{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Зиновий Гердт — для большого актера нет маленьких ролей

21 сентября 1916 г родился Зиновий Гердт (при рождении Залман Афроимович Храпинович, в театральном фольклоре известен под уменьшительным именем Зяма), советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР. Он был младшим (четвёртым) ребёнком в семье. В тринадцатилетнем возрасте опубликовал в детской газете на идише стихи о коллективизации.

Артист с одним из своих кукольных героев https://web.archive.org/web/20160304203039im_/http://jsulib.ru/Lib/Articles/002/361/index.files/image013.jpg

В Себеже его детства не было театра. Не приезжали сюда даже бродячие труппы, и мальчик не мог и подумать о том, чтобы стать артистом. В детстве самым привлекательным занятием ему казалась работа перевозчика на лодке. Вот как он вспоминает об этом: «В Себеже — озера, волны, в лодке дети сидят, и тебя переполняет чувство долга, ответственности. И отвага, и романтика, и должность очень человеческая. Мне казалось, вот это и есть самое настоящее, жизненное».

Зяма говорил родителям о своей мечте, а они отвечали: «Для этого надо очень стараться». Или: «Это не так просто, не каждого в перевозчики возьмут — надо хорошо есть, вести себя хорошо...» Как и многие детские мечты, эта прожила недолго. Гердт вспоминал: «Потом все определилось иначе — захотел стать слесарем, что и исполнил. Я и сейчас никакую железку не могу выбросить — инструментальный шкаф полон каких-то совершенно ненужных вещей».

В 1932 году переехал к брату в Москву. В этом же году поступил в фабрично-заводское училище Московского электрозавода имени В. Куйбышева.

В училище познакомился и подружился с Исаем Кузнецовым, в будущем — писателем и сценаристом, вместе с ним начал играть в театре рабочей молодёжи (ТРАМ) электриков, организованном В. Плучеком. В 1934 году, окончив ФЗУ, пришёл работать на Метрострой электромонтажником, продолжая играть в театре. В 1935 году был переведён в профессиональный состав театра. В 1936–1937 годах играл также в Театре кукол при Московском Дворце пионеров.

Гердт с Сергеем Образцовым https://web.archive.org/web/20160304203039im_/http://jsulib.ru/Lib/Articles/002/361/index.files/image014.jpg

В 1945–1982 годах — актёр Центрального театра кукол под руководством С. В. Образцова. Гастролировал с театром в Японии, США и других странах, причём конферанс в кукольном спектакле «Необыкновенный концерт» вёл на языке страны, в которой проходили гастроли. В итоге Гердт сыграл в этом представлении роль конферансье Эдуарда Апломбова пять с половиной тысяч раз на 24 языках мира.

В кинематограф вошёл как актёр дубляжа, долгое время оставаясь за кадром. В дальнейшем много снимался в кино, в основном, в эпизодических ролях.

Актер на хромые роли...

После ранения в 1943 году под Харьковым одна его нога стала короче другой на восемь сантиметров — какие уж тут танцы! Хромота сделалась частью имиджа артиста. Без нее Гердт уже вроде бы и не Гердт.

Позже он вспоминал: «После ранения я был нехорошо разбит, лежал в госпитале в Новосибирске и понимал, что с театром покончено. Одиннадцать операций. И хромота на всю жизнь. Сначала для меня это было страшной трагедией. Мне казалось, что актер не может быть хромым, а я не мог жить без театра. Но я как-то увидел выступление перед ранеными кукольной труппы Образцова. Причем обратил внимание не столько на кукол, сколько на ширму, за которой не видно, как ходит актер... Я в лучшем случае актер на хромые роли, но я зол, зубаст и черств. Думаю, что эти мои новые качества мне пригодятся. Как только повеснеет — уйду из больницы и буду драться!»

Гердт в конце 1940-х годов https://web.archive.org/web/20160304203039im_/http://jsulib.ru/Lib/Articles/002/361/index.files/image011.jpg

Вскоре после окончания войны, еще на костылях, Зиновий Ефимович пришел к Сергею Владимировичу на собеседование. Образцов попросил его что-нибудь почитать наизусть, и Гердт задумался, с чего бы начать. «Вы же что-то учили, готовились к сегодняшнему просмотру?» — спросил его Образцов, еще не знавший, что Зиновий Ефимович помнил наизусть несметное количество стихотворений. Гердт очень долго читал стихи, решил, что будет читать, пока не остановят, а его все просили: «Читай, читай...» Он, казалось, сам уже забыл, что безостановочно декламирует... Однажды из беседы с сыном Гердта я услышал от Всеволода Зиновьевича такую фразу: «Отец знал наизусть колоссальное количество стихов, как компьютер: раз и пошло!»

Уметь любить чужой талант — это тоже талант

Однажды я услышал от Зиновия Ефимовича, что подлости нельзя делить на большие и маленькие, тайные, надеясь на то, что о последних никто никогда не узнает: «Ведь есть реле, которое срабатывает: „Не надо!“ Ничего хитрого и мудреного в этом механизме нет. Просто щелчок: „Не надо!“». В этом безошибочном нравственном чутье, глубинном неприятии всего подлого и пошлого — весь Зиновий Гердт.

Сцена из телеспектакля «Костюмер». Партнер Гердта – Всеволод Якут https://web.archive.org/web/20160304203039im_/http://jsulib.ru/Lib/Articles/002/361/index.files/image026.jpg

Свято исполняя собственный завет — «не подличать, не предаваться честолюбию», — Гердт часто испытывал недовольство собой: «Ложусь с этой мыслью и просыпаюсь с ней же: не состоялся. Если бы кто-нибудь знал мои страдания!» Действительно, среди десятков ролей Гердта в театре и кино не было ни одной главной. Но даже в самой маленькой роли Зиновий Ефимович говорил зрителям очень много, блестяще подтверждая тем самым афоризм Шиллера: «Для большого актера нет маленьких ролей». Но прежде всего он состоялся в главной роли — роли человека, светлую память о котором сохранили не только его друзья, но и миллионы тех, кто видел его только на сцене или на экране.

Он вообще очень радовался, если рядом с ним оказывались профессионалы. Однажды он сказал: «Уметь любить чужой талант — это тоже талант». И еще: «Знаешь, что раздражает? Так как я стар, люди меня внимательно слушают, потому что считают очень умным. А на самом деле это не так. Посмотри на меня и крепко запомни: умные люди выглядят как раз наоборот».

Интересно? Еще можно почитать

1) «...трудности — тоже благо. Ты их только к характеру приспособь. Они пробуждают в человеке упорство. Вот тебе голод, бомбёжка... а я работаю. Что ж я, должен смерти от фашистской бомбы ждать?! Нет! У меня работа, редактор, сроки!.. Мне надо с греческого переводить...

Как многим из нас, выросшим в более ласковые времена, не хватает этой творческой напористости, жизненной отваги».

Этоти еще 84 материала VIKENT.RU по теме Умение «держать удар»

2) Видео: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

3) МАСТЕРСТВО: ИЗУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТЕЙ...

Источники

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда