{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Yury Evseev

Интервью с основателем агрегатора школ английского языка https://enguide.ua/

Привет, уважаемые читатели моего блога. Именно здесь на VC я познакомился с Виталием, основателем агрегатора школ английского языка Enguide (Данный агрегатор представлен в нескольких странах, например в Украине и в России)

Напомню, что мой первый агрегатор был тоже из этой ниши - msk.englishchoice.ru Я делал разбор этой ниши на своём примере. Почитать можно тут, .

Я задал Виталию вопросы, которые как мне кажется могут быть интересны и полезны людям, которые планируют делать свой агрегатор. Практические примеры всегда наиболее интересны и практичны. Погнали!

ПРО НАЧАЛО ПУТИ:

Юра: Когда запустили проект?

Виталий: Февраль 2011

Юра: Сколько вложили в разработку MVP

Виталий: Просто каталог с фильтром по цене, карта, отзывы, хостинг, домены – около 2000$

Юра: Когда проект вышел в 0 (в месяцах, годах)

Виталий: Все деньги реинвестировали и была цель – масштабирование и рост капитализации компании.

Юра: Какие ещё были затраты на начальном этапе (до точки окупаемости) и сколько они составили в цифрах. ( типа там полгода платили контент менеджеру по 30 000 руб, тратили на SEO столько-то)

Виталий: Первые 12 месяцев: копирайтинг около 100$ в месяц, фикс-багов программиста и маленькие доточки – около 100$ в месяц, плюс расходы на хостинг, домен. Начиная с 2013 года уже было 2 человека фул-тайм и 2 на парт-тайм, начали активные продажи школам, тестирование гипотез, поиск-бизнес модели.

Юра: Какая модель монетизации на агрегаторе

Виталий: Лидогенерация (CPL) и трафик (CPA)

Юра: Какая выручка (чистая прибыль) сейчас на агрегаторе

Виталий: Net Profit ~ 6000$ в месяц

ПРО ТЕХНИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ

Юра: Из чего выбирали, когда решили пилить агрегатор. Рассматривали ли какие-то готовые решения, если нет, то почему. Интересна логика на старте тогда.

Виталий: На старте была идея сделать сайт для изучения английского. Готовили 6 месяцев контент с преподавателями по легкие и грамматике. Хотели сделать что-то аля LinguaLeo. В декабре 2010 я закончил обучение в школе английского и как раз дочитал книгу Getting Real, один вопрос из книги насколько зашел, что после него начался весь движ, примерно он звучал так «какой продукт мы можем сделать за 1-2 недели чтобы им уже начали пользоваться люди?». Первая идея – каталог курсов с картой, так все и завертелось.

На этапе МВП у нас был каталог, карта, отзывы, страница школы (фотоальбом, описание, контент).

Перед обсуждением возможностей, важно отметить: у нас полностью самописный продукт, который мы вытачиваем и поддерживаем 9 лет, сотни тестов и функционала, который сразу может быть не виден или неопубликован в проде (нет необходимости на текущий момент)

Юра: Что входило в ваш начальный MVP. Для удобства я перечислю основной функционал в своём готовом движке, а ты просто отметь было ли это у вас.

Итак поехали, я буду перечислять функционал, а ты рассказывай как у вас.

Возможность создать сегменты(например, клиники, врачи), которые будут создавать отдельные страницы листинга с разными фильтрами, сортировкой. Объекты каждого сегмента будут иметь свои характеристики. То есть в рамках одного агрегатора можно разделать принципиально разные группы объектов ( школы и учителя, клиники и врачи, компании и сотрудников и так далее)

Виталий: Наш продукт заточен под школы с возможностью добавления преподавателей там, все исключительно по образованию. Если мы говорим об ультра-гибком управлении, чтобы добавить завтра клиники и врачи – на старте такого нет, так как мы под другое заточены. Доработать можно за 1-2 недели с senior developer

Юра: Генерация уникальных страниц листинга на базе прописанного SEO шаблона через категории. То есть один раз прописываем шаблон, который используется для формирования уникальных страниц. Если выбрали в одном фильтре одну категорию, в другом другую, получается уникальная страница с уникальными SEO данными

Виталий: Да, это есть, большой кусок функционала который мы годами совершенствовали и автоматизировали

Юра: Конструктор характеристик для сегмента. Когда мы создаем сегмент(например школы), мы можем создать базовые характеристики любого типа данных(например срок обучения, наличие учителей носителей и так далее), затем можем их удалить, редактировать и отметить какие из них на каких страницах отображаются. Гибкая работа с категориями(фильтрами).

Виталий: Да, это есть, полная автоматизация характеристик, фильтров, саб-фильтров, районы, города, страны, etc

Юра: Возможность создавать древовидные категории с вложенностью

Виталий: Да, это есть

Юра: Настройка либо единичного фильтра, либо множественного

Виталий: Есть :)

Юра: Возможность через настройки убирать фильтра категорий с фронта

Виталий: Такого нет

Юра: Возможность через настройки выводить/убирать отдельную категорию в перелинковке

Виталий: Такого нет

Юра: Возможность прописывать разные SEO переменные (в разных падежах)

Виталий: Да, есть такая возможность

Юра: Возможность задавать порядковый номер вывода фильтра на фронте

Виталий: Да, есть

Юра: Сравнение объектов по любым параметрам. Формируется на отдельной странице сравнений.

Виталий: Такой возможности нет

Юра: Возможность добавлять в избранное

Виталий: Такой возможности нет

Юра: ЛК для пользователей

Виталий: Есть (но старый, 1% пользователь его используют, не улучшаем)ЛК для партнёров(чтобы редактировать информацию о своих объектах, видны только свои объекты)Есть, выточенный для полного управления курсами (все характеристики), офисы, параметры обучения, билинг, права доступа, етс

Юра: Авторизация на сайте через соц сети

Виталий: есть

Юра: Я думаю этого хватит пока. В целом читателям через такой опросник думаю будет интересно посмотреть на какую-то часть функционала. И у нас и у вас она больше, но перечислять в рамках интервью будет очень долго.

Скажи, На чём писали сайт(какие стеки, почему выбрали их)

Виталий: Исторически стартонули на PHP, достаточно для реализации наших функций. Если бы сейчас с нуля делали, скорей всего это был бы Ruby с Angular (или чем-то другим)

Юра: На протяжении всей жизни сайта, сталкивались ли с какими-то техническими ограничениями, которые заставили переписать сайт на другом стеке. Или как изначально написали так и есть, просто с доработками

Виталий: Ни разу :) Иногда были кейсы когда нужно было что-то быстро для теста гипотезы сделать и мы понимали что там месяц девелопмента – просто брали внешние сервисы, например GetSiteContol для банеров, чтобы что-то протестировать

Юра: Как относишься к идее готового решения для агрегатора сейчас, получив опыт? Если бы сейчас начинал с 0, рассмотрел бы вариант готового движка, или всё равно бы писал с 0? (понимаю, что многое зависит от самого готового решения, но если взять пример моего, можно писать честно, не боясь обидеть=) Видишь ли какие-то плюсы готового решения на первом этапе и на всём этапе развития агрегатора?

Виталий: Да, я бы взял готовое решение, например, такое как у вас, и с него бы начинал. Его будет достаточно на первые 1-2-3 года, ключевое в это время будут продажи и продвижение, готовой платформы будет достаточно.

ПРО ВЫБОР НИШИ:

Юра: Почему выбрали именно нишу школ английского языка? Были ли какие-то альтернативы на тот момент из которых выбирали?

Виталий:

Мне и моим партнерам была интересна тема образования (каждый из нас в то время изучал английский), было понимание как сделать лучше конкурентов продукт, было понимание как получить трафик и было желание попробовать сделать что-то прикольное, нам тогда было по 19-20 лет :)

Глубоко в анализ рынка не уходили, такой подход появился чуть похже, когда мы открыли две новых компании в Европе

Юра: Какая изначальная была стратегия привлечения пользователей? ( только SEO? или планировали другие каналы). И как это по итогу соотнеслось с реальностью. Пробовали ли платные каналы или всё свалилось только к SEO?

Виталий: Фокус был на SEO, другие каналы приносили в разы меньше конверсии и трафик.

Юра: В чём на твой взгляд залог успеха бизнес модели агрегатора? ( выбор ниши, код сайта, маркетинг, навыки в SEO, продажи, что-то другое)

Виталий: Я думаю, что залог успеха агрегатора (не маркетплейса):

- Ситуация в нише (деньги, конкуренция)

- Нет смысла продавать компаниям какие-то услуги, если у них нет денег на рекламу и они не понимают зачем она им нужна

- Есть явная проблема/боль/потребность клиента/пользователя

- Количество компаний/людей которые решают эту проблему – Кто-то с кем-то должен конкурировать, нет смысла делать агрегатор на 10 компаний

Юра: Кому будет трудно развить свой агрегатор на твой взгляд? Какие иллюзии ты встречал у людей по поводу создания агрегатора?

Виталий: «Создадим сайт и оно все само полетит, люди сами придут, партнеры сами подключаться» – у людей не было понимания что нужно заниматься продвижением (процесс) и продажами (процесс) – 99% случаев

Юра: Может ещё какие-то мысли или советы для тех, кто планирует делать агрегатор?

Виталий: Попробую ответить максимально кратко, если кейс будет интересен – можем отдельно обсудить вопрос. Сейчас вижу следующие пункты, без которых нет смысла стартовать:

Понимание размера рынка в количестве компаний/услуг/специалистов которые мы будем агрегировать

Понимание размера рынка в деньгах, если это компании – то у них есть рекламные бюджеты, если это p2p – специалисты зарабатывают и готовы делиться комиссией (или другая модель)

Понимание как мы будем продавать и растить трафик

Приведу в пример несколько агрегаторов, которым я искренне завидую и вижу что они сделали успешных бизнес: Capterra, Clutch.co. Рекомендую перед стартом вашего проекта разобрать в деталях, от А до Я: как они работают, какая бизнес-модель, где берут трафик, как подключают партнеров…

0
3 комментария
Alex Yats

Спасибо, практически "без воды" и значительно расширяет понятие об агрегаторах, как бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Evseev
Автор

Спасибо за высокую оценку!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yury Evseev
Автор

в целом да маловато, хотя один город как раз хорош как MVP 
Я кстати писал статью про нишу МРТ - вдруг будет интересно 
https://vc.ru/life/215206-agregator-mrt-i-kt-centrov-keys-s-vyruchkoy-v-6-5-mln-rub-v-mesyac

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null