«Надо делать бизнес на импорте из Китая», — интервью с коммерческим директором RBLogistics о логистике в кризис
Привет! Это интервью с Марией Маслянской. Она — коммерческий директор RBLogistics. Эта компания выстраивает логистику для бизнеса. Сначала мы познакомимся с гостем, спросим про найм и навыки коммерческого директора. Затем разберём, что происходит с логистикой во время кризиса: санкции, запрет на ввоз зарубежных товаров, какие прогнозы и актуально ли делать бизнес на импорте из Китая в Россию.
Знакомство с гостем, навыки коммерческого директора и найм сотрудников
— Маша, привет. Расскажи, как ты попала в логистику, как развивалась карьера и кем работаешь сейчас?
— Привет! Мне было 23 года. После института брат привёл меня на свою работу. Там я увидела огромный склад площадью 33 тысячи кв. м. Влюбилась и захотела там работать. Все посмеялись, потому что это была мужская работа: «23-летняя девочка и на склад?». Тогда меня решили испытать и отправили на самый сложный объём — алкогольную продукцию.
Проработала 3 месяца бесплатно и составила письмо собственникам склада на 17 листов: что не так, как улучшить и какие последствия от этого будут. Я тогда ничего в этом не понимала. Собственники посмотрели, поулыбались и дали мне новую должность — менеджер по работе с клиентами.
Сначала вела одного клиента, а затем 20. Среди них были Simple Wine, Moet, Hennecy и подобные бренды. Затем я поняла, что женщинам на складе сложно. Потому что в логистике работают мужчины, в основном. Я чувствовала, что превращаюсь в мужика. Я захотела работать с цифрами и стала коммерческим директором русско-немецкой компании.
— То есть, у тебя в подчинении было много мужчин? Как они относились к тому, что ты женщина?
— Да, в этом смысле сексизма много. Мне всегда говорили, что логистика не для женщин. Когда я стала операционным директором на складе, то поняла, что точно придётся стать мужиком. Поэтому и ушла в коммерцию.
— Как думаешь, девушкам стоит идти в логистику?
— Если вы влюблены в профессию, то пол не имеет значение. Надо идти. Здесь важны желания и знания. Когда докажешь свой профессионализм, уже всем будет без разницы, девочка ты или мальчик.
— А какие качества нужны коммерческому директору?
— Сейчас я управляю маркетингом, пиаром, коммуникациями и клиентским сервисом. Тут важно совместить цифры и математику с психологией и общением. Пока у меня получается.
— Как ты принимаешь на работу сотрудников? Как вообще обстоит вопрос с коммуникациями в коллективе?
— Желание работать важнее всего. Остальному можно научить. Вообще, сложно работать с сотрудниками, которые отработали много лет. Особенно, если эти сотрудники — мужчины старше меня лет на 10. Приходится быть тактичной, аккуратной.
Я всегда уважаю интересы сотрудников и прислушиваюсь к ним. Регулярно собираю все отделы, чтобы у всех было единое понимание целей, задач, стратегии и действий.
Сотрудники хорошо разбираются в своих направлениях, это важно понимать. Не всегда мы принимаем решения, которые предлагают сотрудники. Но аргументировать отказ — обязательно. В целом, у нас душевная и сплочённая команда.
— А кто вообще потребитель в сфере логистики? Многим кажется, что это какая-то очень сложная B2B-ниша.
— 99% людей на земле — наши потребители. Логистика — это не только про морские суды и грузовики с товарами. Это и доставка цветов до свадебного кортежа, и посылки, и всё, что только можно. Без логистики не работает ничего.
Рынок логистики в кризис
— Что скажешь в общих чертах про современную ситуацию: санкции, кризис, запрет на импорт?
— Логистика будет развиваться. Многие иностранные компании либо уже ушли, либо покинут рынок. Поэтому скоро освободятся площадки и склады, которых реально не хватало. Их займут отечественные и восточные компании. А мы в RBLogistics гибкие. Уже объединились с десятком игроков нашего рынка и готовим совместную программу.
— Ты сказала про восточные компании. Как думаешь, будет ли актуален импорт из Китая в Россию и наоборот? Если взглянуть на это, как на бизнес-идею. Это вопрос для ребят, которые задумались о союзе России с Востоком и хотят сделать бизнес на этом.
— В России 100% надо что-то делать. Если ты сможешь в этот кризис сделать бизнес, то ты король. Насчёт союзов с Востоком — да, я в это верю. Например, в союз с Турцией, Китаем, Казахстаном. В этом направлении можно работать. Если иметь склады где-то в Чите или в Челябинске, чтобы нормально работать с транспортной логистикой, то импортом и экспортом заниматься можно.
Ритейл сейчас тоже открыт. Например, руководящие составы X5 или Магнита ездят по конференциям, чтобы слушать дистрибьюторов, поставщиков и вообще всех. Они не хотят, чтобы их полки были пустыми.
Кроме этого, стоит запустить бизнес не только в офлайне, но и в e-commerce. Сейчас все сидят дома, горюют, обсуждают политику и при этом делают покупки. Курс рубля шатает, и даже самые скупые потребители что-то покупают. «Вот с сейчас дома сижу, не купить бы мне беговую дорожку?». Или «Ой, икру теперь непонятно когда поем, пойду и сейчас куплю». Я считаю, что во время кризиса люди не склонны хранить деньги под подушкой. А молодёжь и поколение Z так думают с ещё большей вероятностью.
— Я видела новость от РБК, где пишут, что крупные производители электроники (например, Apple или Samsung) на время ушли с рынка из-за проблем с логистикой и нестабильностью на рынке. Что думаешь? Можешь дать прогноз: если вопрос с логистикой, морскими, наземными и авиаперевозками уляжется, то это как-то влияет на возвращение брендов в Россию? Насколько вообще логистический кризис влияет на существование зарубежных брендов в России?
— Да, многие бренды уходят с рынка из-за нарушения цепочки поставок. Есть компания, которой, например, из-за сбоя в логистике не хватает какого-то сиропа. И продукт они производить уже не могут.
Но многие компании, которые заявили об уходе с Российского рынка, ещё с него не ушли. У брендов тут есть запасы товаров, которые надо распродать прежде, чем уйти с рынка. А в России этих запасов много. Поэтому с продуктами питания, например, проблем пока не будет.
Что касается электроники — да, тут большие проблемы. У нас закрылись многие порты, заблокированы железнодорожные пути и прочее. Поэтому логистика — одна из крупнейших проблем в этом смысле.
Будут ты бренды возвращаться? Мне кажется, судить об этом пока рано. Непонятно, что будет дальше. С 9 апреля, например, у нас авиасообщения с многими странами открываются. И, возможно, тогда будет удорожание стоимости товаров из-за удлинения логистических цепочек.
Но тут вопрос, попадут ли эти компании под санкции. Приведу пример. Мы делали проект с партнёрами на протяжении 3-х недель. Всё было супер и мне казалось, что им нечего бояться. И тут приходит новость, что мажоритарный акционер этой компании попадёт под санкции. Сейчас просто сидим и ждём. Скорее всего, проект свернётся.
P.S.
Я веду Telegram-канал про карьеру, маркетинг, управление, бизнес и достижение целей. Если вам нужны полезные инструменты вокруг этих тем, то прошу к шалашу: t.me/ayanasama.