{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Стартовый капитал в 750 рублей и антихрупкость

Путь к собственному бизнесу бывает разным. Одни предпочитают сначала набраться опыта в найме, отточить профессиональные навыки, другим не терпится сделать что-то свое с нуля, руководствуясь только верой в успех. Лично я почувствовал в себе предпринимательский дух сразу после окончания института и смог убедить друзей начать бизнес вместе.

Наше первое учредительное собрание состоялось в салоне старенькой «Тойоты», а стартовый капитал составил 750 рублей (это был размер трех наших стипендий). Проведя доступными нам средствами анализ рынка рекламных агентств, мы поняли, что в нашем городе практически незанятой остается туристическая ниша.

Падали, но вставали

Нашим первым стартапом стал сайт-агрегатор для туристических компаний, на котором мы продавали рекламные места. Вооружившись справочником, я лично обзвонил около двухсот туристических агентств. Первая попытка была сокрушительной: все компании до единой ответили нам отказом. Проведя анализ обратной связи, мы довольно быстро обнаружили причину неудачи: бизнес опасался рисковать, размещая рекламу на новом ресурсе, который еще не доказал свою эффективность. Никому не хотелось выступать в роли первого и единственного рекламодателя на новой площадке.

И мы изменили тактику. Я вновь позвонил всем тем, кто вчера ответил отказом, и на этот раз в разговоре проинформировал их о том, что ведутся переговоры с их конкурентами (и это была чистая правда, переговоры действительно шли) и что они рассматривают варианты размещения. Подход сработал: собеседники брали паузу на размышление и через некоторое время возвращались с деньгами и желанием срочно купить рекламные баннеры на нашем сайте.

Урок 1. Если не получилось с первого раза – меняй подход.

Михаил Христосенко 

Так мы заработали первые 60 000 рублей, и на тот момент, в 2005 году, это были колоссальные деньги для нас. Воодушевленный успехом, я отправился в Сочи, где меня посетила новая бизнес-идея – продажа кислородных коктейлей, набирающих популярность среди горожан. Мы были первыми в своем городе Кемерове, кто стал их продавать. Вложив в оборудование все имеющиеся средства, мы договорились с подходящей локацией (единственным в городе крупным бассейном), купили и покрасили школьную парту, которая послужила нам прилавком, и сами же встали за прилавок под броской вывеской «Кислородный коктейль».

На этот раз к нам уже выстраивались длинные очереди клиентов. Однако вкус успеха нам перебил очередной бизнес-урок: владельцы соседнего кафетерия, у которых упал средний чек, вежливо, но твердо попросили нас освободить площадку. Договориться на компромисс не удалось, и мы пробовали продавать коктейли в других локациях, но былых очередей нам видеть больше не доводилось, поскольку альтернативной площадки с аналогичной проходимостью в городе больше не было.

Урок 2. Заранее думать, как защитить бизнес от возможных рисков.

Пришлось взять волю в кулак и двигаться дальше. «Мы же предприниматели – мы не сдаемся». Мы закрыли прилавок и продали оборудование в один из местных санаториев, который купил его немедленно и без колебаний. Так мы переключились на поставку аппаратов для кислородных коктейлей организациям оздоровительного профиля.

Михаил Христосенко

На все имеющиеся деньги мы закупили партию нового оборудования, а продавать по телефону я уже умел довольно неплохо. Дело пошло. Но долго радоваться нам не пришлось, так как вскоре перевернулась фура с нашим грузом. Предпринимательский дух не пал и в этот раз.

Следующим нашим проектом была продажа оздоровительного сока алоэ. Снова все средства вложили в закупку товара, который замерз при транспортировке, а стеклянные бутылки, в которые он был разлит, не выдержали мороза и лопнули.

Урок 3. Контролируй критические детали и не рассчитывай, что партнер побеспокоится о твоих деньгах.

Мы с партнерами извлекли все возможные уроки из нашего опыта и приняли решение разойтись.

Веб-студия: первый собственный бизнес и уроки банкротства

Оставшись один, я решил попробовать себя в digital сфере. Так как опыт создания онлайн-ресурсов я уже наработал на первом проекте, научился продавать, прогнозировать риски и преодолевать препятствия, я создал компанию по созданию веб-сайтов. За первыми клиентами я отправился на одну из местных деловых выставок и, собрав приличную порцию визиток, принялся обзванивать потенциальных клиентов. Первый же звонок принес мне заказ.

Сначала делал все сам: звонил, продавал и разрабатывал. Потом подключил к работе программистов, нашел дизайнеров, затем переехал из дома в небольшой офис, состоявший из одной комнаты в старом общежитии.

Компания росла, и вскоре я и мои 30 сотрудников ходили на работу в шикарный офис в центре города. Мы делали заметные имиджевые успехи, выиграли несколько конкурсов, меня приглашали выступать бизнес-спикером, мои лекции были одними из самых востребованных на бизнес-форумах, я выступал на Селигере и в «Деловой среде» Сбербанка.

Урок 4. Если дела идут в гору — поднажми еще!

Но я, на тот момент почувствовав, что все и так хорошо, перестал держать руку на пульсе и внимательно следить за цифрами. Основной причиной этого стало угасание интереса к самой идее бизнеса, и я невольно пустил дела на самотек.

Михаил Христосенко 

Этот момент стал началом конца: с ростом компании и без моего вовлеченного участия проблемы в компании стали нарастать как снежный ком. В итоге компанию пришлось закрыть с долгами около 2 млн рублей и еще почти год разруливать взятые на себя обязательства и проходить процедуру банкротства юридического лица.

Дело жизни: SMM-Академия

Интуитивно я понимал, что мой успех будет в той сфере, которая мне по душе, где я смогу раскрыть свои таланты и потенциал. Я задал себе серьезный вопрос: что на самом деле мне интереснее всего и как я могу быть полезным максимальному количеству клиентов?

Михаил Христосенко 

Оказалось, что ответ лежал на поверхности: мне нравилось быть спикером, и у меня это отлично получалось

Урок 6. Есть всего два пути получения знаний и опыта – быстрый и дорогой или медленный и бесплатный

Быстрый состоит в том, чтобы пройти весь путь под руководством мудрого профессионала-наставника, который покажет тебе все подводные камни и объяснит навигацию в новой для тебя сфере. Медленный – в том, что самому предстоит изучать предмет новой деятельности, набивать шишки, учиться на своих ошибках, что часто приводит к перегоранию и потере энергии и времени.

Я выбрал быстрый. Шел 2014 год. Позаимствовав из собственного бюджета последние 50 000 рублей (что на тот момент было для меня крупной суммой), я пошел учиться на курсы по созданию онлайн-бизнеса параллельно с тем, что продолжал закрывать взятые обязательства по веб-студии и банкротить компанию.

Почему именно образование? Для меня это идеальное сочетание моей системы ценностей, знаний и способностей, необходимых рынку, с огромным, активно растущим потенциалом.

Михаил Христосенко 

Обилие бесплатного контента в Сети создает ряд определенных трудностей для бизнеса, связанного с онлайн-образованием. Притом что спрос на него действительно есть, как есть и отличие между потребителями образовательного контента, и заключается оно в твердости намерения получить качественные знания по принципу «Быстро, но дорого, или бесплатно, но медленно». О чем я уже говорил выше.

Многие думают, что нет ничего проще, чем создать онлайн-школу: просто запиши видео или выйди в прямой эфир и расскажи, что знаешь. Однако так создается в большей мере бесплатный образовательный контент, ценность которого часто ниже ожидаемого.

Предложить эффективный образовательный курс – действительно сложная задача, потому как именно качество и гарантированная практическая применимость отличает тебя от многочисленных конкурентов. Учиться в академию идут те, кто хочет результата: работать по профессии и быть высокооплачиваемым специалистом или развивать личный бренд, собственный проект. Выпускникам нужна уверенность в успехе еще на старте обучения. Поэтому в критерии качества я заложил методологию обучения взрослой аудитории, тонкости эффективного онлайн-преподавания, разработал вместе с профессиональной командой геймифицированную платформу, в которой собрал лучшие методики и максимально актуальный опыт SMM. В большинстве учебных программ SMM-Академии домашнюю работу проверяют опытные кураторы-практики.

Ниже приведу еще ряд примеров того, что делает нас лидерами рынка онлайн-образования в направлении SMM.

1.Мы используем принцип edutainment – обучение в формате игры. Доказано, что информация лучше всего усваивается, когда подключены несколько форматов восприятия: текст, действие, картинка, теория и понятный в момент совершения действия результат.

2. Продленное обучение. Наша «продленка» – это серия онлайн-практикумов по важным темам, где студенты вместе с экспертом выполняют домашнее задание. Для того чтобы присоединиться к такому практикуму, надо зайти в систему в определенное время и приступить к домашнему заданию. У вас будет возможность задавать все вопросы эксперту в режиме онлайн и сразу получать ответы и рекомендации. Здесь вам помогает еще и эффект окружения.

3. Помимо того что домашние задания проверяют профессиональные кураторы, наши студенты проверяют домашнее задание друг у друга. Принцип примерно следующий: ты усваиваешь 5% информации, когда слушаешь, 15% – когда пишешь, 45% – когда слушаешь и активно находишься в коммуникации (задаешь вопросы, например), и 95% – когда объясняешь. Именно в такую ситуацию и ставит студентов подобный подход: объясняя другому человеку материал, ты и сам закрепляешь знания и помогаешь это сделать коллеге. Это отличный способ повысить уровень вовлеченности, возможность поднять насмотренность на кейсы, увидеть ошибки (ведь ошибки у других видеть всегда легче).

4. Экспертные проработки тем. В рамках курса мы проводим тематические сессии с кураторами, где студенты углубленно изучают определенные темы (например, «продажи», «посты», «переговоры с клиентами», «дизайн», «целевая аудитория», «реклама и продвижение» и т.д), доводя их до совершенства.

5. Проводим обучение на конкретных кейсах из реальной жизни.

Урок 7. Упор на качество.

Что в итоге я вижу: все мои ученики – это я когда-то. Такие же жаждущие успеха, самостоятельные и прорывные, идущие к своим целям, наступая на свои грабли. Я прошел свой тернистый путь и продолжаю его проходить каждый день. И сейчас SMM-Академия для них – это тот этап моей истории, когда я принял решение инвестировать в свое обучение, когда встал на путь, ведущий меня к успеху.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда