{"id":13579,"url":"\/distributions\/13579\/click?bit=1&hash=fac1e262bacedc292bce698ad3ca818a77bd592caa4fdfa917a7de6d9e68f657","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0439 \u0431\u044e\u0434\u0436\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438, \u0430 \u0442\u043e\u043b\u043a\u0443 \u043d\u0435\u0442","buttonText":"\u041a\u0430\u043a \u0443 \u043c\u0435\u043d\u044f!","imageUuid":"7b040e27-87ca-5e31-ad48-6ae8b0b1ebed","isPaidAndBannersEnabled":false}
Аяна Бабасанова

С чего начать создание подкаста? Или год опыта за микрофоном

Не про техническую часть, типа как выбрать микрофон, пантограф и сервис для монтажа звука. Но расскажу о том, что я поняла из годового опыта работы над подкастом, реальные кейсы и рекомендации. Будет полезно.

Привет, я Аяна — соведущая подкаста «В один клик». Уже «экс-соведущая», но все ж. Это подкаст про электронную коммерцию, или про то, как продаются вещи и не вещи в Интернете.

У микрофона я была, наверное, где-то год и захотела сформулировать основные мысли в структурированный вид. Делюсь.

Банальные банальности рассказывать не буду, ибо подкасты записывает сейчас каждый 5-й знакомый.

Зачем

Процитирую Льва Пикалёва, основателя студии Подкастерская

Подкаст можно делать для бизнеса, а можно для себя. Вот какие задачи можно решить с его помощью:

▪ Даст возможность собрать комьюнити вокруг бренда.

▪ Поможет развить HR-бренд, если вы делаете подкаст для конкретных специалистов.

▪ Станет дополнительным контентом для бренд-медиа.

▪ Поможет объединить команду для производства подкаста — своего рода тимбилдинг.

От себя добавлю, что эта штука хорошо прокачивает навыки организации людей, потому что в жанре интервью гости имеют находчивость сливаться за день до записи или не поднимать трубку вообще.

Актуальность темы

Вот смотрите, если вы записываете подкаст про новости и тренды, его актуальность достаточно быстро теряется. Но у вас может быть именно такая задача, значит всё ок. Их тоже с интересом слушают.

Если же вы пишете подкасты на более общие темы – родительство, психология, успех, юмор, или, как мы, делаете интервью – они будут, что называется, evergreen. То есть их будут слушать даже спустя месяцы. Попробуйте заинтересовать человека темой, и он прослушает сразу несколько выпусков.

Подготовка

Как? Где?

Для кого-то будет очевидно, но все-таки скажу: ищите место с хорошей звукоизоляцией! Не нужно посторонних звуков, гула, шума. Если вы, конечно, фитнес-гуру и решили записать подкаст прямо с пробежки по берегу моря, то вопросов нет.

Когда я заболела коронавирусом, мне пришлось три недели находиться дома. Как раз в разгар записи интервью! Закрывала плотно окна, шторы и все двери. Договаривалась с соседями, чтобы они не шумели хотя бы пару часов. Было сложно, но записали.

А еще случалось такое: мы брали интервью у гостя из другого города. Поэтому наш продюсер подробно обсуждал, где он будет записывать подкаст, на какие кнопочки нажимать – все-все мелкие детали, без этого никак.

Кто о чем

Расскажу про наш контент: мы записывали только интервью. Гостю нужно четко донести, что будет происходить, когда и где. Никто не хочет срывов и переносов записи, но да, так бывает. Умение договариваться и разруливать ситуации нам в помощь.

Интервью, на самом деле, непростой жанр. И требуется большая подготовка перед записью. Сначала узнаём о человеке из открытых источников: публикации в сми, его страницы в соцсетях, интересы, посты.

Потом пишем сценарий интервью, готовим вопросы так, чтобы раскрывалась логичная и интересная история. У нас подкаст про электронную коммерцию, и мы чаще всего выстраивали беседу от общего к частному, или от личности человека к компании и кейсам.

Дело в том, что когда человек воспринимает информацию на слух, она должна быть четко выстроенной, «ладкой». Движение из пункта А в пункт Б, последовательность, развитие. Если ведущий или гость сворачивают разговор на другую тему – нужно плавно вернуться к первоначальному плану.

Телу время

Да-да, я говорю о физическом теле и его проявлениях. Слушатель подкаста не видит ведущего, и язык жестов и мимика тут не работают. Зато отлично слышны все причмокивания, долгие «эээ», «ммм» и прочее.

Причем реакция на ответ гостя обязательно должна быть: слова-подтверждения, а не кивание головой, смех в ответ на шутку, а не улыбка.

Однажды нашем гостем был Вячеслав Бочаров, сооснователь сервиса «Самокат». Он рассказывал про то, как устроены дарксторы – маленькие закрытые магазины, с которых курьеры берут продукты на доставку. У отборщика в дарксторе на руке есть специальное кольцо, чтобы считывать штрихкоды: обе руки свободны, и это влияет на скорость сборки. И Вячеслав так захватывающе всё рассказывал, что я сидела с открытым ртом, не издавала ни звука, а лишь поднимала брови и делала удивленное лицо. И только позже, на монтаже, моя ошибка стала очевидной. Тогда я и уяснила, что если открываешь рот – издавай хоть какие-то звуки. Это был классный опыт.

Еще небольшой лайфхак: не скрещивайте руки и ноги во время записи. Тело сжимается, и меняется звук и интонация.

Микрофон и пантограф при записи лучше не трогать. Глухие звуки от касания оборудования придется вырезать на монтаже, но в этот момент обычно записывается еще и бурная речь.

Мы всегда готовила стандартные фразы приветствия и прощания, записывала их в заметки в телефоне и отрабатывала так, чтобы произносить гладко и на одном дыхании.

Важно уметь обращаться со своим голосом – контролировать темп, интонацию, выдерживать паузы. Этому можно научиться, я делала специальные упражнения.

Будете смеяться, но все-таки скажу: не забудьте сходить в туалет перед записью, а то мало ли приспичит.

Душевное

Я помню как впервые записывала подкаст: ладошки потели, сердце билось, голос дрожал. Ну что тут скажешь – во всем нужна практика.

А из дельных советов: дышим глубоко, берем с собой талисман, который будете вертеть в руках и смотреть на него. Лучше мягкую игрушку, чтоб если падала, то не громко. Можно позвать близкого человека для моральной поддержки.

Орг детали

Определитесь с регулярностью выхода эпизодов – раз в неделю, раз в две недели. Это нужно, чтобы заранее анонсировать следующий, и чтобы у слушателей вошло в привычку подключаться к подкасту в определенный день.

Сколько планируете сезонов и выпусков в сезоне?

Кстати, по поводу дня. По статистике яндекса, количество прослушиваний не сильно зависит от дня недели. А вот по времени суток, больше всего слушателей – в период с 20.00 до 22.00.

Определитесь на каком хостинге всё будет, как будете продвигать. И вообще, сколько прослушиваний, подписчиков, лайков вас устроит, чтобы не разочароваться и не думать, что работаете впустую.

Внимание на длительность

Ну ребят, хватит писать подкасты по часу, два и три — ну у кого столько времени чтобы все это слушать? Уснуть же можно! Статистика говорит: делайте до 30 минут и будет вам счастье.

Исследование Яндекса — Подкасты России (ссылка)

И 3 мифа, о которых хочу сказать - НЕТ, не работают

Миф 1 / Подойдет любой ведущий

Некоторые всё еще думают, что делать подкаст легко. Наивные!

Я уже говорила, как мне в первые разы было неловко и страшно. Я смотрела ролики Лики Кремер на YouTube и делала упражнения на артикуляцию. Училась у журналистов, как задавать вопросы и писать сценарии. У Юрия Дудя, кстати, есть старая лекция – поищите. Навыки ведущего однозначно нужно прокачивать.

Если ведущий вялый и скучный – на мой скромный взгляд, это конец. Какая бы ни была супер актуальная и животрепещущая тема, если два зануды встретились в эфире, подкаст выключат секунд через тридцать. Харизма ведущего часто «вывозит» подкаст.

Ищите свою интонацию, свою фишку, подачу. Реальные ситуации, истории и эмоции вдохновляют и лучше доносят ценности до слушателя.

Миф 2 / Контент сам себя продаст

Миллион раз мне говорили: «У меня есть крутые знакомые, я буду брать у них интервью, и на их имя придут». Ага, щас!

Если, конечно, вы не берете интервью у Насти Ивлеевой. При этом она в красках вспоминает все самые безбашенные истории, поёт частушки и смачно матерится. Хотя… Сколько у нее было таких интервью? А у Ксении Собчак? Вот-вот!

Любой контент, независимо от звездности и крутизны гостя, нужно продвигать. Конкуренция.

Рекомендации на площадках подкастов не всегда удобны, там обычно нет нормального управления рекламой, как, например, на маркетплейсах или в яндекс-директ.

Подкаст нужно продвигать на всех доступных площадках. Ходить всем рассказывать. Ну ладно, не ходить – писать посты в соцсетях, у блогеров, в комментариях. В общем, выстраивать для него поддержку.

Миф 3 / Оценки поставят сами

Вы ведь обращали внимание, что в конце подкаста ведущие говорят фразы типа «ставьте лайк», «подписывайтесь на наш канал», «оставляйте комментарии»? Я тоже всегда так делала.

Казалось бы, зачем каждый раз это принуждение. Может оно кого-то раздражает? Наверное, да. Но опыт и статистика доказывают, что если не попросить, то не лайкнут. Call to action работал, работает и будет работать. Положительные оценки люди ставят реже – и это тоже доказанный факт. А на просьбу обычно реагируют адекватно.

Сформулируйте призыв к действию – яркий, со своей изюминкой – и не стесняйтесь произносить. Или писать в соцсетях, где продвигаете подкаст.

Итого

Я думаю, аудитория слушателей подкастов будет только расти. Ведь это удобный формат — подкаст можно слушать фоном: пока занимаешься домашними делами, на пробежке или в дороге. И еще есть возможность найти свою нишу в этом потоке информации.

Придумайте классную идею, расскажите ее как историю — это основа основ. И пусть ваш подкаст будет не похож ни на какой другой.

P.s. Небольшой бонус для тех, кто осилил мой лонгрид). Пожалуйста, не ходите в студии звукозаписи, если хотите сделать классный подкаст. Выбирайте именно студии подкастов. Они не просто в звуке и монтаже разбираются, а смогут выстроить нормальную дистрибуцию и обернуть контент в конфетку. Ну и ловите список подкастерских студий, которым бы я доверилась.

Полную базу студий с ценами и контактами собрал сервис podcast.ru, там сможете найти партнеров. Доступно для городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Краснодар, Иркутск, Ярославль.

Лайк за пользу.

0
3 комментария
Антон Агальцов

У меня есть такой предрассудок:

А зачем писать подкаст, если из него можно сделать ролик на youtube? и вроде аудитория шире и есть шанс деньги заработать.

Что по этому поводу думаете?

Ответить
Развернуть ветку
Аяна Бабасанова
Автор

Антон, мне кажется так —

1. Подкасты бывают и аудио, и видео.
Но! Продакшн видео стоит раза в 3 дороже, чем аудио. Например, нужен оператор, желательно 2 камеры (одна может быть телефоном последних версий), монтаж видео — это уже тыс.10. + студия / микрофоны ещё тыс.5/10, смотря где. В общем, видео стоит дороже, поэтому чаще подкасты начинают с аудио, особенно те, кто делает за свой счёт.

2. Видео используют не только как ролик на ютуб, а как возможности привезти трафик — выложить в ТикТок или в Reels.

3. Видео на ютубе в свернутом виде могут слушать только те, у кого есть подписка, в обычном режиме видео останавливается. Поэтому чтобы идти в массы стараются сделать аудио и выложить на все возможные площадки.

Как-то так :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Агальцов

Но по моим наблюдениям, аудитория аудио подкастов значительно меньше аудитории видео.

Ну и можно на видео поставить обложку, вместо видео ряда.

Давайте так, я доводы про стоимость/сложность понимаю и принимаю.

Но я немного не понимаю, почему не сделать сразу видео - ведь если выстрелит, так выстрелит.

И я не совсем понимаю, когда в нетелогии (у них есть курс про подкасты) показывают вот наши успешные ученики, и в их подкастах по 10 выпусков с аудиторией в 500-1000 человек.

При этом не понятен фидбек (лайки/дизлайки), комментариев и т.д.

Аяна, ну и наверное в истории подкастов не хватает историй успехов - для образца того, что можно добиться (деньги, связи, предложения и т.д.)

Скажите, ну как же это работает изнутри? )))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null