{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Особенности применения приказа Минстроя №841/пр при формировании НМЦК закупок строительных работ

В настоящее время расчет НМЦК на выполнение строительно-монтажных работ производится в соответствии с Приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. N 841/пр «Об Утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» (далее – Приказ № 841).

Следует отметить, что разработав Приказ № 841 Минстрой России провел важную и значимую работу по обобщению практики формирования НМЦК на региональном и федеральном уровнях, в том числе установив порядок расчета с применением среднеарифметического расчета прогнозной инфляции на период выполнения работ по соответствующим периодам в году и распределения финансирования в зависимости от доведенных лимитов финансирования по ФАИП, а также возможности определения по периодам в соответствии с проектом организации строительства.

Можно сделать предположение, что двоякость толкования возникла, поскольку рассматриваемые примеры в разъяснительных письмах Минстроя России описывают расчет НМЦК на первый месяц года.

Примеры применяемых расчетов в приложениях к письмам Минстроя России от 18 марта 2020 г. N 8323-ОГ/09 (далее Письмо № 8323) и от 16 марта 2020 г. N 9333-ИФ/09 (далее - Письмо № 9333) даны по состоянию на начало года и в связи с этим возникает неоднозначность трактовки определения индекса прогнозной инфляции за первый год строительства объекта.

В нашем случае расчет НМЦК составлен на сентябрь 2020 года. Начало строительства ноябрь 2020 года, окончание декабрь 2022 года.

Индексы-дефляторы Минэкономразвития России по строке «Инвестиции в основной капитал» на 2020 год 103,6%, на 2021 год 103,7%. Ежемесячный индекс-прогноз на год равен корню двенадцатой степени, на 2020 год 1,00295, на 2021 год 1,00303, на 2022 год 1,00303.

Согласно Приказу № 841 индекс прогнозной инфляции за первый год строительства объекта, определяется как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на дату начала строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на декабрь первого года строительства объекта. Определяем К1 (индекс прогнозной инфляции в первый год строительства) как среднее арифметическое между индексом на ноябрь и декабрь 2020: 1,0029510 (от января до ноября), а на декабрь 2020г. 1,0029511 (от января до декабря). Но, в таком случае, мы, определяя индекс прогнозной инфляции, ещё раз учитываем инфляцию до ноября месяца, несмотря на то, что мы уже учли фактическую инфляцию в расчете НМЦК по сентябрь.

Анализ размещения государственных закупок, опубликованных в период 2020 года показывает, что таким методом расчета НМЦК воспользовалось значительное количество государственных заказчиков.

Однако если домыслить логику последовательности применения фактического и прогнозного индексов инфляции и разделения их датой формирования НМЦК, то более вероятна трактовка, что при начале строительства в ноябре 2020 года, и месяце составления НМЦК - сентябре, среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на ноябрь и декабрь 2020 будет вычисляться как среднее арифметическое от индекса на ноябрь как 1,00295² по отношению к сентябрю и ежемесячным индексом 1,00295³ на декабрь по отношению к сентябрю. В итоге получаем К1= (1,00295²+1,00295³)/2.

Учитывая долю сметной стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком, соответственно в 1-й, 2-й, 3-й годы строительства объекта как 30%, 30% и 40% и стоимостью СМР до применения индекса прогнозной инфляции 500 млн. руб., применяя различные варианты расчета, мы получим НМЦК 531,28 млн. руб. в первом случае и 524,47 млн. руб. во втором.

В соответствии с произведенным расчетом возникает вопрос по определению индекса прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за первый и второй годы строительства объекта, который рассчитывается как произведение индекса прогнозной инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на декабрь первого года строительства объекта, и индекса прогнозной инфляции на второй год строительства объекта, определенного как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на январь второго года строительства объекта и индекса прогнозной инфляции на декабрь второго года строительства объекта и при различных трактовках будет давать разницу в вычислениях на первый и последующие годы строительства объекта.

Исходя из примеров расчета в соответствии с Письмами № 8323 и № 9333 возможный расчет прогнозного индекса на второй год (2021-ый) строительства может выглядеть следующим образом:

1. Индекс, учитывающий инфляцию за первый год (2020) равный индексу расчета на конец строительства как от января до декабря, т.е. 1,0029511 , соответственно К2 =1,0029511 * (1,00303+1,0030312)/2.

2. Индекс, учитывающий инфляцию за первый год (2020-ый), равный индексу расчета на конец строительства, вычисленному в конкретном случае как среднее арифметическое от индекса на ноябрь как 1,00295² по отношению к сентябрю и ежемесячным индексом 1,00295³ на декабрь по отношению к сентябрю, соответственно К2 = (1,00295²+1,00295³)/2 *(1,00303+1,0030312)/2.

Что, соответственно, приводит к различным вариантам расчета и изменению НМЦК.

В то же время разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах. Вопрос до сих пор остается открытым, так как в ответе на наше обращение Минстрой России отметил, что планирует выпустить ещё одно разъяснительное письмо с указанием однозначной трактовки определения индекса прогнозной инфляции. Однако, на сегодняшний день, такое письмо ещё не опубликовано.

16.01.2021 выпущено обновление ПК «Гранд-Смета» с автоматическим расчетом НМЦК, что в принципе не снимает разночтений, так как используется один из описанных вариантов без разъяснений насколько он корректен. При проведении различного уровня проверок, особенно в случае проведения проверки Федеральным казначейством, контролирующим правомерность расходования средств федерального бюджета, возможны замечания из-за различных трактовок Приказа № 841, что для крупных строительных объектов будет выражаться в превышении расходования средств федерального бюджета на несколько миллионов рублей, или, при перестраховки заказчика, снижения НМЦК, и возможного недостатка средств на качественное выполнение работ в рамках ССР.

Тому, кого не волнует правда в мелочах , нельзя доверять крупные дела.

Автор: Локоть Денис

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда