{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Юлия Николашина

Жизненный цикл идеи: от зарождения до клинической смерти

На личном опыте рассказываю, как не падать духом раньше времени.

Бывает, что вечером вы готовы и горы свернуть, жизнь изменить и воплотить все идеи в реальность, а с утра встаете и идете на работу как обычно и вечер проводите тоже, как обычно. Некоторые идеи так воодушевляют, что их смерть вызывает у нас грусть, тоску и иногда депрессию.

Я занимаюсь каналом на Дзене четвертый месяц, являюсь единственным автором и вот я уже написала 70-ю статью. В начале мы были очень воодушевлены: шикарная концепция, качественные тексты, телеграмм-канал, первые лайки, высокая карма, а потом — статьи блокируются, реклама не приносит результата, дочитывания падают, карма опускается, начинаются разногласия и недопонимание в команде. Хочется бросить с завидной периодичностью, а идею списать как неудачную.

Недавно попалась теория Ицхака Адизеса про рождение и смерть организаций, она мотивировала меня продолжать писать и все потому что я ее связала не с самим каналом, а с развитием этой идеи. Меняем формат и делимся с вами мыслями.

Всему виной — цикличность

Сначала введем в курс дела. Ицхак Адизес — один из самых известных бизнес-консультантов. Он написал более 40 книг, основал международную консалтинговую организацию и создал теорию жизненных циклов организации. Суть теории жизненных циклов Адизеса сводится к тому, что любая компания — живой организм, которому также, как и человеку, свойственна цикличность, прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения. Я уверена, что идея тоже является живым организмом, которая проходит определенные этапы развития и в какой-то момент умирает, преждевременно или в преклонном возрасте, отживши свое.

Рассмотрим теорию Адизеса применительно к жизненному циклу идей: от рождения до смерти

  • Выхаживание — вы живете своей жизнью и фиксируете в заметках все, что приходит вам в голову. Здесь вы подготавливаете почву к появлению той самой идеи, которая станет ключевой — свое дело, бизнес, необходимое решение, канал на Дзене. Этот этап мы толком и не замечаем, по сути, просто живем и развиваемся, при этом не ленимся записывать свои мысли (важный этап запоминания). В какой-то момент вас осеняет и приходит первая (или сотая) «гениальная идея» и вы ей увлекаетесь, начинаете обдумывать детали и воодушевляетесь.
  • Младенчество — время усилий для воплощения идеи в реальность. Здесь вы начинаете обдумывать свою идею, делать первые шаги. Здесь же она может и умереть («младенческая смерть»), если вы поняли, что идея нежизнеспособна, неприбыльная и не реалистичная. Если идея на этом этапе умирает, то вы возвращаетесь к стадии выхаживания. Все просто. Первые два этапа каждый из нас проходит постоянно, например, когда вы вдруг решили освоить новое хобби или в очередной раз скачать приложение по изучению английского языка. И вот вы неделю позанимались и забили, вернувшись к стадии выхаживания.
  • Стадия быстрого роста. Если ваша идея не умерла и вы все-таки регулярно что-то делаете, то рост практически неизбежен. Здесь не только про бизнес-идеи, например, вы так горите идеей научиться играть на гитаре, что занимаетесь каждый день два месяца подряд, апгрейд навыков гарантирова. Эта стадия опасна тем, что первые плоды труда кажутся процветанием, но это лишь первые открытия вашего «ребенка». Адизес подчеркивает, что на этом этапе необходимо понимать, что НЕ нужно делать. Элементарно: не бросать, не объять необъятное, не застопориться в развитии и продолжать экспериментировать. На стадии быстрого роста вы реагируете на предлагаемые возможности, но не предвидите их и не планируете, часто идете на поводу у обстоятельств. Пробы и ошибки, взлеты и падения, первые опьяняющие результаты.
  • Юность. Условно — вы нагулялись и теперь начинаете осмыслять, рефлексировать над ошибками. Юность у идеи, как и у компании, может и вовсе не возникнуть, если на предыдущей стадии вы перегорели. Юность — болезненный этап развития, когда вам становится понятно, что идея претерпела слишком много изменений или потеряла большую часть своей ценности. Например, вы хотели научиться играть на гитаре, чтобы петь у костра в походах и покорять женские сердца, а ваш преподаватель втянул вас в музыкальную группу. Главный риск на этом этапе — преждевременное старение, когда вы так и не нашли, за что зацепиться и ваш запал постепенно угасает.
  • Расцвет. Добро пожаловать всем выжившим! Поздравляем, вы приближаетесь к стабильности. Здесь вы уже точно знаете, чего хотите, что для этого сделать, какие у вас есть возможности и где найти средства для достижения этого успеха. Вот здесь и начинается реальное развитие вашей идеи. Важно осознать, что расцвет следует не вторым этапом после возникновения идеи, а только пятым. В пример приведем наш канал: его основателям казалось, что после 50-й статьи аудитория канала будет исчисляться тысячами, поэтому по достижении этой условной цифры успеха случилось выгорание. Этап нашей юности затянулся и мы хотели преждевременно закончить начатое, пока не поняли, что еще не переживали этапа расцвета и все еще находимся в юности.
  • Стабилизация характеризуется высоким чувством безопасности. Например, ваш инстаграм-аккаунт приносит больше денег, чем нужно на ваше базовое выживание (еда, жилье и обеспечение себя всем необходимым). Здесь вы уже уверены в том, что идея выгорела и все-таки была гениальной. Этот этап можно растянуть на десятилетия, постепенно расширяя свои возможности и сделав рост — новой стабильностью, а все дальнейшие этапы являются «старением».
  • Аристократизм — первая стадия медленного умирания идеи. Переход к этому этапу практически незаметен, когда имидж и уже существующая стабильность ценнее роста и экспериментов. Здесь вы двигаетесь по накатанной, а не развиваетесь. Для этой стадии характерен конформизм, высокая самооценка и уверенность в том, что вы и дальше будете наслаждаться своим успехом при сохранении текущей стратегии поведения. Например, вы создали приложение-курс, который каждый месяц покупают тысячу пользователей. В тот момент, когда вы побоитесь изменить его оформление, уволить своего SMM-менеджера и решите не приносить ничего нового является критическим.
  • Ранняя бюрократия: по Адизесу — «управленческая паранойя». Вы не замечаете собственной вины в происходящем, как и не замечаете этапа аристократизма, зато замечаете как продажи падают, а негативные отзывы увеличиваются или сходит на нет обратная связь. Здесь характерны бездумные решения по быстрому возвращению к стабильности. Ранняя бюрократия — последние «пять лет» перед пенсией вашей идеи.
  • Бюрократизация и смерть. Если у вас есть команда по реализации этой идеи, то в ней происходит разлад, недопонимание, разорванность информационного поля. Ваши клиенты не могут сориентироваться в продукте, понять его ценность и задержать свое внимание. Преданные клиенты и лояльная аудитория отворачиваются. Это крах воплощения вашей идеи, клиническая смерть.

Есть и хорошие новости, на каждом из этапов вы можете вернуться в начало. Например, на этапе аристократизма понять, что находитесь в точке невозврата и привнести новое в уже существующее. Хороший пример — вы запустили онлайн фитнес-курсы и начали расширять сферу деятельности: делать мерч, фитнес-одежду, марафоны, инвентарь, финансировать в смежные отрасли, открываете фитнес-студию. Или если на этапе бюрократизации все плохо, но еще есть финансовая возможность можно сделать ребрендинг.

Модель Адизеса хороша тем, что возвращает в реальность. Напоминает, что расцвет не возникнет сразу и до него нужно взрастить свою идею и научить ее ходить. А после — не расслабляться и удерживать нажитое не конформизмом и повышенным контролем, а расширением и развитием. В нашем случае это помогло избавиться от рамок достижение пресловутого успеха, а попытаться что-то изменить, добавить личности, сменить формат и спрашивать у аудитории, чего ей хочется.

Мы будем работать, стараться развиваться, изучать новое, писать об этом и обсуждать с вами результат. В нашем telegram-канале теперь не только анонсы публикаций, но и формы обратной связи, опросы по темам для публикаций. Кстати, эта статья написана сегодня, потому что 60% опрошенных читателей выбрали именно ее. Теперь наша аудитория — наши соавторы.

0
1 комментарий
Alexander Fefelov

Когда ты зациклился на выборе идеи и то и делаешь, что убиваешь нерожденных детей

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null