{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Товары первой необходимости: как организовать прибыльный продуктовый ритейл

Прошлый год стал одним из самых бурных периодов для food-ритейла за много лет: пандемия привела к резкому увеличению продаж. Развитие онлайн-торговли стало дополнительным драйвером для роста отрасли. Кризис ещё раз показал: продуктовый магазин любого формата – бизнес, который всегда будет актуален. Как успешно начать свое дело в сфере food-ритейла – подробно рассказывает Светлана Гладун, предприниматель, основатель компании «Кофейный Магнат».

Светлана Гладун
Предприниматель, основатель компании "Кофейный Магнат", экономист

Регистрация компании

После принятия решения об открытии продуктового магазина необходимо определиться с формой собственности вашего бизнеса: ООО или ИП. Индивидуальный предприниматель один полностью отвечает за дела предприятия, в ООО допускается наличие нескольких учредителей, которые несут ответственность по обязательствам бизнеса в соответствии с долями в уставном капитале. Также у ООО нет ограничений на финансовый оборот.

Второй шаг – выбор системы налогообложения. Она может общая, упрощенная, патентная, либо предприниматель может зарегистрироваться, как самозанятый. Оптимальный вариант – сразу перейти на «упрощенку». И для ИП, и для ООО нужно выбрать коды ОКВЭД – как соответствующие вашей основной деятельности, так и дополнительные. Вторые лучше продумать и внести сразу, чтобы впоследствии не тратить время на их регистрацию.

Зарегистрировать ИП можно просто и быстро, для этого достаточно предоставить паспорт, заявление по форме З21001 и чек, подтверждающий оплату государственной пошлины. Процедура открытия ООО немного сложнее: необходимо заранее придумать название организации, оформить её юридический адрес и обязательно подтвердить его документально, предоставив заключенный договора аренды или свидетельство о праве собственности. После формируется пакет учредительных документов: решение о создании организации – в случае, если учредитель один, либо протокол общего собрания, если их несколько, устав, заполненное заявление по форме Р11001 с подписями всех учредителей и чек, подтверждающий оплату госпошлины.

Подать документы можно лично, записавшись на приём в налоговую инспекцию, а также на сайте nalog.ru, у нотариуса, через МФЦ или по почте. Важный нюанс: если подаете заявление через МФЦ, нотариуса или в электронном формате, то госпошлину оплачивать не нужно.

Нюансы работы с товаром

Ряд товаров, подлежащий обязательной маркировке по распоряжению Правительства РФ №792-p в 2021 году: сигареты, обувь, одежда, парфюмерия, автомобильные шины, домашний текстиль, фотооборудование. Если планируете продавать алкогольную продукцию, то для этого необходимо получить отдельную лицензию. Оформляется она только для ООО.

К 2024 году обязательная маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система отслеживания станет единой для России и ЕАЭС.

Выбор помещения: точка сбыта и склад

Правильно выбранное место для магазина – 30% вашего успеха. Для того, чтобы найти наилучшее расположение, необходимо учесть ряд нюансов: инфраструктуру района, количество конкурентов и их товар, трафик проходимости (сколько людей ежедневно проходят мимо), удаленность от жилья (точка должна быть не дальше, чем в 10-15 минутах от домов). Ассортимент создаётся с учётом достатка и основных запросов потенциальных покупателей. Важный критерий – наличие подъездных путей и паркинга. Доступность магазина очень важна для клиента, особенно в «спальном районе».

Если точка находится в торговом центре, оборачиваемость товара выше, поэтому складские помещения арендовать не нужно. Упор в этом случае стоит сделать на регулярные поставки. Когда магазин располагается в отдельно стоящем помещении, или вы открываете сеть, лучше арендовать склад либо создать свой распределительный центр.

Поставщики

В food-ритейле лучше работать с местными поставщиками, особенно когда речь идет о скоропортящихся товарах и хлебобулочных изделиях. Но здесь есть свои трудности – не все производители готовы работать напрямую с магазином, и часто предлагают связаться с дистрибьюторами. На установку контакта потребуются силы и терпение, но выгода налицо: у производителя можно закупать большой объем, при этом стоимость доставки будет ниже, что обеспечит высокую маржинальность.

Важный момент: перед заключением договора попросите поставщика предоставить продукцию «на пробу». Вы должны знать, что будет стоять на полке – состав продукта, данные о производстве, качественные характеристики. Дополнительно проверьте наличие всей необходимой документации и рейтинг известности товара на рынке.

Закупка

Все закупки должен осуществлять опытный товаровед, который в том числе умеет выполнять анализ «уходимости» товара с полки. Иначе возникнет риск дефицита или профицита. Супермаркеты проводят закупки один раз в неделю, гипермаркеты – два. Заказ на каждый вид продукции стоит делать в определенные дни недели, к примеру. Скоропортящиеся товары лучше закупать ежедневно.

Логистика

Если у вас заключен договор с местным поставщиком – доставку осуществляет он. В случае, когда вы работаете напрямую с производителем, стоит обратиться в транспортную компанию. Сейчас на рынке немало очень выгодных предложений. Здесь нужно учитывать, что доставлять товар контейнером всегда дешевле. Если заказ небольшой – можно использовать так называемый «сборный» контейнер: в нем транспортируются товары нескольких компаний.

Для доставки товара со своего склада или из распределительного центра необходимо создать свой автопарк. Как правило, стоимость логистики в этом случае закладывается в наценку на товар и составляет от 2 до 10%.

Персонал

В любом бизнесе очень важен человеческий фактор, продуктовый ритейл – не исключение. Подбор персонала лучше доверить грамотному HR-специалисту. Он изучит анкеты соискателей, проведет собеседование и проверит кандидата при помощи службы безопасности. Собеседование сотрудника, претендующего на знаковые должности, руководитель должен проводить вместе с кадровым менеджером.

При трудоустройстве не стоит сразу обещать сотрудникам золотые горы – будьте честны, и давайте им максимально полную картину. К примеру, при приёме на работу в «Кофейный Магнат» мы честно сообщаем, что работники не ходят в отпуск на все 28 дней, он дробится на части не более 14 дней. Также у нас нет длинных новогодних каникул – в торговле в принципе нет выходных. Откровенность поможет вам получить лояльную команду и предотвратить возможные негативные отзывы о вас, как о работодателе, не сдерживающем свои обещания.

Контроль качества

В продуктовом ритейле он в прямом смысле слова жизненно необходим. Оптимальное решение: создайте многоступенчатую систему контроля качества.

Внешний контроль заключается в работе с поставщиком. Выполняется проверка всей документации, в том числе подтверждающей качество и безопасность товара, данные о его происхождении (сертификаты, удостоверения). Если товар животного происхождения – требуйте ветеринарные удостоверения.

Внутренний контроль при приеме товара будет выявлять наличие в партии брака, изучать сроки годности, органолептические данные (запах, цвет, текстура, вкус). Проверять соблюдение условий транспортировки продуктов, санобработки автомобиля, наличие санитарной книжки у водителя и санитарного паспорта транспорта.

Сервис

Любые действия сотрудников должна быть направлена на удовлетворение всех потребностей клиента. Необходимо четко прописать стандарты работы и отработать их с персоналом. В обязательном порядке контролировать поступающие жалобы и предложения. Время от времени стоит использовать «тайного покупателя» для проверки уровня сервиса.

Онлайн-магазин

В 2020 продуктовый ритейл во многом развился благодаря интернет-продажам. Если вы хотите запустить онлайн-магазин или сделать свой сайт в дополнение к офлайн-точке, то сделайте упор на доступности ресурса. Покупателю все должно быть понятно на интуитивном уровне, процесс поиска и покупки товара стоит максимально упростить. Предоставляйте максимум информации: сделайте не одно, а несколько фото продукта, дайте его подробную характеристику.

Обязательно предусмотрите несколько вариантов как оплаты, так и доставки. Это повысит лояльность покупателей и увеличит количество продаж. Тщательно отслеживайте наличие на складе товара, представленного на сайте, чтобы не возникало неприятных ситуаций.

Первый шаг: живой пример

Компания «Кофейный Магнат» – крупнейший онлайн-дистрибьютор кофе на Дальнем Востоке, работает на рынке уже 11 лет. Основные клиенты компании – предприниматели и ритейлеры. Годовой оборот бизнеса составляет более 250 млн рублей.

На стартовом этапе самым сложным стал выход на рынок с товаром, который уже поставляли крупные дистрибьюторы: чай, консервированные горошек и кукуруза, семечки, детские сладости и кофе. Благодаря упорной работе 24/7, опыту и индивидуальному подходу к каждому клиенту компания «Кофейный Магнат» в короткие сроки набрала вес на рынке и стала эксклюзивным представителем ряда известных брендов на Дальнем Востоке, в том числе Азерчай, Кубаньпродукт, Egoiste, Bushido, Bucheron, Thibo, Баба Маня и многих других.

Еще один заметный игрок на рынке Дальнего Востока – сеть магазинов «Винотека». На рынке компания 9 лет. Одна точка располагается в Хабаровске, вторая – во Владивостоке. Первые проблемы, с которыми столкнулись владельцы бизнеса, возникли на этапе запуска: помещение, в котором располагается магазин в Хабаровске, находится в историческом здании. Предпринимателям пришлось выполнить настоящий квест, чтобы сделать вывеску. Но основные трудности были впереди – в РФ запретили любую рекламу алкоголя.

Создатели сети магазинов «Винотека» решили использовать несколько каналов для продвижения. Во-первых, это событийный маркетинг: были организованы встречи с известными сомелье и владельцами винных и коньячных домов. Также здесь основана первая на Дальнем Востоке школа сомелье. В магазинах «Винотека» работают консультанты-кависты и есть особый погреб, в котором можно приобрести и хранить редкие вина, что тоже является уникальным для региона предложением.

Сейчас главная тенденция в food-ритейле – цифровизация всех процессов, от взаимодействия с покупателями до операционной деятельности. Поэтому при запуске своего продуктового бизнеса в 2021 стоит уделить особое внимание новейшим технологиям, и использовать их по максимуму.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда