Владимир Дворников

Цифровизация, как упрощение жизни или как не потерять свои средства

Начну с предистории...на новогодние праздники 2022 года женщина отправилась на каникулы в Санкт-Петербург, где после прогулки она обнаружила пропажу смартфона Iphone 12 pro max. Смартфон этой марки, со слов женщины, специально приобретался, как надежный и заслуживающий доверия в плане безопасности. Причем на смартфоне был установлен надежный пароль. После обнаружения пропажи, оперативно, в течении часа она обратилась в ближайший салон оператора связи для блокировки сим-карты. Далее был звонок о блокировке в службу Apple, где со слов женщины, её уведомили о том, что при включении смартфона данные будут удалены автоматически. После чего она написала заявление в полицию. Успокоившись, она пришла в гостинницу и легла спать. Через несколько дней она вернулась домой, восстановила сим-карту в отделении оператора связи и с удивлением обнаружила смс-сообщения о снятии денежных средств и оформлении банковских кредитов (в том числе и отказ). У нее было полное недоумение, так как все необходимые действия (блокировка сим, телефона и заявление в полицию) были сделаны.

Что же произошло? И почему современные и, казалось бы, надежные средства связи позволили мошенникам завладеть средствами?

В современном и стремительно-развивающемся мире финансовых технологий и цифровых услуг все организации, в том числе банки, стремятся упростить жизнь людей, конкурируя между собой и унифицируя решения по работе со своими сайтами, приложениями и личными кабинетами. В том числе, как многие знают, современная регистрация и вход в личный кабинет осуществляется по номеру телефона, посредством смс-подтверждения. При этом мало кто задумывается о безопасности ключевого момента - сим-карте. Итак, схема преступников была следующая: оперативно на украденном телефоне была извлечена сим и вставлена в другой смартфон. Далее было установлено приложение - личный кабинет оператора связи (МТС) и осуществлён вход по номеру телефона и подтверждающему коду в смс-сообщении. В личном кабинете впоследствии была отменена блокировка сим, после того, как мошенники увидели, что карту заблокировали (я сам проверил, что действительно после блокировки у оператора МТС в личном кабинете можно легко, одним нажатием в настройках, отменить блокировку). Таким же образом были установлены и получен доступ в приложениях от банков Альфа, Тинькофф и МТС-банк. Далее преступники, через приложение банка, перевели все имеющиеся средства на одну карту, а также оформили кредиты через личные кабинеты озвученных банков с последующим переводом на дебетовую карту Тинькофф. В современном цифровом мире это действительно делается буквально за считанные минуты. После чего они произвели перевод средств на свою карту и сняли частями в разных банкоматах. Все это заняло считанные часы. Таким образом, благодаря современным, удобным и быстрым финансовым технологиям преступникам удалось завладеть более 800 тыс. рублей за один вечер из-за украденного современного и заблокированного сложным паролем смартфона. При этом, по сообщению потерпевшей, преступники оформили еще один кредит на сумму более 4 млн. рублей, но сработал внутренний дополнительный контроль в Альфа-банке, где специалисты решили позвонить и уточнить одобрение кредита по телефону, но к этому времени сим-карта уже была восстановлена и женщина, разумеется, отказалась. Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что в современном, удобном и цифровом мире нужно особенно щепетильно относится к безопасности всех составляющих элементов. Можно ставить сложные, уникальные пароли на вход в личные кабинеты, хранить небольшие суммы на основных счетах и даже ходить с простеньким телефоном с сим-картой, которая привязана к счетам, но в итоге лишиться своих средств и даже залезть в кредит.

В качестве совета, рекомендую обязательно установить пароль на сим-карту, которая привязана к счетам в банках (инструкций в интернете предостаточно) и тогда, без ввода установленного кода, сим-карта просто не заработает в другом аппарате. И как дополнительный совет - написать заявление у своего оператора связи о запрете выдачи дубликата сим по доверенности (имеются случаи получения дубликатов сим-карт мошенниками по фальшивой доверенности).

Берегите себя, свои средства и свое личное информационное пространство!

0
3 комментария
Тинькофф

Здравствуйте.

Эту ситуацию мы разбирали ранее.

У нас нет сомнений по поводу заявки, в ней указали актуальный номер телефона. Подписывать документы на бумаге не было нужды, так как у клиента уже был оформленный в нашем банк счет дебетовой карты и соглашение с условиями договора.

К нам обратились только через несколько часов после утери телефона, при этом в нем были записаны Логин и пароль от личного кабинета. Наша система мониторинга сработала без ошибок: мошенники владели PIN-кодом от телефона и PIN-кодом от карты. Оспорить операции мы не можем.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Дворников
Автор

Здравствуйте. Но к банкам и нет претензий. И к вам, в частности. Я лишь про доп. защиту сим-карты.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

В таких случаях мы всегда рекомендуем обратиться во все свои банки, чтобы они сбросили привязку и заблокировали личный кабинет, а также токены бесконтактной оплаты. Если в телефоне есть информация о паспорте, рекомендуем сразу подать заявление на утечку информации и перевыпуск паспорта, чтобы по действующим паспортом не удалось воспользоваться.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null