{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Про скорость информационного обмена и его влияние на развитие общества

Громкое название, правда? Тем не менее, тема достаточно интересна, чтобы призадуматься и сделать выводы на будущее. Знание - сила, иначе не скажешь.

Какое-то время назад я занимался прикладной математикой, и среди прочего изучал вопросы, связанные с информацией и ее воздействием на мозг и то, как общество на неё реагирует. На существовавших в то далекое время книжных развалах мне попалась прекрасная книга «Информационная война», в которой достаточно хорошо описывалось как информация может быть использована для манипуляций, и хорошо разобран пример почему Холодную (точнее информационную) войну проиграл именно СССР. Послевоенные стартовые позиции в то время у обеих сторон были плюс-минус одинаковыми, а решающим фактором оказалось именно информационное воздействие.

Вернёмся к теме. Человек отделился от животных благодаря тому, что смог устойчиво передавать информацию между отдельными индивидами, и главное - сквозь время. Коллективное общение в животном мире вещь обыденная: загонная охота у стайных хищников, от волков до шимпанзе, феромоны и метки, воспитание молодняка и тому подобное, но именно способность накопления, систематизации и передачи систематизированных знаний присуща только людям.

С давних времён, люди обрели речь, и научились с ее помощью описывать действия, их последствия, взаимосвязи, причины, наблюдения и эмоции. Первоначально было доступно только личное обучение в устном режиме. Это обусловило накопление и передачу знаний между поколениями на некоторой узкой территории, так как и перемещений людей, а вместе с ними и знаний, было немного.

Кто-то где-то открыл способ получения огня. Как быстро распространится это нехитрое знание в масштабах всего человечества? С черепашьей скоростью. Ультрамедленно. А все почему? Способ передачи - устный, носители информации передвигаются пешком, информацию передают с искажениями. Помимо этого, контакты между людьми разных групп ограничены и возможности передачи вместе с ними.

После появления письменности появился более надежный способ передачи информации, не из уст в уста, а на носителях (свитки, книги, таблички и т. п.). Знающие грамоту смогли получить доступ к систематизированным сложным знаниям и технологиям, общество серьезно продвинулось, но циклы обмена информацией, скорость ее распространения была крайне низкой и ограничена ресурсом переписчиков, мест хранения и скоростью передвижения.

Хороший индикатор для этого периода - Римская империя. Тысячи лет существования с примерно одним и тем же уровнем технологий и знаний. Тысячи лет... Знания были, и достаточно продвинутые (римское право - классика юриспруденции, например), но скорость их распространения и доступность были сильно ограничены, ввиду все тех же причин, а также, манипулятивных способов социального управления: зачем врагу знать, как устроена катапульта или порох? Зачем рабам, крестьянам, простолюдинам уметь читать? Пусть работают в шахтах, в поле или ещё где «попроще». Характерные сроки информационных циклов в этот период - сотни лет.

Развитие технологий и экономики однозначно определили не только необходимость популяризации навыков чтения и работы с информацией, но и стимулировали углубление в науки разного вида: формирование выкристаллизованного знания в сложные структуры, выделение профессий, связанных с передачей знаний, совершенствование информационных носителей, появление технологий массовой печати. Принцип разделения труда Адама Смита универсален и хорошо применим к работе со знаниями и информацией. Появилась и развилась, достаточно широко распространённая система создания и передачи информации в виде системы образования и СМИ.

Хороший образчик этого периода Российская империя 18-19 веков. Характерные сроки информационных циклов того времени - десятки лет.

В конце 19-го, в начале 20-го века появились ключевые технологии, позволившие передавать информацию в еще большем объеме и со скоростью значительно превосходящей физическое движение - фотография, кинематограф, телеграф, телефон, радио. Сильно возросло количество обученных грамоте, а также множились способы бестекстовой передачи информационного контента (уже не совсем знаний) - видео и аудио.

Характерные информационные циклы - дни, и даже часы. Информация доступна многим, но далеко не вся. Сложная структурированная информация все ещё передаётся лично или посредством книги и ограниченного набора информационных носителей, не предназначенного для широкой публики: лекции в университетах, конференции, специальная литература и т. п. Доступ к информации требует физического присутствия людей на рабочем месте или в учебном заведении для доступа к информационным носителям (от книг и исторических или специальных документов до товарных накладных и ведомостей), ресурсам, носителям знаний.

Характерный пример этого периода - общество 30-х, 40-х годов.

Информационные домены шагнули за пределы отдельных стран и их групп близких территориально, так как скорости физического перемещения, скорости перемещения информации и эффективность производства в экономике привели к первым эффектам глобализации. Не в том смысле, как мы ее понимаем сейчас, но в смысле сокращения «логистической карты мира» и расширения зоны охвата технологий и их продуктов по практически всей географии.

Развитие технологий всех видов имеет, по большому счету, экспоненциальный характер. По этому поводу есть много хороших исследований и литературы, но мы не будем останавливаться на деталях. Важно, что в результате такого развития мы имеем соответствующий рост технологий, в том числе имеющих отношение к информации, ее обработке и передаче. За последние годы (не десятки лет, а именно годы) стали доступны фантастические, немыслимые объемы информации, среди которой есть и систематизированные знания. Доступно огромное количество фото-, видео-, и информационного контента, с которым уже нужно уметь работать и иметь соответствующие знания и навыки. Это новое, присущее только нашему времени явление. Об этом тоже сказано и написано многое, но для этой статьи важны последствия этого явления.

Необходимость физического присутствия на рабочем месте для многих профессий более не мотивирована потребностью контакта с носителем информации. Это в полной мере относится и к образовательным учреждениям любого вида. Пандемия в полной мере показала нам это и задала новые стандарты деятельности, связанной с удаленной работой, работой с информацией, и оттачиванием этих навыков. Сами собой «отменились» многие вещи, присущие офисной работе - разговоры за чашкой кофе в перерыве, покрасоваться перед сослуживцами, невербальное общение тет-а-тет и в группе, сама дорога в офис. Стали крайне востребованы в их квинтэссенции организационные способности и навыки руководителей, лидерские качества, которые необходимо применять в индивидуальной работе с подчиненными в удаленном режиме. Не все руководители готовы работать в таких новых условиях, равно как и не все подчиненные. Нас ждёт трансформация бизнеса в своей сути как явления коллективной работы: новые технологии управления, изменения в трудовом законодательстве, новые профессии и обновлённый рынок труда.

При прогрессирующей по экспоненте скорости развития технологий и развития информации, мы станем свидетелями ещё парочки технологических и информационных революций ещё при жизни поколения, родившегося в 70-х.

Необходимость обрабатывать большое количество информации, умение организовать себя, работать автономно в слабых социальных связях, умение подстроиться, адаптироваться под быстро меняющийся мир - суть новые, современные требования к сотрудникам.

Умение организовать удаленных сотрудников на получение результата для бизнеса, по сути, - умение работать с большим количеством людей на аутсорсинге, включающее навыки четкой постановки задач, контроля и мотивации каждого индивидуально и как команды, работающей на одну организацию - суть новые ключевые требования для руководителей.

Прозрачность и честность, перед собой и перед организацией - необходимый минимум для успешных организаций нового типа.

0
1 комментарий
Анастасия Сковородникова

Последние три абзаца - темы для отдельных исследований. Каждая - супер-актуальна сегодня.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда