{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Антонио Сальери на уме была не только одна музыка

Итальянский композитор, педагог и дирижер Антонио Сальери (Antonio Salieri) родился 18 августа 1750 г. в итальянском городе Леньяго (близ Вероны) . С раннего детства он проявлял талант и интерес к музыке.

Антонио Сальери, портрет работы Ф. Реберга, 1821 год https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/5/5f/Salieri_by_Reberg. jpg? uselang=ru

Первые свои уроки он получил у брата Франческо Антонио, ученика Джузеппе Тартини (Giuseppe Tartini) . Затем учился у церковного органиста, который в свою очередь был учеником знаменитого падре Мартини (Martini Giovanni Batista) из Болоньи.

В 1763 г. умерла мать Антонио, а вскоре и отец (точная дата смерти неизвестна) , и спустя 3 года под покровительством венского композитора Флориана Гассмана (Florian Gassmann) , Сальери переехал в Вену. В столице Австрии Гассман был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф II ежедневно музицировал.

Там Сальери познакомился с итальянским либреттистом и драматургом Пьетро Метастазио (Pietro Metastasio) и немецким композитором Кристофом Глюком (Christoph Gluck) , значительно повлиявшим на его творчество.

Антонио Сальери https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/0/07/Antonio_Salieri_painted_by_Joseph_Willibrord_Mähler. jpg? uselang=ru

Некоторые факты биографии

Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня пользуются известностью «Данаиды» (фр. Les Danaïdes; 1784), «Тарар» (фр. Tarare; 1787, либретто Бомарше) и «Фальстаф» (фр. Falstaff; 1799). Специально для открытия театра «Ла Скала» им была написана опера «Признанная Европа» (итал. L’Europa riconosciuta; 1786), на премьере которой пела Франческа Лебрен и которая по сей день идёт на этой сцене. Ранние оперы Сальери выдержаны в классической итальянской традиции, однако с 1780-х годов Сальери эволюционирует в сторону Глюка, благодаря чему его оперы пользуются большим успехом в завоёванном Глюком Париже. Сальери также принадлежит много оркестровой, камерной, духовной музыки, в том числе «Реквием», написанный в 1804 года, но впервые исполненный на его похоронах.

Сальери был выдающимся музыкальным педагогом. Его учениками были Бетховен, Шуберт, Лист, Черни, Мейербер, Гуммель и другие видные композиторы начала XIX века. Отношения Сальери со своими учениками были очень теплыми и эмоциональными (считается, что отъезд Листа из Вены стал поводом для неудачной попытки самоубийства Сальери в 1824 году) .

У Антонио Сальери на уме была не только одна музыка. В 1775 году он женился на Терезии Хельферсторфер и называл не иначе, как «ангелом, которого Бог назначил моей женой». Чтобы проникнуться той степенью любви, которую Сальери питал к семье, достаточно прочитать отрывок из его воспоминаний: «В семь часов жена и дети совершали вечерние молитвы и снова продолжали свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын садился за фортепиано и, если кто-то из сестер просил, играл вальс, и девочки радостно кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне, чтобы погреть паром мою больную ногу или выполнить другие предписанные врачом процедуры. Одна из старших дочерей затем приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и семь моих дочерей собирались вокруг. Жена целовала меня, остальные целовали мне руку и желали спокойной ночи. Как легко, радостно пролетали эти вечера!».

Королевская академия музыки в 1790 году https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/1/16/Porte_Saint-Martin_XVIII. jpg? uselang=ru

Антонио Сальери пал жертвой «желтой» прессы

Немаловажно, что на музыкальной арене Вены Сальери никогда не терпел поражение от Моцарта, а вот Моцарт довольно часто проигрывал подобные поединки. Так, своеобразный поединок между Сальери и Моцартом состоялся 7 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце, где в один вечер были представлены их небольшие комические музыкальные произведения. В итоге Сальери одержал безоговорочную победу над соперником, и рассудили композиторов вовсе не интриги, а искушенная венская публика. Нечто подобное происходило между ними и ранее, и опять победителем выходил Сальери: постановка его оперы «Пещера Трофонио» заставила отложить премьеру оперы Моцарта «Волшебная флейта».

Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века https://upload. wikimedia. org/wikipedia/commons/f/fa/Mozart_and_constanze. png? uselang=ru

Но Антонио Сальери был прославлен как «покровитель посредственных», а на самом деле был первой жертвой сенсаций первых полос, которому суждено стать золотым правилом современной журналистики. Но в Милане прошел судебный процесс, где слушание началось с определенных фактов: молодой Моцарт умирает в 1791 году, Медицинская справка, которая отвергает это дело как «острую желчную лихорадку». Затем первые документы обвинения: подозрения вдовы Констанции, ее рассказ о страхах Вольфганга («он сказал, что они хотели отравить его…»), сын Карл Томас, который описывает этот странный «раздутый» труп, как «отравленный ртутью».

«Жаль, — возразил профессор Рудольф Ангермюллер, президент Фонда Моцарта в Зальцбурге, — что у Сальери не было причин завидовать Моцарту: во всей Европе в то время он имел успех, равный или превосходящий его. И что Сальери приходится опровергать слухи: „Все я могу принять, но не то, чтобы сказать, что я убил Моцарта«. А вместо этих слов Венский журналист пишет: „Можно поспорить 100 к одному, что признание Сальери правдиво“. В 1831 году, с Пушкиным, „дело Сальери» входит в литературную традицию и остается запутанным: законы о клевете в то время были еще довольно несовершенны».

Интересно? Еще можно почитать

1) Качественная газета, как правило, и оперативнее, и умнее бульварной, но она даёт информацию и мнения, которые людям нужны, но могут не нравиться. А бульварная пресса руководствуется не пользой, а интересностью. Потому и тираж у качественных масс-медиа всегда меньше, чем у бульварных.

Этот и еще 39 материалов VIKENT.RU по теме СМИ

2) Видео: творческая деятельность: искажение реальности и честность

3) Видео: развитие личности и качества творческой личности

4) Бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 286 по вопросам развития личности, креатива и Творчества пройдет 21 августа 2022 года (воскресенье) в 19:59 (по мск).

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда