Как мы в Kodix Auto оцениваем результат и эффективность проектов
Как оценить результат и эффективность проекта? Рассказывает руководитель проектного офиса Kodix Auto Даниил Ерофалов:
Прежде всего, договориться с клиентом и с самим собой о единице измерения и метриках. Иначе получится, как в том мультике: 38 попугаев (и одно попугайское крылышко) в шагах, 5 мартышек в «колесах» и 2 слоненка в обхвате. Сомнительно.
А еще бывает так: проект сдан, клиент заплатил за результат и рад, а вы не очень. Потому что потратили на реализацию задач в 2 раза больше времени, чем изначально планировалось. И ресурсов, следовательно, потрачено больше. Схема «за результат» даже при самом точном ТЗ не всегда страхует от работы в убыток.
Что предпринимаем мы, чтобы не оказаться в ситуациях, описанных выше?
У каждого проекта Kodix Auto есть свои метрики, относительно которых в дальнейшем считается эффективность работы того или иного инструмента, удачность/неудачность проекта в целом и т.д.
Какие это метрики:
- основные бизнесовые – стоимость проекта и возврат инвестиций клиенту;
- из проектных метрик можно выделить дедлайны и степень покрытия целей клиента, которые ставились перед началом проекта;
- среди наших клиентов в основном маркетологи дилеров, которые больше внимания обращают на такие метрики, как количество лидов, процент конверсий или конверсия из лида в продажу.
Наша задача не просто сделать что-то, а сделать качественно. И когда качество стоит у клиента на первом месте, а возможное увеличение затрат (временных в том числе) не вызывает у него сердечный приступ, мы радуемся, потому что это возможность выстроить процессы более гибко и прозрачно, и тогда проект принесет импакт не только в деньгах. Например, мы сделаем функциональный дилер-локатор, который позволит выводить отзывы, быстро связываться с дилером и пр. – это повышает сервис и лояльность. Можно это считать импактом? Безусловно.
К расчетам мы стараемся подходить гибко, но в основном работаем по системе waterfall ( каскадная модель) – когда сначала согласовывается смета, и только потом стартуют работы. При этом каждый этап разработки продолжает предыдущий. То есть для того, чтобы перейти на новый этап, мы полностью завершаем текущий.
Но в нынешних довольно нестабильных условиях, как правило, все равно возникают какие-то доработки в проекте, которые мы дополнительно согласовываем. Особенно это касается крупных и долгосрочных проектов. Все меняется слишком быстро, и мы должны уметь подстраиваться и находить бизнес-решения, удовлетворяющие клиента и подходящие нам прямо сейчас. Для этого мы проводим аудиты и продуктовый анализ конкурентов и других отраслей IT-рынка.
Что делаем для оценки эффективности:
- смотрим на финансовые показатели. Например, превышен бюджет проекта или нет;
- отвечаем на вопрос, достигнуты ли цели и задачи, которые клиент ставил перед стартом проекта? Как уже упоминалось выше, мы изначально договариваемся и фиксируем вместе с клиентом ряд метрик и критериев;
- используем сравнительные оценки с аналогичными проектами;
- анализируем удовлетворенность и готовность заказчика продолжать сотрудничество. По завершении проекта следует презентация и опрос CSI, который позволяет точечно получить обратную связь от клиента и понять проблемные места, а также по возможности доработать их;
- в обязательном порядке отслеживаем метрику “успешность проекта”, которая позволяет измерять качество и оценивать менеджмент. Обычно это завершающий этап, в ходе которого оценка проводится по 3 основным блокам. Подробнее о метрике успешности расскажем в одном из следующих материалов.
Чтобы достигать реальных результатов, команда должна быть заинтересована и задать вопрос – какую пользу принесет конкретная разработка и проект в целом? Занимать позицию «просто исполнителя» не про нас. Поэтому, как вы уже поняли, мы используем разные инструменты, чтобы предоставить грамотное управление проектами и, как следствие, качественный продукт на рынке AutoTech.