{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Электронные магазины: настоящее и будущее

Цифровизация тендерного рынка продолжает набирать обороты. Один из последних трендов – реализация закупок малого объема (ЗМО) через электронные магазины. Денис Разин, управляющий директор IT-компании Seldon, рассказал о механике проведения таких процедур и оценил перспективы использования электронных каталогов.

Организационные вопросы

В соответствии с распоряжением Правительства РФ 824-р от 28.04.2018, был создан Единый агрегатор торговли «Березка». Оператором сайта выступает АО «РТ-Проектные технолгии».

Фактически это электронный магазин для федеральных заказчиков, где без дополнительных этапов они могут проводить закупки товаров у единственного поставщика на сумму до 600 тысяч рублей (ст.93 44-ФЗ). При этом распоряжение в обязательном порядке распространяется только на федеральные органы власти и федеральные казенные учреждения, а для федеральных бюджетных учреждений является лишь рекомендацией.

Что касается корпоративных закупок по 223-ФЗ, то на ЗМО приходится порядка 25% от общего объема торговых процедур. Использовать для их реализации электронный магазин или нет, решает сам заказчик в зависимости от своего положения о закупках. Крупные корпорации создают собственные электронные магазины, и их концепции могут существенно отличаться друг от друга.

При этом любопытно, что ни в 44-ФЗ, ни в 223-ФЗ понятие «электронный магазин» напрямую не регламентировано, однако в целом по стране такие ресурсы действуют уже более пяти лет. Инициаторами по регламентированию закупок малого объема в свое время выступили многие регионы, это и положило начало созданию электронных магазинов в России.

Как работает электронный магазин?

Разберем механику работу электронных магазинов на примере уже упомянутого агрегатора «Березка». На сайте есть собственный классификатор продукции с делением на категории: бытовая техника и электроника, банковское оборудование, канцелярия, детские товары, печатная продукция, стройматериалы и многое другое. В настоящее время ведется активная совместная работа «Березки» и ЕИС по стандартизации закупаемых товаров, их классификаторы уже частично интегрированы между собой, но говорить о едином каталоге пока рано.

Поставщик может бесплатно зарегистрироваться на сайте «Березки», главное, чтобы у него уже была регистрация в Единой информационной системе. Тогда с помощью цифровой подписи он просто подтвердит сведения о компании на агрегаторе и сможет выкладывать свои товары. Для включения в каталог своей продукции с описанием характеристик потребуется подать заявку.

Заказчик объявляет так называемую закупочную сессию – публикует потребность в конкретном товаре с указанием параметров закупки и времени, в течение которого готов принимать заявки. Этот срок может составлять 2 или 24 часа. Первый вариант логично выбрать, когда заказчик ожидает отклика какого-то конкретного поставщика, второй – когда желательно получить как можно больше заявок.

Далее поставщики подходящего товара получают уведомление и могут откликнуться, направив свою оферту с указанием цены. До начала работы на агрегаторе поставщик должен внести на сайт «Березки» депозит не менее 10% от стартовой цены заказчика (аналог обеспечения заявки при обычных торгах). Для размещения депозитных средств сайт использует отдельный расчетный счет в банке, он никак не соотносится со спецсчетами в рамках госзакупок. Средства на этом счете временно блокируются, а потом возвращаются, если поставщик не выиграл или при выигрыше заключит сделку.

В режиме реального времени поставщики могут видеть, какие компании и по какой цене также принимают участие в закупочной сессии, это дает возможность перебить их предложение. В отличие от обычного аукциона здесь нет фиксированного шага по цене и времени между подачей своих предложений. В последние 15 минут агрегатор скрывает цены. Далее в течение 30 минут «Березка» формирует итоговый протокол, ранжируя все поступившие предложения по цене. Если было подано несколько заявок с одинаковой ценой, победителем считается тот, кто подал заявку первым.

Далее на заключение сделки отводится пять дней. Единственное, что грозит поставщику при уклонении – потеря депозита. Если заказчик в течение двух месяцев напишет об этом письмо в адрес «Березки», то агрегатор зачислит сумму депозита на счет заказчика. Если такого письма не будет, то деньги в итоге вернут поставщику. Заказчик также в любой момент может отказаться от подписания и даже заключить аналогичный договор по более высокой цене на стороне – никакие санкции за это не последуют.

Победивший поставщик должен перевести в пользу «Березки» комиссию – 1% от цены, но не более пяти тысяч рублей (для СМП и СОНКО – не более двух тысяч).

Используйте электронные магазины, если хотите быстро провести закупку малого объема или получить небольшой заказ. Это действительно удобно и снимает многие организационные вопросы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда