CBRE

Шеринг-экономика в условиях пандемии

Многие сегменты шеринг-экономики продемонстрировали свои слабые стороны перед таким масштабным вызовом, как пандемия. Множество идей единорогов Кремниевой Долины США разбились о текущую реальность, поэтому некоторым ранее успешным стартапам пришлось пересмотреть бизнес-процессы и существенно сократить штат своих сотрудников. По информации Forbes, сервис покупки домов Opendoor сократил сотрудников на 35% (600 человек), сервис аренды жилья на краткосрочной основе Sonder – на 400 человек, сервис по организации свадеб Zola – на 20%.

В моменте человечество не готово делить друг с другом физические предметы и в целом физически находиться рядом, учитывая страх заражения себя и своей семьи. Коворкинги, коливинги, совместное использование вещей относятся к данной категории, которым в текущих условиях необходимо либо пересмотреть свою модель, либо «заморозить» свои бизнес-планы до окончания пандемии.

Директор, руководитель направления бизнес-аналитики

Фрилансеры также составляют значительную часть шеринг-экономики. Текущие экономические проблемы, вызванные последствиями принимаемых мер борьбы, существенно ударили по большей части работников, которые привыкли работать на себя. Данная категория оказался финансово незащищенной, если ранее не был сформирован определенный запас прочности, по сравнению с сотрудниками традиционных компаний.

Например, Правительство Великобритании национализировала заработные платы самозанятых, чтобы не допустить их личного банкротства, а также обеспечить услугами здравоохранения.

Безусловным лидером шеринг-экономики для горожан является транспортный сектор. Это развитие такси, каршеринга, велопроката. Такси и каршеринг пострадали в наибольшей степени во время режима самоизоляции. Велопрокат, учитывая климатические особенности Москвы, открывается в конце весны – начале лета, поэтому спрос на данную услугу в условиях пандемии может увеличиваться. Уже несколько лет прогулки на велосипедах пользуются популярностью в центральной части города. Горожане, которым необходимо преодолеть относительно небольшое расстояние и у которых нет личного транспорта, могут переключиться на услуги велопроката в обновленной реальности, так как данный вид транспорта будет более безопасным, чем использование общественного транспорта, такси или каршеринга.

Европа уже несколько лет демонстрирует приверженность велосипедам. На фоне пандемии американские СМИ сообщали, что в крупных городах наблюдается рекордный спрос на покупку велосипедов. Безусловно, это, в первую очередь, связано с желанием горожан избегать места столпотворения людей.

Онлайн-сервисы по покупке товаров и готовой еды демонстрировали положительную динамику во время режима изоляции и отмечали увеличение заказов. Более того, та часть городского населения, которая ранее сопротивлялась проникновению цифровых услуг в свою жизнь, была вынуждена сдаться вследствие ограничений самоизоляции.

В Китае, например, большой популярностью начал пользоваться онлайн-шоппинг с элементами развлечений по принципу «посмотри сейчас, закажи сейчас». Например, X5 Retail Group зафиксировала рост продаж за апрель через платформы perekrestok.ru и Доставка. Пятерочка в 4,7 раза относительно аналогичного периода за предыдущий год.

Глава perekrestok.ru Леонид Довладбегян заявлял СМИ, что со второй половины марта спрос на доставку продуктов увеличился на 90%. По данным газеты «Ведомости», за два месяца самоизоляции появились порядка 30 новых игроков в сегменте онлайн-торговли продуктами питания. Маркетплейсы, которые ранее в меньшей степени развивали онлайн направление в части продуктового ретейла, усилили данный сегмент. «ВкусВилл», например, помимо запуска своего интернет-магазина в мае, разметила также свои товары на площадке Lamoda. «Лента» запустила онлайн-магазин на базе платформы «Сбермаркет».

Другой сегмент сервисов, которые освоило население за время изоляции, это, конечно, онлайн-развлечения. Большинство театров и музеев по всему миру предложили бесплатный доступ к своему контенту. Онлайн-кинотеатры устраивали трансляции концертов. Многие для себя открыли сервис онлайн-кинотеатров в период изоляции. Ряд крупных банков дарил своим клиентам месячную подписку, стимулировав ещё больший спрос. Колоссальную популярность обрели технологичные решения видео-связи не только со стороны офисных работников, которые перевели свои встречи в онлайн, но и в части проведения свободного времени для встреч с близкими и друзьями.В середине 20 века Абрахам Маслоу описал эволюцию потребностей человека. За это время ничего не изменилось. Судя по той динамике, которую демонстрировали онлайн-сервисы (продажи продуктов питания и товаров первой необходимости, доставка готовой еды, решения для видео-связи, сегмент онлайн-развлечений) за время режима изоляции 3 базовых потребности - физиологические, состояние безопасности и социализация - продолжат удовлетворяться человечеством, в первую очередь. Именно здесь мы можем ожидать появление новых креативных проектов.

В связи с увеличением спроса на продукты и готовую еду будут динамично развиваться склады последней мили и «dark kitchens», которые, как мы видим на международных рынках, также могут работать на принципах шеринг-экономики. Одна кухня используется несколькими компаниями сегмента общепита, а управляет процессами один оператор.

Например, американская компания Karma Kitchen специализируется на переоборудовании бывших промышленных помещений под «шеринговые кухни» для компаний сегмента общественного питания, предоставляя оборудование, управление доставкой, хранение и холодильники, уборку и т.п. Торговые центры могут в большей степени включать пункты выдачи заказа. В Китае во время самоизоляции появился термин, по аналогии с доставкой последней мили, доставка последней ноги. Ближайшие торговые центы превращались в пункты выдачи заказов для населения.

С точки зрения городской среды, пандемия стимулирует оборудование новых велодорожек, велопрокат будет набирать популярность. Плюс, будет наблюдаться ещё более активное использование самокатов, некоторые бизнес-центры уже могут похвастаться оборудованными местами для хранения велосипедов и самокатов. Это не только следствие пандемии, но и требование новых поколений, для которых машина не столь привлекательна, как для более старшей возрастной категории.

В целом, говоря о влиянии пандемии на городские объекты, это использование умных систем и бесконтактных поверхностей, когда буквально со своего мобильного телефона человеку становятся открытыми все двери!

{ "author_name": "CBRE", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 202194, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Jan 2021 11:18:19 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null