{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Богоявленская Д.Б. об «эффекте интеллектуальной инициативы» Творческой личности

Диана Борисовна Богоявленская родилась 27 июля 1932 г. в Москве.

Термин «Интеллектуальная инициатива» введён Д. Б. Богоявленской и понимается как продолжение мыслительной деятельности личности за пределами заданной ей и уже решённой ею задачи, причём это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами личности, ни внешней оценкой работы.

https://pixabay. com/images/id-2408490/

Данный признак может использоваться как критерий оценки творческого потенциала личности.

В своих работах Д. Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня интеллектуальной инициативы.

Первый уровень — стимульно—продуктивный, когда человек достигает решения при самом добросовестном использовании найденного способа / решения.

Второй уровень — эвристический. На этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную инициативность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатов деятельности. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав и структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи. Что приводит его к открытию новых, оригинальных, внешне более остроумных способов решения.

Третий, высший уровень интеллектуальной инициативности — креативный, в котором обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приёмом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри, без внешней стимуляции для поиска наиболее совершенных и обобщённых способов решения.

https://pixabay. com/images/id-203762/

Некоторые факты биографии

Диана Борисовна Богоявленская в 1958 г. окончила философский и психологический факультеты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Поступила в аспирантуру Института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР.

В 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию «Методы исследования интеллектуальной активности».

С 1968 г. работает в Психологическом институте РАО. С 1972 г. — старший научный сотрудник, с 1990 — ведущий, с 1994 — главный научный сотрудник.

В 1988 г. защитила докторскую диссертацию "Психологические основы интеллектуальной активности«[1].

С 1990 г. заведующий лабораторией «Диагностики творчества» Психологического института РАО. С 1992 г. — профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ[2]. В 1992 г. присвоено звание профессора, в 2007 г. — звание почетного члена РАО, в 2010 г. — почетного профессора МГУ.

Автор более 500 научных публикаций, в том числе книг:

  • Пути к творчеству, 1981;
  • Интеллектуальная активность как проблема творчества, Р-Д: РГУ: 1983;
  • Психология творческих способностей: учебное пособие. М. : Академия, 2002;
  • Психология одаренности: понятие, виды, проблемы, М. : МИОО, 2005 (в соавторстве) ;
  • Психология творческих способностей: монография. С. : Учебная книга, 2009;
  • Психометрическая интерпретация творчества. Научный вклад Дж. Гилфорда, М. : МГППУ, 2011 (в соавторстве) ;
  • Одаренность: понятие и диагностика. 2013;
  • Одаренность: природа и диагностика. Монография. М. : Образование личности, 2018. 240 с. (в соавторстве) .
https://pixabay. com/images/id-1614215/

Два интервью как цели и результат научной работы

Когда и почему вы начали заниматься психологией творчества?

Богоявленская Д. Б.: В студенческие годы мой научный руководитель С. Л. Рубинштейн предложил мне заняться выяснением механизма инсайта (инсайт — по-русски озарение, неожиданное понимание проблемы, нахождении ее решения. — прим. авт.) . Конечно, я могла отказаться от этой темы. В то время у меня была необычная ситуация — я получила право учиться на двух факультетах. На факультет психологии я поступила будучи студенткой 4-го курса философского факультета, поэтому к тому времени представление о творчестве как высшей функции человека у меня было достаточно сформировано. Так или иначе, этого вопроса касались все философские концепции. Идея заняться разгадкой и механизмом инсайта, моментом формирования открытия мне импонировала. Я действительно очень увлеклась этой проблемой.

— Можно сказать, что вам интереснее смотреть на творчество с психологической точки зрения, нежели с философской?

Богоявленская Д. Б.: Я стала заниматься психологией ради философии. Для меня было высшей похвалой, когда напечатали мою первую книгу, и очень талантливый философ написал на нее рецензию. Он отметил, что органично взаимодействуют два аспекта — философский и психологический, не перекрывая друг друга. Для меня психологический эксперимент очень хорош тем, что все можно посмотреть, пощупать, обдумать. То есть именно экспериментировать. Ты видишь, ты интерпретируешь, но ты понимаешь, что ты прав, когда дошел до философского обобщения.

Научно-практический журнал «Современное Дошкольное Образование» № 6 2009

https://pixabay. com/images/id-3398921/

Экзистенциальное интервью:

Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?

Богоявленская Д. Б.: Серьезно заняться философией и фундаментальными проблемами психологии. Без методологии нет подлинного профессионализма.

Что такое любовь для Вас?

Богоявленская Д.Б.: Познание и любовь делают нас счастливыми и людьми…

Как Вы относитесь к смерти?

Богоявленская Д.Б.: …ее побеждает любовь. Проверено жизнью.

Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Богоявленская Д. Б.: То, что уже понято человечеством: надо посадить дерево; родить ребенка; сказать свое слово в профессии; ни разу в жизни не «наступить себе на горло».

Интересно? Еще можно почитать

1) Качества творческой личности по Г. С. Альтшуллеру«Гениальность должна быть нормой» Альтшуллер Г. С., рассказ «Опаляющий разум»

2) Видео: Генрих Саулович Альтшуллер — разработчик ТРИЗ и ЖСТЛ

3) #тртл / #жстл: Теория Развития Творческой Личности | Жизненная Стратегия Творческой Личности

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности — на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье) . Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent. ru/w0/

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда