{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Замалчивание прогноза Блиоха И.С. не спасло мир от Первой мировой войны

В число крупных железнодорожных предпринимателей входил и И. С. Блиох (1836-1901). Родился он 24 июля в семье польского еврея. Железнодорожным делом занялся в конце 60-х гг. Подобно другим деятелям этой отрасли Иван Станиславович был организатором ряда крупных железнодорожных предприятий, кредитных и страховых учреждений. Принимал близкое участие в делах Главного общества российских железных дорог.

Набросок мистера Блоха пером и тушью https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Ivanbloch.jpg

Блиоха довольно близко знал С. Ю. Витте, неоднократно упоминавший его в своих воспоминаниях. По его мнению, он был «по природе неглупый, в высшей степени образованный и талантливый». […]

С. Ю. Витте рассказывает о начале карьеры Блиоха. Сначала он был маленьким подрядчиком, бравшим подряды на устройство части какой-либо станции или даже платформы. Помог же ему выбиться в крупные дельцы случай, который он не упустил. В это время Киевско-Варшавскую дорогу строил С. В. Кербедз, знаменитый инженер-путеец, создатель ряда замечательных мостов, работавший с П. П. Мельниковым начиная с их совместной поездки в Европу для ознакомления с железными дорогами и ставший позднее крупным строителем ряда линий.

Блиох был у Кербедза мелким подрядчиком, когда он немного ожился и оперился, продолжает Витте, то он был настолько умен, что на несколько лет удалился за границу и там занялся самообразованием, слушал лекции в немецких университетах, набирался европейского ума-разума. После пребывания в Германии он вернулся в Польшу как молодой приличный человек. В Варшаве он познакомился с дочерью известного доктора, женился на ней, еще более повысив свой социальный статус. Блиох поселился в Варшаве, приобрел большой дом, основал банкирскую контору и начал строить уже целые железные дороги. Так Лод-зинская линия была сооружена им одним и только на его деньги.

Разнообразные таланты Блиоха нашли воплощение не только в железнодорожном деле. Иван Станиславович зарекомендовал себя и как историк русских железных дорог. Тем более что, разбогатев, он доверял часть своих непосредственных обязанностей по строительству дорог и управлению ими своим менеджерам, в числе которых были такие даровитые люди, как уже упомянутый И. А. Вышнеградский. В 1875 г. вышел в свет труд Блиоха «Русские железные дороги» (на русском и французском языках) . При всех недочетах это был первый обширный опыт разработки железнодорожной статистики на конкретном материале отечественного железнодорожного транспорта. С. Ю. Витте в своих «Воспоминаниях» считает, что этот труд представлял определенную ценность.

Сергей Юльевич Витте, Дата съемки: 1905 год https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?index=3&paginate_page=1&page=1&query=витте

Некоторые факты биографии

Заслугой Блиоха является и то, что он был одним из первых пропагандистов идеи мира между народами. С этой целью Иван Станиславович много ездил за границу, устраивал там по данному вопросу конференции. Часто выступал в печати. Это он склонил Николая II организовать первую конференцию по всемирному разоружению в Гааге в 1899 г.

И хотя конференция ничего серьезного не принесла в смысле разоружения, она все же разработала некоторые международные правила ведения войны, изложенные в двух конвенциях: о законах и обычаях сухопутной войны и о применении к морской войне начал Женевской конвенции (1864) о защите больных и раненых. Кроме того, были приняты декларации о запрещении на пятилетний срок «метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов», о «не употреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушливые или вредоносные газы», о запрещении разрывных пуль.

Для конца XIX в. все перечисленное уже было немалым успехом. Впервые представители цивилизованного человечества собрались на форум, чтобы осудить войну. И начало этому положил русский железнодорожный деятель И. С. Блиох, оказав влияние на царя согласиться стать одним из главных организаторов Гаагской конференции. Витте пишет, что Блиох «очень сильно пропагандировал идею мира. Он хотел устроить где-то, чуть ли не в Швейцарии, музей, который бы постоянно напоминал о мире».

Выступая против войны, Блиох понимал, что предотвратить ее, судя по неудаче Гаагской конференции, навряд ли возможно. Поэтому он старался представить масштабы мировой бойни, понимая, что если она начнется, то охватит все цивилизованные европейские страны. (Кстати, об этом задолго до Блиоха писал Ф. Энгельс.) Иван Станиславович до самой смерти продолжал интересоваться мировой войной.

«Обхождение молчанием» точного прогноза будущей войны

В 1898 г. в Санкт-Петербурге в типографии И. А. Ефрона вышли шесть томов фундаментального труда «Будущая война в техническом, политическом и экономическом отношениях». На титульном листе стоит имя автора: И. С. Блиох.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Ś._p._Jan_Bloch_%2855665%29.jpg?uselang=ru

Труд этот во всех отношениях уникальный. В нем подробно проанализирована сущность войны той эпохи, выявлены ее основные харак терные черты, подробно освещены проблемы развития военной техники и мобилизационной готовности государств. Но, как нам представляется, несомненная ценность этого фундаментального труда заключается в том, что в нем с удивительной точностью на несколько десятилетий вперед обозначены направления развития вооруженной борьбы, предсказаны ход и исход Первой мировой войны, масштабы социально-политических потрясений для России и всей Европы в целом.

На основе углубленного анализа сущности современной ему войны автор сделал гениальные выводы: «При современных средствах и условиях война должна оказаться гибельною не только для побежденных, но и для победителей; … несмотря на продолжительность войны, ею не могли бы быть решены вызвавшие ее спорные вопросы, так как огромные жертвы в людях, пресечение морских сообщений и голод, финансовые и промышленные потрясения и отсутствие заработков не дали бы довести войну до конца, по недостатку денег и вследствие народных волнений; … будущая война, причинив великие бедствия, не могла бы разрешить международных недоразумений, устранить из жизни Европы тревожившие ее и вызвавшие войну вопросы».

Другими словами, вслед за грядущей мировой войной 1914-1918 гг. И. Блиох прозорливо видел уже контур неизбежной следующей, еще более страшной и разрушительной Второй мировой войны.

Как такое было возможно? Каким же гениальным провидцем должен быть автор, который в конце XIX в. смог заглянуть своим мысленным взором так далеко вперед? Почему же его имя не вошло в анналы отечественной и мировой военной мысли?

Сам И. Блиох на страницах своей книги дает четкое объяснение: «Но будущая война представит совсем иные картины и хотя это, повторяем, хорошо известно военным людям, однако воспитанные в известных убеждениях, одушевляемые преданиями, они как-то невольно уклоняются от окончательных выводов относительно зависимости современного хода войны от совершенно изменившихся условий, притом не только сейчас указанных, но еще и многих иных: механических, технических, экономических и социальных. Если же из военного лагеря и раздаются порою единичные голоса, идущие вразрез с общепринятыми, оптимистическими взглядами, то такие голоса остаются почти непримеченными. Специальные органы обходят их молчанием, и это понятно, так как военные органы вообще должны считаться с официальными взглядами».

Вот и все.

«Специальные органы» сделали все, чтобы сочинения, подобные «Будущей войне», оказались невостребованными. Правда, это «обхождение молчанием» не спасло никого: ни мир от Первой мировой войны, ни Россию от революции, буквально предсказанной И. Блиохом. Не случайно, кстати, эта книга находилась в личной библиотеке В. И. Ленина в Кремле.

Интересно? Еще можно почитать

1. Подборка из 119 материалов по теме Прогнозирование

2. Видео: таблица А.А. Морозова оценки решений социальных проблем

3. Видео: ЧЕК-ЛИСТ для принятия решений, разработок и прогнозирования

Источники

И. С. Блиох на портале VIKENT.RU https://vikent. ru/author/3723/

Чукарев А. Г. , Генерал железных дорог империи. К 210-летию со дня рождения первого министра путей сообщения П. П. Мельникова (1804— 1880). — М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 328 с. стр. 241-245

Попов И. М. , Хамзатов М. М. , Война будущего: Концептуальные основы и практические выводы. Очерки стратегической мысли — М. : Кучково поле, 2016. — 832 с. : ил. (Искусство войны) стр. 633-638

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда