{"id":13660,"url":"\/distributions\/13660\/click?bit=1&hash=829c3f4bd5611858ea9456b55832e0254413f056f0bd8b6fa3b9fccae541092c","title":"\u041b\u0438\u0434\u0435\u0440\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0431\u044b\u0442\u044c \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438 \u0432 \u043a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c \u0433\u0434\u0435","imageUuid":"b21a2e96-c2cd-51bd-a6d9-39deeed48e3c","isPaidAndBannersEnabled":false}
VIKENT.RU

Достоевская Анна — жена, издатель и библиограф

Достоевская Анна Григорьевна, в девичестве Сниткина, родилась в 1846 году в Санкт-Петербурге. Она была второй женой Федора Достоевского, а также его стенографисткой, издательницей, публикатором творческого наследия мужа, библиографом, автором ценных воспоминаний и одной из первых в России филателисток.

Портрет Сниткиной-Достоевской Анны Григорьевны (1846-1918), фото отредактировано Сдобниковым А. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Dostoevskaya.jpg

Отец Анны, Григорий Иванович Сниткин, был мелким лавочником. Произведениями Достоевского она зачитывалась с детства. Окончив стенографические курсы, в 1866-67 годах участвовала в подготовке романа Достоевского «Игрок» к печати.

До этого он всегда записывал свои произведения самостоятельно. Но чтобы закончить книгу в срок, ему пришлось прибегнуть к услугам стенографистки. Ее работа очень понравилась Федору Михайловичу. В феврале 1867-го они поженились, а через два месяца отправились за границу, где прожили больше четырех лет.

Анна Григорьевна внесла порядок и стабильность в жизнь Федора Михайловича, она вела дела с издателями, типографиями, а также издавала его сочинения самостоятельно. В 1875 году был рожден четвертый ребенок, это был сын Алексей, который в 1878 году ушел из жизни. Свой последний роман, которым были «Братья Карамазовы», написанные в период с 1879-го по 1980 год, прозаик посвятил Анне Григорьевне.

Некоторые факты биографии

Анна Григорьевнав своих дневниках писала о том, что для нее всегда было загадкой то обстоятельство, что ее добрый муж не просто любил ее и уважал, как многие другие мужья любят и уважают собственных жен, он почти что преклонялся перед нею. Как будто бы она была каким-то особенным существом, которое создано именно для него.

https://fb.ru/media/i/8/9/8/4/6/4/i/898464.jpg?1560006008

Супруга писателя считала, что на самом деле она не отличалась красотой, у нее не было ни талантов, ни особенного умственного развития, а образование было среднее. И несмотря на это, от такого умного, талантливого человека она заслужила глубокое почитание, похожее на поклонение.

Когда в 1881-м Достоевскийскончался, его вдове было 35 лет. Больше она замуж не вышла. После кончины писателя она стала собирать его рукописи, документы, письма, личные вещи, книги, фотографии и мебель. В 1889-м в историческом музее Москвы было открыто хранилище под названием «Музей памяти Достоевского», в котором было размещено более тысячи экспонатов.

В 1906 году Анной Григорьевной был создан и издан биографический указатель, относящийся к сочинениям и произведениям искусства, связанным с жизнью и деятельностью Достоевского, а также каталог музея памяти писателя в московском историческом музее. Две ее книги, опубликованные в 1923 и в 1925 гг. соответственно, представляют собой важнейшие источники для изучения биографии великого писателя. Речь идет о «Дневнике А. Г. Достоевской 1867 года» и «Воспоминаниях А. Г. Достоевской».

Начало блистательной издательской деятельности

Достоевская Анна Григорьевнастала первой в России стала женщиной-издателем и распространителем книг. Естественно, книг мужа, Ф. М. Достоевского.

https://fb.ru/media/i/8/9/8/4/6/0/i/898460.jpg

«Одною из наших надежд на поправление денежных обстоятельств (пожалуй, главною),— вспоминала она,— была возможность продать право издания отдельной книгой романа „Идиот«, а затем романа „Бесы“. Живя за границей, трудно было устроить такую продажу; не легче стало и тогда, когда мы вернулись в Россию и получили возможность лично сговариваться с издателями. К кому из них мы ни обращались, нам предлагали очень невыгодную цену, так, за право издания отдельной книгой романа „Вечный муж“ (в 2000 экземпляров) книгопродавец А. Ф. Базунов уплатил нам сто пятьдесят рублей, за право издать роман „Бесы» предлагали всего пятьсот рублей, да еще с уплатою по частям в течение двух лет».

На такие рабские условия известный писатель и не менее известный должник согласиться не мог. А его жена нашла выход из ситуации: «Федор Михайлович еще в юности мечтал о том, чтобы самому издавать свои произведения, и писал об этом брату, говорил мне об этом и живя за границей. Меня тоже очень заинтересовала эта идея, и я мало-помалу старалась узнать все условия издательства и распространения книг. Заказывая визитные карточки для мужа, я разговорилась с владельцем типографии и спросила, на каких условиях издаются книги. Он объяснил, что большая часть книг издается на наличные, но что если у автора имеется значительное литературное имя и книги его раскупаются, то каждая типография с охотою даст полугодовой кредит с тем, что если через полгода деньги не будут уплачены, то на неуплаченную сумму будет взиматься известный процент. На таких же условиях кредита можно получить и бумагу для издания. Он же мне сообщил и приблизительную стоимость предполагаемого мною издания, то есть стоимость бумаги, типографской и брошюровочной работ. Согласно его расчету, издание романа „Бесы“в количестве 3500 экз. могло обойтись около четырех тысяч рублей. Назначить за три тома, напечатанных крупным, изящным шрифтом на белой атласистой бумаге, типографщик советовал не менее трех рублей пятидесяти копеек. Из общей суммы 12 250 руб., вырученной за все экземпляры, следовало уступить в пользу книгопродавцов около тридцати процентов, но и в этом случае, считая прочие расходы, при успешной продаже романа, в нашу пользу очищалась значительная сумма».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/43/A._Dostoyevskaya_in_the_1880s.jpg

А. Г. Достоевская провела самое настоящее исследование рынка: «Желая издать роман „Бесы“, я пыталась спрашивать в книжных магазинах, какую они имеют уступку, но получала неопределенные ответы: что уступка зависит от книги, уступают сорок-пятьдесят процентов и даже больше. Как-то раз, покупая для мужа книгу ценою в три рубля, я, для проверки, попросила уступить ее за два под предлогом, что они сами получают пятьдесят процентов, и, следовательно, книга им стоит полтора. Приказчик был возмущен моим предложением и объявил, что сами они получают двадцать, двадцать пять и на немногие книги тридцать процентов, да еще при условии, если купят большое количество. Из подобных расспросов для меня выяснилось, какой процент и при каком количестве экземпляров следует уступать книгопродавцам».

Жена писателя привезла изданные экземпляры романа домой и упорно торговалась с каждым покупателем, являвшимся к ним после публикации объявления. Дело оказалось не слишком приятным, но, натолкнувшись на ее твердость, даже самые пройдошливые книготорговцы начали платить Достоевским наличными. А общий итог оказался более чем благоприятным:

«Наша издательская деятельность началась блистательно, и три тысячи экземпляров были распроданы до окончания года. Продажа остальных пятисот экземпляров затянулась на дальнейшие два-три года. В результате, за вычетом книгопродавческой уступки и за уплатою всех расходов, очистилось в нашу пользу более четырех тысяч, что и дало нам возможность уплатить некоторые тревожившие нас долги».

Интересно? Еще можно почитать

1) «Действительно, мы с мужем представляли собой людей „совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений«, но „всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой. Фёдор Михайлович, так много и одиноко мысливший о глубоких вопросах человеческой души, вероятно, ценил это моё невмешательство в его душевную и умственную жизнь, а потому иногда говорил мне: „Ты единственная из женщин, которая поняла меня!“»...

Этотеще 31 материал VIKENT.RU по теме Творческий дуэт, трио

2) Видео: великие женщины — творческий ПУТЬ

3) Вечером в воскресенье 11 сентября 2022 года в 19:59 по московскому времени — пройдёт онлайн-лекция VIKENT.RU № 288: типовые ошибки произведений / контента и ИХ влияние на развитие личности (часть I)

Подробности, Ваши новые вопросы и свободная online-регистрация Новичков на онлайн-курс VIKENT.RU: https://vikent. ru/w0/

Источники

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null