{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Войнович: «каждый писатель — инакомыслящий»

Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 года в Сталинабаде (ныне Душанбе, Таджикистан). Отец был журналистом, поэтом и переводчиком, мать — учительница. В 1936 г. отец В. Войновича был репрессирован. В 1941 г. отец был освобождён, и семья переехала в Запорожье. Затем война и эвакуация.

https://obshe.net/upload/000/u11/c0/50/31825bdb.jpg

Детство мальчика трудно назвать безоблачным и легким. Семья часто меняла место жительства. Владимир Николаевич так и не смог получить полноценного образования, посещая школу, время от времени. С 11 лет начал работать — пастухом, столяром, слесарем. В 1951-55 гг. служил в армии в ВВС, где и начал писать.

«Я жил в общежитии. У нас между двумя комнатами был предбанничек, в котором хранились рабочие робы, обувь, валенки. У меня была большая амбарная книга и детский стульчик. Я садился на этот стульчик, ставил перед собой валенок, клал на валенок амбарную книгу и писал. Двери открывались со стороны правого уха, открывались со стороны левого уха, хлопали, а я сидел и писал. Там я начал писать первые главы «Чонкина».

В 1961 году в журнале «Новый мир» вышла его первая повесть «Мы здесь живем». Затем в печати появились повести «Хочу быть честным» (1963), «Два товарища» (1967), «Владычица» (1972), «Степень доверия. Повесть о Вере Фигнер» (1972), а также рассказы.

В 1963 году Войнович начал писать сатирический роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» — пародию на массовую литературу о военных подвигах и героизме. Еще в 1967-м пытался напечатать свой роман в «Новом мире», однако главред журнала Александр Твардовский отказался его печатать.

«Он, кстати, утверждал, что опубликовать можно все (тогда, в советское время!) — лишь бы это художественно было, а тут вдруг понял, что нельзя, и говорить стал, что это нехудожественно», — вспоминал о встрече с Твардовским Войнович.

https://obshe.net/upload/000/u11/e4/ef/601e6e64.jpg

Диссидентская деятельность Войновича и зарубежная публикация произведения повлекли за собой давление на него со стороны Союза писателей СССР и органов государственной безопасности.

Чтобы ослабить идеологический нажим, а также поправить финансовое положение, писатель согласился стать автором книги из серии «Пламенные революционеры», выпускавшейся Издательством политической литературы ЦК КПСС.

Войнович замысле «Ивана Чонкина»

«Я в Польше служил и однажды на краю плаца стоял, где строевой подготовкой мы занимались, и смотрю: по этому плацу лошадь идет, телегу — платформу такую, на дутых немецких колесах, — тащит, а на платформе той никого нет. Что такое? Гляжу, а внизу солдат: ногой за вожжу зацепился, лошадь его тащит, и никаких признаков сопротивления он не проявляет. Я так удивился! Не помню, как он из этой ситуации освободился, но на другой день я его опять увидел — он уже на телеге был, лошадь эту погонял, она бежала, голова у него маленькая была, но пилотка еще меньше, из-под нее какой-то бинт смешной, после вчерашнего ранения, разматывался... Рядом стоявшего товарища своего я спросил: „Кто это?“, и услышал: „А ты что, разве не знаешь? Это же Чонкин!“ — и вот этот образ я вспомнил...

Знаком с этим Чонкиным я не был — помнил только, что в части притчей во языцех он был. Наш майор Догадкин тоже интересная личность, когда на меня сердился, грозил: „Я тебя на конюшню отправлю — вместо Чонкина!“ И вот когда все это вспомнил, понял, что образ готов и можно писать».

https://obshe.net/upload/000/u11/75/db/3e0c9370.jpg

Абсурдность сюжета лежит в основе самой жизни

По мнению Войновича, «каждый писатель — инакомыслящий. Если он мыслит, как все, то тогда какой в нем интерес?», но политическим диссидентом он себя не считает: государство и гражданин, убежден Войнович, должны быть взаимно лояльны по отношению друг к другу.

Абсурдность действий, которые движут сюжет в каждом сатирическом произведении Войновича, лежит в основании самой жизни. Смирный и доверчивый Ваня Чонкин попадает в нелепые ситуации не по глупости, а лишь потому, что не воспринимает принятые в обществе правила игры. Его реакция на все, с чем он встречается, естественна, человечна, благодаря этому обнажается подлинный — уродливый! — смысл многого из того, с чем приходится ему сталкиваться. С тем, что сам Войнович назвал «идиотизмом жизни», в которой жестоко извращены понятия достоинства, чести, долга, любви к отечеству. Облик и судьба Чонкина восходят к сказочному образу Ивана-дурака.

https://obshe.net/upload/000/u11/e3/a2/5929ab92.jpg

Сюжеты своих сатирических произведений Войнович не выдумывает — они в изобилии порождаются самой действительностью. Так появилась «Иванькиада» (1976), в центре которой — тяжба за освободившуюся в писательском кооперативном доме квартиру, которую хочет прибрать к рукам некий Иванько, причисляющий себя к членам творческого союза, но подвизающийся не в литературе, а на ниве КГБ. Так появилась «Шапка» — повесть о том, какие муки может испытывать советский писатель оттого, что в ателье писательского союза ему должны пошить шапку, но лишь из меха кошки, что свидетельствует о его — в глазах руководства — третьеразрядности.

Так появилась книга художественной публицистики «Антисоветский Советский Союз» (1985): многое из того, с чем жившие в Стране Советов свыклись, предстает здесь в неожиданном ракурсе, обнаруживая свою в самом деле совсем не советскую сущность.

Интересно? Еще можно почитать

1) «Окуджава во многих интервью говорил о том, что фольклор — лучший учитель; в нём сохранялось только то, что прошло проверку и обкатку. Корпус авторских песен такую проверку прошёл — многие отличные песни Окуджавы остались достоянием немногих любителей, широко поётся примерно треть его наследия (у Высоцкого — не больше четверти, у других этот процент значительно меньше); но и со всеми этими поправками барды совокупными усилиями написали несколько сотен подлинно народных произведений, которые и стали настоящим русским фольклором второй половины XX века»...

Этот и еще 104 материала VIKENT.RU по теме Появление нового жанра

2) Видео: ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / КОНТЕНТА и их ВЛИЯНИЕ на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (часть I)

3) ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ВЫБОРА ТЕМ / КОНТЕНТА и их ВЛИЯНИЕ на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (часть II)

Источники

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null