в первую очередь. Театру в центре Москвы сложно пробиться через больших соседей: и так не столь много людей в театр ходит. А тут есть возможность вещать на весь мир. Во-вторых, это вообще перспективный жанр на стыке театра и кино: многим экспериментальным театрам, и небольшим коллективам выгоднее выпускать спектакли в условной киностудии, чем держать свое помещение и кучей персонала». Кроме того, возможность работать над премьерами, пусть и в таком формате, дает возможность не терять форму артистам тех регионов, в которых театры закрыты. «По сути онлайн-показы и премьеры уже можно назвать творческой необходимостью нашего времени», – заключает эксперт.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда