{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что ищут в регионах российские дизайнеры?

2014 год. Обвал нефти, обесцененный рубль, Крым наш — так начинался кризис. Цены на Maje и AllSaints выросли вдвое, а другие иностранные бренды и вовсе стали исчезать из магазинов. Но то, что негативно сказалось на экономике, дало толчок развитию российского дизайна: санкции и импортозамещение освободили отечественным брендам место на рынке.

Их количество множилось, и не обошлось без того, чтобы обратиться за вдохновением к корням, к русской культуре. Очень вовремя, потому что оставшиеся её островки в виде советских фабрик народных промыслов как раз нуждались в помощи: производство угасало, покупателей не было. Если полистать их официальные сайты, сразу видна причина — как бы уникальна и красива ни была технология, без адаптации под современного человека вещь не востребована.

Именно об адаптации, а точнее о людях, которые этим занимаются, пойдёт речь. Например, как раз в 2014 году на рынке появилась Варвара Зенина, до этого занимавшаяся традиционным костюмом и востребованная в основном у театров. Она стала разрабатывать модели, уместные в обычной жизни, и начала с косовороток, ставших впоследствии визитной карточкой бренда.

В 2015 Дарья Мациевская организовала фестиваль, а затем и конкурс Русские сезоны, в котором родились небольшие коллекции-коллаборации молодых дизайнеров с фабриками по всей России. Получившиеся работы, хоть и не вылились в полноценное производство, но нашли своих покупателей в ЦУМе. В 2020 году у Сезонов открылся собственный модный дом, изделия которого шьют на старинных ремесленных производствах и отправляют по всему миру.

Похожими вещами — воссоединением дизайнеров с представителями народных промыслов — занимается проект Rustrends под руководством Юлии Музыки и при поддержке Минпромторга. В 2019 году они организовали форум «Neo-Промыслы» в Петербурге, где показали предметы интерьера и одежду, созданные вместе с фабриками елецкого и вологодского кружева, городецкого и торжокского золотого шитья, павловопосадских платков и многих других. Что-то так и осталось в единственном выставочном экземпляре. Но, например, тарелки с хохломой и гжелью и сейчас можно заказать на сайте HALF & HALF, а Леся Парамонова (LES’By Lesia Paramonova) до сих пор сотрудничает с «Торжокскими золотошвеями».

Иногда в дело включаются и бизнесмены. В 2015 году Антон Георгиев выкупил фабрику «Крестецкая строчка», после восстановления и ребрендинга собрал по региону оставшихся мастериц, обучил новых и вышел на сотрудничество с Ульяной Сергеенко. Последним плодом их работы стал показ коллекции осень-зима 2020/21 на виртуальной неделе моды в Париже.

Совсем недавно начал работу онлайн-магазин Front. Условие размещения брендов — наличие традиционных мотивов в дизайне. Этот проект запустили Ольга Михайловская и Евгения Филиппова, чтобы показать: русское народное не заканчивается аляповатыми сувенирными магазинами. Оно может быть красивым, а главное носибельным в обычной жизни.

Сейчас промыслы проникли и в высокую моду, некоторые модные дома выпускают коллаборации с промысловыми заводами. Например, Виктория Андреянова объединилась с Вологодской кружевной фабрикой «Снежинка». Кстати, не только она. В 2020 году вышла коллекция Фрола Буримского в Flor et Lavr по мотивам русского севера с использованием вологодского кружева. Александра Калошина, создательница Radical Chic, выпускает шёлковые платки с узорами жостово. Алёна Ахмадулина использует в своих коллекциях вообще все промыслы нижегородской области. Чтобы не делать лубочные вещи, никто из них не повторяет традиционные референсы точь-в-точь, а старается разработать что-то новое, подходящее для современного человека. И тогда снова появляется желание любить русские ремёсла.

Ну и собственно мой проект — Design Without A Designer.

Без дизайнера, потому что клиенты приходят со своими идеями, и без производства, потому что вещи отшиваются дома у частных мастериц по всей России. DWAD собрал пул портных и рукодельниц из разных городов от Смоленска до Новосибирска: любой желающий может заказать себе крапивное платье из Твери или урюпинские трусы из собачьей шерсти.

Это далеко не все инициативы в области народных промыслов. Современные молодые дизайнеры принадлежат поколению, не знавшему дефицита, поэтому у них есть желание и силы искать свою идентичность. И этот поиск всё чаще приводит к художественным промыслам, сохраняя жизнь древним техникам и ремёслам.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда