{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Конфликт в бизнесе: как быстро договориться и сэкономить на юристах

Согласно судебной статистике, в России с каждым годом растет количество исковых заявлений и судебных разбирательств. По данным отчета Судебного Департамента Верховного Суда РФ в арбитражные суды первой инстанции поступило:

в 2017 году - 1 950 914 исковых заявлений;

в 2018 - 2 099 517;

в 2019 – 2 123 920.

В 2020 году дел было поменьше – 1 764 743, но год не является показательным из-за ситуации с пандемией.

Этот рост споров связан с несколькими аспектами. Первый - низкая стоимость судебного разбирательства. Оплатить госпошлину может позволить себе почти каждый. Например, при сумме иска в 1 000 000 рублей, нужно заплатить всего 23 тысячи рублей, то есть чуть больше 2%. Второй аспект - люди не знают, как можно решить конфликт по-другому. Срабатывает привычный алгоритм: конфликт - неудачная попытка договориться - направление претензии в ультимативной форме - выжидание положенного срока для соблюдения претензионного порядка, около 30 дней - обращение в суд.

Когда судебный процесс уже начат, каждая из сторон стремится выиграть спор всеми возможными средствами либо увернуться от выполнения нарушенного обязательства. Договориться и заключить мировое соглашение удается крайне редко, процент таких дел невелик - около 1,5% - 1,7% за 2017-2020 годы.

При этом, судебная система РФ перегружена. Так, на судью в Арбитражном суде г.Москвы в среднем приходится 180 дел в месяц, то есть 9 дел в день. Такое сжатое время не позволяет глубоко вникнуть в процесс и разобраться во всех тонкостях дела. Это одна из причин, из-за которой судебные разбирательства растягиваются на несколько лет.

Значительная доля судебных разбирательств приходится на конфликты в бизнесе. Рассмотрение дела в суде оборачивается для сторон затратами на оплату услуг юристов, и потерей времени - процессы могут длиться по несколько лет. После вынесении решения одна из сторон - проигравшая, поэтому всегда остается недовольна, и бизнес-отношения между партнерами, как правило, прекращаются навсегда.

Как решить конфликт по-другому?

Уже более 10 лет в России действует Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ.

  • Медиация - это добровольный способ урегулирования споров при содействии независимого посредника (медиатора) для достижения сторонами взаимоприемлемого решения (ст.2 п.2 Закона).
  • Применяется как до суда, так и на любой стадии судебного процесса (ст.7 п.2 Закона).

В применении этого способа Россия отстает от других стран примерно на 70 лет отстаем. Так, в США медиация появилась еще в 60х годах, в Европе - активно внедрялась в 90-е годы.

А если дело уже в суде?

  • Процедура медиации приостанавливает судебный процесс на срок до 60 дней. Если стороны не достигают согласия, то судебный процесс возобновляется (ст. 169 ГПК и ст. 158 АПК).
  • Процедура медиации не является препятствием для обращения в суд (ст.7 п.3 Закона).

Срок проведения процедуры медиации определяется соглашением сторон, но не должен превышать 180 дней, если дело уже в суде - максимум 60.

Для конфликтов в сфере бизнеса - это большой плюс, т.к. разрешение спора в течение одного-двух двух месяцев несет в себе понятные выгоды - нормализация отношений, возможное продолжение сотрудничества со своим партнером, а также экономия сил и средств обеих сторон.

Как работает медиатор?

Вкратце алгоритм такой:

1. Сбор информации об интересах обеих сторон. Основную часть информации медиатор получает из беседы со сторонами, задавая правильные вопросы.

2. Формирование повестки. Медиатор помогает сторонам сформулировать четкий круг вопросов для обсуждения, чтобы в дальнейшем вести переговоры в рамках этих вопросов, быть конструктивными, а не превращать в пустой треп.

3. Проработка негативного сценария - это подготовка ответов на вопрос “А что будет, если переговоры не увенчаются успехом?” Этот этап помогает понять, насколько значимо проведение переговоров и достижение договоренностей для сторон.

4. Разработка предложений по каждому вопросу повестки.

5. На совместной встрече стороны с помощью медиатора осуществляют поиск взаимовыгодного решения по каждому из вопросов повестки.

6. Если стороны договорились, заключается медиативное соглашение.

Разберем, как работает медиатор, на конкретном примере.

По договору поставки допущена просрочка поставки оборудования. Поставщик ссылается на производственные трудности, обещает поставить всю партию в течение двух месяцев. Покупатель недоволен, т.к. у него есть обязательства по монтажу данного оборудования. Просрочка поставки приведет к убыткам и репутационным рискам.

Стандартный вариант: Покупатель пишет претензию и, получив отрицательный ответ, или не дождавшись ответа, направляет заявление в суд о взыскании неустойки.

Что происходит в случае обращения к медиатору?

Медиатор проясняет истинные интересы сторон и уточняет факты. Вполне может оказаться, что имеет место стечение обстоятельств - например, производитель не отгрузил товар в положенный срок или товар застрял на таможне. Истинный интерес Покупателя же заключается не в том, чтобы наказать Поставщика и взыскать с него как можно больше неустойки, а в том, чтобы сохранить репутацию надежного подрядчика по монтажу оборудования и успеть сделать за 1 месяц то, что планировалось за 3 месяца. В ходе медиации выяснилось, что у Поставщика есть три бригады монтажников, которые могут помочь выполнить монтажные работы в срок.

Заключение медиативного соглашения в такой ситуации становится спасением для обеих сторон. В результате каждая из сторон сможет выполнить свои обязательства, сохранит денежные средства и репутацию.

Сегодня в России намечается тренд на развитие медиации - это связано как с серьезной загруженностью судов, так и с общей мировой тенденцией. Отметим несколько подтверждающих факторов:

  • В 2019 году были разработаны поправки к закону о медиации, в соответствии с которыми предлагается сделать эту процедуру обязательной по ряду споров. То есть, до обращения в суд стороны должны принять участие в медиации и попробовать договориться в присутствии профессионального посредника.
  • Каждый предприниматель понимает, что время - это деньги. При успешном завершении процедуры медиации стороны заключают медиативное соглашение. Нотариально заверенное медиативное соглашение имеете силу исполнительного документа. Это означает, что в случае нарушения договоренностей, стороны могут сразу идти к судебным приставам, а не в суд.
  • Все больше крупных объединений и союзов приходят к выводу, что медиация - это быстрый и комфортный способ для решения проблемных ситуаций. Для этих целей совместно с медиаторами открываются центры по внесудебному урегулированию споров. Например, такой центр был открыт в Русско-Азиатском Союзе Промышленников и Предпринимателей для помощи в быстром урегулировании споров участников. Перечень споров, с которыми можно обратиться в Центр широк: это споры, связанные с договорами поставки, строительного подряда, инвестированием в проекты, налоговые споры и др.

Руководитель Центра по внесудебному урегулированию споров при РАСПП Елена Гизерская рассказала о преимуществах медиативного соглашения: “Медиативное соглашение принимается добровольно, и с вероятностью до 90% выполняется сторонами, поскольку в его основе лежит взаимный интерес сторон. Кроме того, вся информация, касающаяся процедуры медиации, не может быть разглашена, истребована от медиатора или использована в суде какой-либо из сторон. Всё это является преимуществом по сравнению с судебной формой защиты прав, где судебные акты находятся в открытом доступе”.

Авторы статьи:

Лидия Субботина, юрист по интеллектуальной собственности.

Ирина Уткина, к.ю.н., доцент, юрист по судебно-претензионной работе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда