Кассовый разрыв: как его избежать и зачем нужен платежный календарь? История про Алину и ее финансовые неудачи
Мы в «Финведе» постоянно решаем финансовые проблемы собственников. Одна из самых распространенных проблем – кассовый разрыв. Давайте разберемся в том, что же такое кассовый разрыв и стоит ли его бояться.
Говоря простым языком, кассовый разрыв – временная нехватка денег на обязательные расходы. А такое может произойти с любым бизнесом, даже прибыльным и масштабным.
Для того чтобы избежать возникновения таких ситуаций, сначала давайте поймем основные причины их появления:
Ошибки при формировании бюджета
Неверно посчитали сумму доходов и расходов? Не составили график платежей? Все это может привести к проблемам.
Непредвиденные расходы
В любой момент у предпринимателя могут возникнуть экстренные траты, учесть заранее которые не представлялось возможным.
Сезонность бизнеса
Не сравнили заранее спрос на услугу или товар в разные месяцы? Не учли это при формировании бюджета на год вперед? И снова можно оказаться в кассовом разрыве.
Дебиторская задолженность
Если вы даете клиентам рассрочки и отсрочки платежей, не устанавливаете четкие даты оплаты, то и этот фактор может повлиять на положение дел в самый неподходящий момент.
Итак, представим, что проблемы уже не избежать. Чего точно не стоит делать?
❌ Повышать цены. Если не хотите остаться совсем без продаж, то лучше не рисковать
❌ Продавать активы компании. Велик риск сильно ослабить производство
❌ Снижать цены. И тут есть опасность разрушить отлаженную бизнес-модель
Теперь мы подошли к самому важному.
Что же тогда поможет нам избежать большинства подобных ситуаций?
Один из самых главных инструментов финансового планирования – платежный календарь.
Он помогает разбить по дням все финансовые операции: от управления остатками до планирования будущих трат.
Достаточно будет минимальной информации: дата, статья дохода/расхода, контрагент, сумма расхода/дохода и общий итог по периоду.
Шаблон платежного календаря с инструкцией по заполнению можете скачать здесь.
Именно в такой простой таблице, составленной на недели и месяцы вперед, при базовом отслеживании средств в начале и конце каждого рабочего дня можно заранее увидеть, когда образуются кассовые разрывы и принять меры по их устранению.
В отличие от БДДС (бюджета движения денежных средств), платежный календарь дает более детализированную информацию, является подвижным к изменениям в рамках коротких промежутком времени и помогает как в краткосрочном, так и долгосрочном планировании.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм и читайте больше историй о финансовом учете. Мы делимся инструментами, кейсами и рассказываем о внедрении и ведении финансового учета для бизнеса просто и интересно → @finvedfinance
Чтобы точно избежать внезапной нехватки денег в бизнесе, передайте управление финансами профессиональному финансовому директору. Запишитесь на экспресс-диагностику финансов вашего бизнеса. Это бесплатно и займет полчаса. Задайте свои вопросы нашему эксперту и получите разбор текущей ситуации в бизнесе и рекомендации по ее улучшению.