Как проанализировать идею бизнеса или стартапа?
Сразу хочу оговориться, что эта статья написана, исходя из опыта и специфики нашей компании «ELTEAM BUILDER». Специфика, в свою очередь, зависит от характера и целей фаундера, то есть от меня. Предложенный в статье чек-лист нельзя слепо копировать, но он будет безусловно полезен широкому кругу предпринимателей.
Первый мой опыт в предпринимательстве был интуитивным. Я брал первую попавшуюся идею и начинал ее реализовывать. Первая попытка была удачной, вторая — очень удачной, но потом наступила череда провалов. И это заставило меня задуматься о возможности существования таких практик, которые помогли бы снизить риски и вывести меня на более прямую дорожку. Так и начался мой путь: MBA, огромное количество книг, курсов, общений с предпринимателями и экспертами… Путь длиною в жизнь)).
Сегодня я хочу поговорить о том, как мы оцениваем и выбираем идеи и команды, в которые стоит инвестировать.
Этот чек-лист пока не имеет математической точности (это планируем сделать позже, расставив баллы и важность по критериям). Однако на сегодняшний день для меня это опора, которая позволяет смотреть на бизнес или стартап системно, ничего не упустить и получить на выходе цельную картинку.
Целью такого чек-листа не являются ответы сразу на все вопросы. Это скорее контрольный список, который позволяет ничего не забыть (важного, например, для меня) и определить сильные и слабые стороны проекта, насколько эти стороны критичны или насколько они обеспечивают конкурентное преимущество. А то, что нам неизвестно, можно дополнительно заресерчить или принять этот риск.
Клиенты и Продукт
Основные вопросы: «Знаем ли мы аудиторию?”, “Сегмент платежеспособен?”, “Потребность сильная?”, “Дает ли продукт ценность?”, “Мы можем сделать продукт, который эта аудитория будет с удовольствием покупать?»
Клиенты:
- Понимаем ли мы достаточно глубоко как устроен бизнес / жизнь клиента?
В идеале основатель сам является ЦА или экспертом в этом рынке.
- Какова платежеспособность клиентов?
Часто определяется, исходя из здравого смысла. Например, многие сервисные бизнесы у нас в стране переориентируются на IT-шников, потому что они платежеспособны. Еще косвенно можно судить, если посмотреть на структуру расходов и понять какой процент в ней может занимать ваш продукт.
Потребность / проблема:
- Сколько денег / времени стоит для клиента эта потребность / проблема сейчас?
Чем тяжелее последствия не решения проблемы, тем больше денег они готовы заплатить и тем лучше для стартапа.
- Насколько она критична для пользователя (слабо / средне / критичная)?
Понятно, что критичную проблему решать лучше, это сильно сократит время принятия решения.
- Как часто потребность / проблема возникает?
Чем чаще люди сталкиваются с решаемой нами проблемой, тем лучше.
Продукт:
- Мы понимаем, какой продукт нужно сделать, чтобы решить проблему?
Иногда есть понимание проблемы / задачи, но какой продукт сделать для ее решения, не понимаем или это в принципе невозможно.
- Насколько эффективно мы решаем или можем решить проблему?
Это хорошо посчитать в деньгах (выгода или экономия), времени, нервах или других утилонах (условная единица воспринимаемой полезности).
- Есть ли доказательства, что это нравится покупателям и они готовы платить?
Это могут быть в идеале первые продажи, но могут быть и результаты решенческих интервью.
Рынок
Основные вопросы: «Достаточно ли большая это возможность?”, “Есть ли достаточно большой платежеспособный сегмент?»
Размер:
- Новый продукт, никто не покупает аналоги и заменители — для нас это deal breaker.
- Рынок (SAM) меньше 100 млн. долл. — для нас не очень, т.к. на таких рынках нужно быть суперэффективным, чтобы получить достаточную прибыль.
- Рынок (SAM) 100-500 млн. долл. в год — хорошо.
- Рынок (SAM) больше 500 млн. долл. в год — очень хорошо.
Динамика:
- Динамика этого рынка. Для ориентира: рост 20%/год — очень хорошо;
- Прогнозы развития;
Макроэкономика:
- Какие макроэкономические показатели на целевом рынке будут благоприятствовать или мешать?
Для примера, это могут быть темпы ВВП, проникновение интернета и др. Тут нужно отталкиваться от специфики проекта.
Тип рынка:
- Рынок, на котором есть крупные инвестиционные игроки.
С такими бороться сложно. Здесь я бы рассматривал только стратегию «длинного хвоста».
- Зрелый и устоявшийся рынок, на котором есть естественный лидер.
Тоже сложная история без каких-то подрывных инноваций.
- Рынок существует давно, но явных лидеров или инвестиционных игроков на нем нет.
Это вопрос анализа, почему на таком рынке не появился лидер.
- Новый рынок, на котором есть несколько мелких игроков.
Благоприятная ситуация занять рынок.
География:
- США, ЕС, Китай — очень хорошо.
- Ю-В Азия, Канада, Австралия, Япония, Индия, Дубай — хорошо.
- Весь мир, Латинская Америка, РФ, Африка — нормально.
Знание рынка:
- Ни один из основателей не находится на целевом рынке — минус.
- Ни один из основателей никогда не жил на целевом рынке — минус;
Жизненный цикл принятия продукта рынком:
- На каком этапе находится продукт / технология, которая лежит в основе проекта?
Для нас новая технология скорее минус, т.к., как правило, она сырая и пройдет еще много времени, прежде чем такой продукт станет мейнстримом. Поэтому на нем можно заработать только в долгосрочной перспективе.
Тренды:
- Какие тренды есть на рынке? Способствуют ли они запуску стартапа?
Аналоги / конкуренты
Основные вопросы: «На рынке есть деньги, текущие игроки хорошо маржинальны?” “Насколько сложно будет конкурировать?»
Успешность конкурентов / аналогов:
- Новый продукт, нет аналогов — deal breaker.
- Конкуренты / аналоги маржинальны и прибыльны. Такие обязательно должны быть, иначе скорее всего нет рынка.
Сила конкурента / аналога:
- Какую долю рынка занимает конкурент? — В идеале нет сильных конкурентов.
- Сколько лет конкуренту? — Хорошо, если недавно появился, тогда рынок не выжжен и у нас больше шансов перегнать.
Клиенты, продукт, рынок, аналоги и конкуренты — это те вехи, с которыми хотелось ознакомить вас сегодня. Про бизнес-модели, юнит-экономику и другие важные составляющие анализа бизнеса или сартапа я расскажу в следующих статьях, а также в материалах, которые размещаю на своем сайте.
Буду рад обратной связи!