Андрей Зюзин

Персонализированное питание: интересные факты и привлекательные стартапы

Зюзин Андрей

В одной из предыдущих статей, я уже писал о том, что такое персонализированное питание и в этом материале, я постараюсь рассказать о том, как все начиналось, и какие проекты можно честно назвать персонализированными.

Персонализированное питание - один из самых актуальных трендов последних лет. Главной особенностью которого является практически полная свобода в трактовке этого понятия. По сути, возможность для формирования отрасли персонализированного питания появилась совсем недавно.

В сегодняшней вольной интерпретации, «персонализированное питание» можно описать как концепцию, при которой мы получаем рекомендации по употреблению пищи и различных нутриентов, основанные на анализе биохимии крови, микробиоты кишечника и генетического теста, а также общем анамнезе и описании образа жизни конкретного человека. Благодаря этому вы получите реально персонализированную рекомендацию по продуктам, которые вам стоит и не стоит употреблять и, с большой вероятностью, сможете предотвратить (снизить вероятность) развитие хронических заболеваний и ряда опасных болезней, таких как рак, например.

История процесса

Одним из первых о будущем пищевой индустрии высказался родоначальник современной медицины Гиппократ, сформулировав идею так: «Пусть еда будет вашим лекарством, а лекарство - едой!» По имеющейся информации, он был одним из первых, кто предлагал своим пациентам специальное питание исходя из их состояния. Итак, на протяжении почти 4500 лет, вплоть до 2000-х годов, основные предложения по персонализации диеты, в основном получали спортсмены и пациенты, которым требовалось специализированное питание. Назначалось оно по рекомендации врача, на основе специфики состояния организма и по результатам анализа крови. Проблема была лишь в том, что анализ крови не может дать полную картину и рассказать, что человеку можно, а что нельзя.

Ситуация существенно изменилась после 2003 года, с завершением проекта The Human Genome Project (HGP), когда человечеству открыли доступ к расшифрованному геному человека. Это дало возможность узнавать больше о наследуемых заболеваниях их причинах и в целом о том, какие особенности пищевого поведения свойственны тому или иному индивиду, какие у него могут быть аллергии и какие продукты он просто не в состоянии усвоить.

Получив доступ к генетической базе (а все данные по проекту HGP было решено оставить в открытом доступе), появилось большое количество исследовательских лабораторий, которые стали предлагать услуги по расшифровке ДНК для широкой аудитории. Так начался путь к настоящей персонализации. Правда не хватало одного, как оказалось весьма существенного элемента - богатого внутреннего мира человека, его микробиома. Чтобы узнать больше о микробиоме, сопровождающем каждого из нас (его еще называют «вторым мозгом» - настолько сильно он влияет на наше самочувствие), в 2007 году был запущен ещё один проект - The Human Microbiome Project, по раскрытию видового разнообразия населяющих человека бактерий и микроорганизмов. Официально завершившийся в 2016 году, этот проект помог разобраться в том, как и на что может повлиять микробиом, в том числе и о тех последствиях, которые могут быть вызваны неправильным питанием.

Полученные в результате этих глобальных исследовательских проектов данные, сегодня позволяют компаниям предлагать комплексные исследования, с целью скорректировать пищевое поведение для укрепления здоровья и продления активной жизни.

Первым и самым крупным из таких проектов считается американская компания «Viome»; после того, как в 2019 году она поглотила Habit Food, которая специализировалась на персонализации питания на основе анализа микрофлоры кишечника. Сегодня компания «Viome» предлагает наборы для самостоятельного сбора личных биоданных, анализа микрофлоры кишечника, ДНК и уровня пищевых биомаркеров в крови. На основе этого определяются продукты питания и питательные вещества, лучше всего подходящие пользователю. После этого этапа, диетологи составляют рекомендации. Дальше пользователь на ежемесячной основе получает наборы персональных добавок, пробиотиков и пребиотиков на дом.

Компания «GenoPalate» также предлагает вам получить рекомендации по питанию, и по подписке получать необходимые пищевые добавки. Помимо этого, они обещают, что их нутрициологи составят для вас книгу персональных рецептов. Причём вы можете получить рекомендации не только сдав тест через компанию, у вас есть возможность загрузить данные ДНК теста, который вы сдавали ранее, например в компании 23andMe. Кстати, если вы сдавали тест в российских компаниях, вы также можете подгрузить эти данные в указанный сервис и получить рекомендации.

Сервис InsideTracker, запущенный компанией «Segterra», основанной в 2009 году в США,предоставляет наборы для анализа крови, ДНК, собирает данные об образе жизни и даёт рекомендации пользователям в питании, образе жизни и спорте для достижения различных целей. С помощью разработанной платформы компания анализирует и отслеживает ключевые биохимические и физиологические маркеры по мере их изменения, с помощью сложных алгоритмов и больших баз научных данных - определяет оптимальные значения маркеров для каждого пользователя, что позволяет клиентам оптимизировать работу своего тела. А с 2017 года компания сотрудничает с брендом «Newtrition» концерна BASF для предоставления клиентам персонализированного питания согласно рекомендациям.

Также, есть ряд компаний, которые предлагают рекомендации на основе лишь части информации, например на базе вашего ДНК и анкеты, как проект «DNAFit» (вы также можете загрузить в него данные теста ДНК, сданного в одной из российский лабораторий), который занимается составлением персонализированного рациона и рекомендаций по корректировке образа жизни. Американская компания «Vitagene» разрабатывает платформу для персональных рекомендаций в питании, необходимых добавок (4 добавки компания разработала самостоятельно и предлагает клиентам) и занятий спортом на основе анализа ДНК. Стартап «Zoe» предлагает пройти домашнее тестирование и определить «здоровье вашего живота», сдав на тест образец биоматериала, и определить уровень сахара и «жиров» в крови, с помощью специальных «маффинов». Вы съедаете пирожное, берёте анализ крови специальной тест-системой, и система предлагает вам умное меню, подходящее только для вашего внутреннего мира.

А израильский проект DayTwo, предлагает сдать биоматериал для генетического исследования вашей микробиоты и, на основании результатов, получить рекомендации по питанию. Компания «Thryve» основанная в США в 2016 году, также предлагает наборы для тестирования микробиоты кишечника, а также наборы персонализированных пробиотиков, подобранным на основе результатов анализа.

Еще интересный кейс был у компании Nestle, которая в 2018 году запустила в Японии программу «Wellness Ambasador» - платформу, основанную на искусственном интеллекте, анализе ДНК и питания для сбора данных от потребителей. С помощью специальных тест-систем, пользователи могут взять у себя анализ крови и ДНК материал, для проведения исследования. В результате пользователи получают рекомендации по персонализированному меню и комментарии к корректировке образа жизни. А за 600$ в год, пользователь может по подписке получать капсулы с чаем, коктейли или питательные батончики, обогащённые необходимыми витаминами.

Nestle - не единственный производитель продуктов питания, который начал работу на рынке персонализированного питания. Например, компания «MyMuesly» основанная в 2007 году в Германии, была одной первой, кто предложил своим клиентам персонализацию своих продуктов. С 2012 года, потребителю предоставляется возможность заказать индивидуальную смесь злаков и ингредиентов для мюсли и выбрать индивидуальный дизайн упаковки. Кроме этого, в партнёрстве с компанией «Lykon» выпускает набор для самостоятельного анализа крови и тест ДНК для оценки потребностей в микро- и макронутриентах. На основе этого разрабатываются рекомендации по питанию клиента в целом, а не только применительно к сухим завтракам.

Ко всей этой бочке мёда стоит добавить ложку дегтя. Сегодняшняя модель производства продуктов питания основана на эффекте масштаба, именно поэтому большинство продуктов питания являются доступными. В идеальном воплощении персонализация подразумевает радикальную перестройку производственного процесса, чтобы иметь возможность предоставить каждому отдельному потребителю – индивидуальный (созданный с учётом особенностей его / её ДНК, микробиома и проч.) продукт. А это радикальная перестройка всей отрасли, что займёт очень много времени. Но «процесс пошел»!

В своё время, изобретатель Томас Эдисон сказал примерно следующее: «В будущем, доктора будут лечить недуги не медикаментами, а будут предотвращать и корректировать состояние пациентов с помощью рациона питания». И сегодня есть серьезные предпосылки для того, чтобы это произошло уже в ближайшие 10-15 лет. В соответствии с опубликованной в январе предварительной картой направления FoodNet от Национальной Технологической Инициативы, к 2035 году персонализированное и специализированное питание займёт серьёзную долю мирового рынка и его объём возрастёт с текущих 90 до 344 млрд. $.

{ "author_name": "Андрей Зюзин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 1, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 202525, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Jan 2021 21:53:41 +0300", "is_special": false }
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

Сначала нужно научиться предоставлять индивидуальную диету, основанную на анализах микробиома, иммунитета и текущих хронических проблем со здоровьем. В этом случае не нужно перестраивать производство продуктов питания. Нужно знать и уметь использовать те продукты, что уже на рынке.

Ответить

Комментарии

null