{"id":13762,"url":"\/distributions\/13762\/click?bit=1&hash=1c47e3cce4734ba61fcd4d5f8daae0506426a8a30d961ef3bbaa402351f8e545","title":"\u041a\u043b\u0438\u0435\u043d\u0442\u044b \u0434\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u043e \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0438\u0446\u044b \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u0430, \u0430 \u0437\u0430\u0442\u0435\u043c \u0443\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u0441 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0430","buttonText":"\u0412 \u0447\u0451\u043c \u0434\u0435\u043b\u043e?","imageUuid":"6d35fba7-a4a0-5cec-96fd-38de837d01f5","isPaidAndBannersEnabled":false}

Фемтех в России: «голубой океан» для стартапов и венчура

Рынок фемтеха — технологических продуктов, которые ориентированы на женское здоровье — в России пока изрядно недооценен. Однако это один из самых быстрорастущих сегментов в международном digital health. Чего ожидать от фемтеха российским предпринимателям и инвесторам в ближайшие годы?

Женщины — это более половины населения Земли. Даже если оставить за скобками маленьких девочек и бабушек, мы получим около 3 млрд потенциальных пользовательниц приложений о месячных, беременности, менопаузе, сексуальном здоровье и гинекологических заболеваниях. Мы в amma pregnancy tracker (крупнейший российский сервис для беременных женщин с 10+ млн пользователей по всему миру) сделали первый в рунете обзор, посвященный российскому рынку фемтех-проектов. С какими результатами подошел фемтех в России и в мире к концу 2020 года, какие факторы сейчас способствуют и препятствуют росту этого рынка?

Глобальный контекст в 2020 году

Последние международные исследования указывают на взрывной рост фемтех-рынка и прогнозируют кратный рост в перспективе ближайших лет:

  • Исследование Emergen Research оценивает объем рынка в $19 млрд. Эксперты предполагают, что мировой рынок фемтеха будет в ближайшие годы расти в среднем на 15% в год, а к 2027 году достигнет объема в $60 млрд — более чем трехкратный рост за неполную декаду. Драйверами развития для фемтех-сервисов выступят именно развивающиеся рынки — в том числе российский.
  • Исследование Zion Market Research отмечает, что фемтех сильно недофинансирован: до него доходит только 1,4% всех инвестиций, направленных в проекты в области здравоохранения. При этом в 2019 году доход игроков рынка равен $820 млн и достигнет $3 млрд к 2030-му. Среднегодовой темп роста составит 12%.
  • Исследование CB Insights демонстрирует значительный рост объема инвестиций в фемтех-рынок. В третьем квартале 2020 года объем инвестиций оценен в $544 млн в рамках 68 сделок, что на 139% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растущий сегмент — приложения b2b в сфере фемтеха. В частности, сервисы для планирования работодателями декретных выплат — Kindbody и Carrot Fertility — недавно получили от инвесторов $32 и $24 млн соответственно.

Если выйти за рамки узкого определения фемтеха и смотреть шире, то оценки его объема вырастают в разы. Например, рынок товаров и сервисов для родителей только в США оценивается более чем в $46 млрд.

Сегментация рынка

Обозначим, какие именно продукты можно отнести к категории «фемтех». Фонд Portfolia’s FemTech II Fund, который занимается венчурным финансированием технологических стартапов для женского здоровья, выделяет следующие сегменты рынка:

  • репродуктивное здоровье и планирование беременности;
  • здоровье тазового дна (сюда входят различные продукты для укрепления мышц тазового дна, выполнения упражнений Кегеля);
  • гинекологическое здоровье (приложения, посвященные болезням женской репродуктивной сферы);
  • отслеживание месячных;
  • беременность и роды;
  • восстановление после беременности и грудное вскармливание;
  • сексуальное здоровье и просвещение (в том числе профилактика ЗППП);
  • старение и менопауза;
  • общие вопросы здоровья.

Безусловно, все эти категории взаимосвязаны и сегменты могут пересекаться между собой. Российские эксперты разошлись во мнениях относительно критериев сегментации.

Я бы предложила вместо сегментов представить облако тегов. В зависимости от того, какой у женщины путь к материнству, важность вопросов либо зашкаливает, либо не возникает вовсе. Я бы выделила четыре основные группы продуктов по критерию, в какой период жизни женщина их использует: до зачатия, во время беременности и до родов, после родов в первые годы жизни ребенка и до 12-летия младшего ребенка

Дарья Головина, Глава проекта Business_2_Mommies

С ней согласна главный редактор проекта «Дети Mail.ru» Ольга Чернова: «Нам ближе концепция универсальных сервисов, которые сопровождают пользовательницу на разных этапах жизни. Женщине, как правило, удобно пользоваться единым приложением, накапливая в одной точке всю информацию о себе и переключаясь между его функциями в разных ситуациях. Например, календарь овуляции на «Дети Mail.ru» помогает отслеживать овуляцию, делать различные пометки и планировать беременность. При наступлении беременности пользовательница переходит в календарь беременности, а после родов может вернуться в свой календарь овуляции».

«Мы бы также включили в сегментацию приложения для ментального здоровья — психология, аффирмации, возможно, даже уклон в эзотерические знания», — добавляет основатель проекта Hello Belly Роман Куликов.

Практически все опрошенные эксперты согласны, что при более общем подходе весь digital health можно отнести к фемтеху, поскольку традиционно в России забота о здоровье всей семьи лежит на плечах женщин. Согласно исследованию ВЦИОМ «Отношение женщин к профилактике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний», 83% респондентов-женщин считают, что роль женщины в сохранении здоровья семьи значительно выше, чем у мужчин, не согласны с этим утверждением лишь 14% женщин. Характерно, что аналогичный вопрос, заданный мужчинам, продемонстрировал схожую картину: 65% мужчин также считают, что роль женщин в защите здоровья семьи более значима, и порядка 30% полагают, что это не так.

Рост digital health в России как основной драйвер развития фемтеха

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 году привела к росту спроса на digital health. Выросла потребность в медицинской помощи. При этом для многих офлайн-медицина стала недоступна либо из-за переориентации врачей на борьбу с последствиями пандемии, либо из-за желания сохранять карантин и сократить живые контакты с медицинским персоналом. Аналитика Яндекса демонстрирует рост поисковых запросов в январе-сентябре 2020 года к аналогичному период прошлого года на мобильные фемтех-сервисы практически во всех сегментах:

amma pregnancy tracker

«Количество записей в январе — сентябре 2020 года к январю — сентябрю 2019 года по женским консультантам (акушеры, гинекологи, маммологи и косметологи) увеличилось в целом на 27%. Если детализировать, то по акушерам рост составил 56%, по гинекологам — 23%, по маммологам — 28%, по косметологам — 45%», — отметили в пресс-службе «СберЗдоровья».

На этом фоне кейс amma pregnancy tracker не стал исключением.

В 2019 году наш ежемесячный прирост аудитории превысил 450 тысяч пользователей по всему миру, а к концу 2020 года ежемесячное количество скачиваний достигло 700 тысяч. При этом объем продаж компании по сравнению с декабрем 2019 года увеличился более чем в 10 раз и достиг $250 тысяч в месяц.

Евгений Жихарев, Основатель amma pregnancy tracker

Крупнейшие игроки российского фемтех-рынка

Можно отметить несколько продуктов, которые популярны на российском рынке. Интересно, что около половины из них являются международными, занимают в ряде стран ведущие места в App Store и «Play Маркет» с миллионами скачиваний, однако имеют корни в России и Беларуси. Среди крупнейших успешных русскоязычных проектов можно отметить Flo, amma, Clover, Wachanga, Clue, Happy Mama, Mom Life, Mama Pro, «СберЗдоровье». Таким образом, можно уверенно говорить, что на российском рынке накоплена достаточная экспертиза для запуска и развития фемтех-проектов как на локальном, так и глобальном уровне.

Наша сегментация не выделяет носимые устройства, что делается в большинстве международных исследований рынка: нам не удалось найти в России проекты, которые бы создавали технологичные гаджеты для женского здоровья.

Сложность с сертификацией медицинских продуктов останавливает российские стартапы от перехода к офлайн-производству, хотя на западных рынках это нормальная практика

Евгений Паперный, Руководитель направления медицинских информационных продуктов в «Сбер»

Что будет с рынком после 2020 года?

Одна из ключевых доминант 2020 года на рынке фемтеха в России, да и в мире в целом — это, безусловно, эпидемия COVID-19, которая во многом изменила потребительские настроения и рыночные драйверы в сфере digital health. По оценкам экспертов, пандемия породила как позитивные, так и негативные факторы для развития фемтеха.

Позитивные драйверы:

  • Повышение внимания к вопросу здоровья.
  • Снижение доступности медицинских услуг офлайн — рост спроса на телемедицинские услуги.
  • Снижение платежеспособности повысило внимание к профилактическим, предиктивным методам заботы о здоровье, в парадигме которых работает большинство фемтех-проектов.
  • Рост интереса к осознанному материнству и родительству.
  • В возраст активного родительства вошло изначально дигитализированное поколение Y и Z.
  • Рост числа женщин среди IT-специалистов и IT-предпринимателей.

Сдерживающие негативные факторы:

  • Общее снижение покупательской способности населения в России.
  • Зарегулированность рынка и сложность с медицинской сертификацией.
  • Отсутствие законодательной базы для развития медтех-проектов.
  • Затрудненность входа в бизнес для женщин в ряде регионов страны.

«Женщины стремятся искать новые способы сохранить здоровье»

«С 2020 года медицинский рынок в России растет — в противофазе со всей остальной экономикой. Можно рассчитывать на рост и в фемтехе, так как из-за коронавируса люди в целом стали обращать больше внимания на свое здоровье и медицину, — отмечает Евгений Паперный. — На фоне снижения доходов женщины стремятся искать новые способы сохранить здоровье — ведь профилактика явно дешевле, чем лечение. А это должно привести к росту самых разных сервисов для здоровья — в том числе и тех, что относятся к фемтеху».

Помимо телемедицины, также возросла потребность в самодиагностике и контроле симптомов. Особое значение приобрела профилактика заболеваний, способы защиты и укрепления здоровья. Мы также предполагаем, что в дальнейшем будет расти запрос на особое наставничество — со стороны «личного» врача, полувиртуального, оказывающего помощь удаленно.

Максим Колпаков, Основатель и CEO Wachanga Ltd.

Непривычные условия карантина во время пандемии, вынужденный переход на удаленную работу и учёбу заставили женщин искать новые способы организации быта и досуга семьи, и для многих фемтех-сервисы оказались помощниками. «Очевидно, что мы живем уже в совсем другом мире, чем в начале года. За несколько месяцев произошла полная переоценка онлайн-инструментов, резко возросла их востребованность. Во время закрытия границ, действия домашнего режима наши продукты показали рост трафика более 40%. Значительно больше аудитории получило наше приложение-помощник в развитии детей, ассистент по грудному вскармливанию, календарь беременности и календарь циклов. Мы подхватили этот тренд, получили дополнительный фидбек и на этой волне смогли значительно улучшить свои продукты, чтобы они лучше отвечали изменившимся потребностям женщин, родителей, семей», — дополняет Максим Колпаков.

Сейчас в активную фазу жизни вступают женщины из поколения Z — те, которые не помнят времен не только без интернета, но и без смартфона. Вся их жизнь — в цифровых устройствах. Поэтому они, безусловно, будут стремиться оцифровать и все сферы женского здоровья, включая беременность. А к менопаузе подбираются и представители миллениалов, или поколения Y, — они тоже сильно диджитализированы, поэтому можно ожидать роста спроса на приложения для отслеживания климакса.

Наконец, в России появился тренд на умное материнство. Мамы активно ведут подкасты, YouTube-шоу и пишут книги. Популярными стали блоги доказательных педиатров Сергея Бутрия и Федора Катасонова. Работодатели постепенно перестают воспринимать матерей в декрете как бомбу замедленного действия, а некоторые уже стараются переобучать и вовлекать их в работу с высокими технологиями. «Сейчас мама в декрете может, например, подрабатывать в data science. Могли бы мы такое представить лет 5–10 назад?» — говорит Дарья Головина. «На западных рынках, например в США, работодатели пришли к пониманию, что поддержка сотрудника, который планирует расширение семьи, повышает его лояльность. Если вы поддерживаете сотрудника в физически и психологически сложный период его жизни — во время беременности, родов и первых лет воспитания ребенка — вероятность ее/его возвращения на работу значительно повышается. Например, Progyny и Maven предоставляют специализированные программы для работодателей и сотрудников в этот период», — дополняет Виктория Волкова, ассоциат CM Ventures.

Забота о себе, своем психологическом состоянии — в рамках общего тренда на осознанность — тоже может стать точкой роста для фемтеха.

"Тренд последних лет: отвернись от остальных, не слушай «экспертов» из инстаграма, посмотри на себя и пойми, чего ты хочешь. Это все про осознанность, про я-центричный подход во всех сферах жизни, прежде всего в материнстве, традиционно жертвенной сфере жизни каждой женщины»

Роман Куликов, Основатель Hello Belly и Baby Tips

Основные риски

Обсуждая риски развития фемтеха в ближайшем будущем, Дарья Головина отмечает, что рутинная забота о здоровье отошла у женщин на второй план, в авангарде темы, связанные с коронавирусом и защитой от него. Остальное подождет до того, как ситуация стабилизируется. «Сейчас женщины в основном озабочены бытовыми потребностями семьи: как организовать быт, как обеспечить образование на удаленке. Многих сейчас волнует вопрос денег. Тут не до фемтеха».

Бюджет нацпроекта «Цифровая экономика» в 2021–2023 годах сократится на 117 млрд рублей и составит 552 млрд рублей — на 17,5% меньше утвержденных ранее объемов финансирования. Но можно надеяться, что после выхода из кризиса вливания в цифровизацию общества восстановятся, ведь государство уже продемонстрировало, что развитие цифровых услуг у него в приоритетах, добавляет Евгений Паперный.

Максим Колпаков, основатель Wachanga, также отмечает проблему с подходом к качеству информации: «Потенциальные возможности фемтех-рынка привлекают все новых игроков, многие из которых забывают об обязательных условиях работы в категории медицинских ассистентов. Я имею в виду очевидные и высокие требования к ответственности и научной экспертизе. Наша аудитория относится к онлайн-инструментами по-прежнему с недоверием. И это недоверие, к сожалению, обусловлено наличием негативных примеров, которые можно найти как в мобайле, так и в вебе».

Мнение инвесторов

На западных рынках фемтех активно превращается в полноценную экосреду: появляется пул специализирующихся на фемтехе инвестиционных фондов, интересы среды лоббируют фемтех-инфлюенсеры, амбассадоры и медиа. Слоганом фемтеха становится фраза «Бизнес, созданный женщинами для женщин». Но в России ситуация пока иная.

«В России немного венчурных фондов, по сравнению с западными странами, и они в основном имеют широкий инвестиционный фокус. Пока фемтех фоднов в нашей стране я не встречал», — отмечает бизнес-ангел Никита Железный. На фоне низкой инвестиционной привлекательности страны на международном рынке и низкой платежеспособности единственным путем для развития становится релокация на иностранные рынки. Это и объясняет большое количество международных фемтех-стартапов, созданных в России и странах СНГ.

Екатерина Коэн (Дорожкина), партнер 13 Ventures, подчеркивает гендерный аспект при работе с фемтех-проектами, возглавляемыми женщинами.

«Исследования показывают, что команды, возглавляемые женщинами, приносят на 35% больше прибыли, чем команды, состоящие из одних мужчин. В Америке уже появились фонды, которые инвестируют в фаундеров-женщин, поэтому я надеюсь, что в России этот тренд будет так же стремительно развиваться и скоро выстроится целая экосистема по развитию фемтех-стартапов, как и на Западе»

Екатерина Коэн-Дорожкина, Партнер 13 Ventures

Объем российского рынка фемтеха никто из экспертов не взялся точно оценить. Но, по словам Романа Куликова, он в десятки раз меньше, чем в США, значит, есть значительный задел для роста. Конечно, сложно говорить о росте до того, как мы переживем пандемию, — и это касается не только России, но и всего мира. Однако первая волна уже показала: игроки, которые смогут пройти через это испытание, найдут новые возможности и точки роста.

Рынок фемтеха в России пока недонасыщенный, если сравнивать его даже с американским, поэтому невелики и финансирование для стартапов, и выбор для конечных пользовательниц. Но в перспективе нескольких лет, мы надеемся, эта ненасыщенность уйдет благодаря новым ярким проектам — и инвесторы оценят потенциал фемтеха по достоинству. А те, кто рискнет инвестировать в него уже сегодня, и вовсе могут сорвать куш.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Станислав Продан

Фудтех, финтех... теперь фемтех. Не запутаться бы)

Ответить
Развернуть ветку
Engy Health

а как же мускулин-тех? )

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Продан

Мужтех как-то звучнее)
Я даже боюсь себе представить какие продукты будут подходить под эту категорию...

Ответить
Развернуть ветку
Далия Мухамедзянова

А у нас ведь были идеи когда-то))

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Lugovoy

Из статьи следует, что в России накоплена большая экспертиза в создании и выводе на глобал фемтех-проектов, но, судя по популярности самого термина "фемтех", страна не знает своих героев в лицо. Почему?

Ответить
Развернуть ветку
amma pregnancy tracker
Автор

Смотря какая "страна". В 2019 году нами пользовались 2/3 всех беременных женщин в России. Однако в бизнес-сообществе, согласны, в России фемтех пока изрядно недооценен. Вот стараемся исправить ситуацию. 

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Фемтех звучит как что-то очень доброе, созидательное и правильное.

Буквально глоток свежего воздуха в этом капиталистическом мире, где все только и хотят впарить тебе какую-то услугу, "уберизировать" доставку туалетной бумаги или соорудить очередной маркетплейс.

Лайк ❤️️

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 7 комментариев
null