Handbook заказчика. Боялись спросить? Мы отвечаем! Что такое кастом и сколько на самом деле стоит проект
Бывает, между клиентом и разработчиком возникает недопонимание. Технические детали, код, менеджмент и в целом диджитал может порождать стеснения в клиенте. Поэтому мы запускаем тематические посты, помогающие клиенту ориентироваться огромном потоке информации. Иными словами — все, что вы хотели узнать у Kodix Auto, но боялись спросить.
- Что такое кастомный проект и с чем его едят?
В интернете уже более чем достаточно информации на тему того, что такое продукт и что такое проект. Все это приводит к зарождению огромного количества конечных определений, похожих на математические формулы со времен второго курса университета. Я не последний порог инстанции, но выделяю для себя (и вам советую) достаточно простое определение: проект — временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
Помимо этого, нам нужно понимать, что такое продукт. Продукт — товар или услуга, которые можно предложить рынку и которые будут удовлетворять потребителей.
А теперь давайте дадим определение кастомному проекту.
Кастомный проект — это проект, надетый на продуктовое решение или коробку, имеющий продуктовые метрики.
- Коробка или почему на коробке нужны проекты?
И вообще, что за коробка?! Коробка — это ПО, которое не нуждается в программировании и легко утилизируется. Котиками (в данном тексте сотрудниками Kodix Auto).
Коробка весьма проста и быстра в развороте и использовании, в сравнении с обычными монотонными и самописными системами. Обычно это SaaS решения за подписку.
Но вот вроде бы мы говорим про коробку, а в голове все равно сидит кастом. В чем же дело?
Несмотря на легкость использования, у каждого клиента появляется необходимость и желание в:
- Кастомизации дизайна своего инструмента
- Интеграции своего инструмента со своей системой CRM
- Заточку коробки под бизнес-процессы компании клиента
Это три основные критерия, которые встречаются у клиентов чаще всего. Отсюда и кастом. Отсюда и стоимость. Отсюда и вывод: выигрывает не самая быстрая и техническая коробка, а самая гибкая и содержащая в себе возможность кастомизации и подстройки под клиента.
- Сколько на самом деле стоит проект?
Итан Хант. Миссия, за которую вы возьметесь, если вы конечно за нее возьметесь…
Дать оценку стоимости сайта или проекта, не зная бюджета клиента и его пожеланий — пальцем в небо. Поэтому, чтобы не образовать черную дыру на пустом месте, мы выделяем несколько этапов проработки таких запросов:
- Рисерчим первичный запрос, задаём уточняющие вопросы;
- Даём предварительную «вилку» по стоимости проекта, оговариваем детали;
- Если предварительная оценка подходит клиенту, мы готовим подробную смету, определяем риски.
Иногда бывает, что в голове у заказчика может быть четкая картина желаемого решения, но ее не получится полностью передать и транслировать в команду разработки, пока не проведен полный рисерч требований и не разработаны прототипы, дизайн и более четкое ТЗ. Получается, что проект, в котором вроде бы все понятно и легко, может стоить по-разному. В итоге замкнутый круг. Как же из него выйти? Выделять первый этап любого проекта — сбор требований. Таким образом, стоимость проекта может меняться при переходе к релизу, но она точно будет соответствовать «вилке» и учтенным в смете рискам.
Даниил Ерофалов,
руководитель проектного офиса Kodix Automotive