{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Теория поля Курта Левина как комплексный инструмент разрешения конфликтов

Термин из Словаря по конфликтологии С. М. Храмова

Знаете ли Вы, что поведение человека может быть волевым и полевым?

Оба эти понятия связаны с теорией поля.

Теория поля рассматривает взаимоотношения между людьми как динамическую систему в определенных жизненных реалиях, которые предполагаются взаимозависимыми.

Известна также как «Теория психологического поля» https://vikent. ru/enc/5451/.

Перевод термина на английский язык: field theory

Синоним — жизненное пространство.

Теория поля сформулирована немецким психологом Куртом Левиным по аналогии с точными науками в 1936 году.

Фото-1. Курт Левин. Источник: https://dongji.ru/wp-content/uploads/2018/09/psychological_field_teory.jpg

Поле Левин К. определял как «тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые» (Lewin, 1951, с. 240).

Lewin K. Field Theory in Social Science. The University of Chicago Press. Chicago and London, 1951. P. 240.

Поле К. Левину отождествлял с жизненным пространством.

Термин «Встать над полем» означает выстроить свое жизненное пространство.

Исходя из этого в теории поля анализ начинается в целом, «с высоты птичьего полета». После этого Решатель вычленяет отдельные компоненты поля и исследует их взаимодействие.

Конфликт по К. Левину «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».

Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London: McGraw Hill Book Company, 1935. Р. 122.

Метафора

Фото-2. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/кофе-чашка-кофейник-кофеин-горячий-631764/

«Если мы берем какой-то предмет, то движения нашей руки обусловлены тем, как мы воспринимаем позицию этого предмета по отношению к фону. Сходным образом, наши социальные действия детерминированы тем, как мы воспринимаем окружающих и самих себя в целостном социальном окружении. И таким образом, основную задачу переобучения мы можем понимать как изменение социальной перцепции личности. Только через изменение социальной перцепции могут быть осуществлены изменения в социальных действиях человека».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 186.

Применительно к разрешению конфликтов идея теории поля такова:

— в границах своего жизненного пространства субъекта каждый другой человек имеет определенную валентность (от лат. valēns «имеющий силу») ;

— эффект валентности может как притягивать, так и отталкивать;

— эта валентность или энергетический заряд вызывает у субъекта прямое или косвенное напряжение;

— это напряжение требует разрядки.

Типы конфликтных ситуаций по К. Левину

Рисунок-1. Источник: Магомедова П.К. Конфликтология: учебное пособие / П.К. Магомедова, Р.Р. Алиева, Ш.И. Булуева. М.; Берлин: ДИрект-Медиа, 2019. С. 132.

«- человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный или негативный характер) ;

— человек находится между двумя негативными валентностями этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;

— человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность».

Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная: учебники практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 52.

Типы поведения субъекта в жизненных реалиях

В зависимости от того, способен ли человек противостоять внешним обстоятельствам, его поведение делится на волевое и полевое.

Волевое — рациональное, часто контринстинктивное поведение субъекта.

Полевое — поведение, вызванное реакцией на внешние обстоятельства.

При волевом поведении следует учитывать, что ситуация, которая предшествовала решению, будет отличаться от ситуации после принятия решения.

Эффекты теории поля

Фото-3. Pixabay License. Источник: https://pixabay.com/ru/photos/шахматы-доска-игра-шахматная-доска-316658/

1) По мере развития и накопления опыта жизненное пространство человека становится все более дифференцированным.

2) Противоположно направленные силы равной величины пересекаются в одних и тех же точках поля.

3) «Величина агрессии со стороны других частично зависит от степени, в которой индивид провоцирует или вызывает агрессию, и от того, как он дает или не дает сдачи».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

4) «… достаточно большое изменение уровня равновесия приводит к существенному изменению в характере всей ситуации: слишком сильное господство со стороны других заставляет члена уйти».

Левин К. Теория поля в социальных науках. : Пер. с англ. СПб. : «Сенсор», 2000. С. 238.

5) По мере деградации жизненное пространство сужается до основных физиологических потребностей.

6) Деградирующий может «заразить» унынием свое ближайшее окружение.

Пример. «Исследования безработицы показали, что долговременное пребывание без работы влияет на все сферы жизни личности. Потеряв работу, человек пытается сохранить надежду. Когда он теряет и надежду, он начинает с гораздо меньшей активностью, чем нужно было бы, предпринимать какие-то действия. Даже несмотря на то, что у него теперь достаточно времени, он начинает пренебрегать своими домашними обязанностями. Он может ограничить сферу своей жизнедеятельности до предела, и все его мысли и желания станут крайне узкими. Подобная атмосфера влияет и на детей, которые, в свою очередь, также начинают мыслить узкими категориями: не претендовать на многое и даже не мечтать о многом. Иными словами, человек и его семья в целом будут представлять собой яркую картину морального упадка».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 241.

7) Силовые поля могут пересекаться.

Пример эффекта пересекающихся полей

«Супруги и родительские семьи.

Молодожены нередко сталкиваются с трудностями, возникающими вследствие сильной привязанности партнеров к своим родительским семьям. Теща может воспринимать своего зятя просто как еще одного члена своей семьи, или же каждая из двух родительских семей может попытаться привлечь молодоженов на свою сторону. Такая ситуация может привести к конфликту, особенно в том случае, если с самого начала между семьями не установились достаточно дружественные отношения.

Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в супружеской группе выше, чем потенциал их членства в прежних группах, поскольку в этом случае супружеская группа будет действовать как единое целое.

Если же связь с родительской семьей остается достаточно сильной (рис. 17), то поступки мужа и жены будут в значительной степени обусловлены их членством в различных группах, и вероятность конфликта возрастет. Именно это, по всей видимости, имеется в виду в расхожем совете для молодоженов «не жить слишком близко к своим родителям».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 234-235.

Выбор стратегии поведения в зависимости от культурных традиций

Пример. «Американцы, как правило, гораздо реже агрессивно реагируют на происходящие с ними мелкие повседневные неприятности; по крайней мере, они не склонны открыто проявлять свое негодование. И в этой связи мы отметим несколько фактов. Американцы обычно реагируют на подобные неурядицы с позиций действия (анализируют, что нужно сделать для устранения помехи) , немцы же обращаются в первую очередь к рассуждениям морального порядка (ищут, кто виноват) . Кроме того, у американцев подобные происшествия реже затрагивают центральные области личности».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С. 135.

Следствия из теории поля

1) Люди стремятся поддерживать равновесие со своим окружением.

2) Напряжение (потребность) будет стимулировать передвижение (активность) для восстановления равновесия.

Теория поля позволяет выявлять причины конфликтов.

Устранение выявленных причин — один из приемов разрешения конфликтных ситуаций.

Типовая причина супружеских конфликтов по К. Левину

«Супругам, имеющим небольшой стаж совместной жизни, очень трудно определить баланс между своими собственными потребностями и потребностями партнера и попытаться обеспечить его. Это приводит к возникновению типичных конфликтов, хотя в то же время является предпосылкой большей гибкости в их разрешении».

Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб. : Издательство «Речь», 2000. С, 237.

Выводы

1) Теория поля основана на том, что окружающее человека жизненное пространство

наделено как позитивной, так и негативной валентностью.

2) Согласно теории поля конфликт характеризуется одновременным воздействием двух разнозаряженных импульсов примерно равной силы.

3) Поведение человека в конфликте может быть ограничено барьерами, валентностями, величиной напряжения.

4) При притягивании к себе возникает положительная валентность.

5) При отсутствии побудительной силы возникает отрицательная валентность.

6) Предметы поля — совокупность положительно и отрицательно заряженных валентностей по отношению к человеку и его потребностям.

7) Поле считается напряженным, если нарушено равновесие между человеком и окружающей его средой.

8) Ситуация конфликта может возникнуть при двух положительных валентностях, положительной и отрицательной валентностями, двумя отрицательными валентностями.

9) Типовые приемы преодоления конфликтов — разрядка напряжения путем выполнения намерения, отстранение от валентности посредством поиска «обходного пути» либо «выхода из поля» в режиме «здесь» и «сейчас».

Основные шаги анализа конфликтной ситуации с применением теории поля

Шаг-1. Рассмотрение ситуации в целом приближении (с «высоты птичьего полета») .

Шаг-2. Более детальный анализ элементов.

Задачи на закрепление термина

Задача № 1. Схемы конфликтов по К. Левину (1935).

В 1935 году К. Левин предложил три основные схемы конфликтов:

1) сближение — сближение,

2) избегание — избегание,

3) сближение — избегание.

Данная схема поныне используется конфликтологами для поиска путей по выходу из конфликтов.

Вопрос: Имеется ли недостающий элемент в схемах К. Левина?

Задача № 2. Каша.

Трехлетний ребенок капризничает за столом и не хочет есть кашу.

Вопрос: как можно изменить пищевые предпочтения ребенка, используя теорию поля?

Подсказка: у любого ребенка есть его любимые герои, которым он стремится подражать.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Уже 17 400 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.

2) Видео: энциклопедия / словарь творчества VIKENT.RU: Стратегии личности

3. Вы можете #бесплатно скачать:

0
1 комментарий
Gre Li

Напоминает рефераты, где понадёргано разных сведений, но понятнее от этого не становится.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда