{"id":13754,"url":"\/distributions\/13754\/click?bit=1&hash=45df24e35b9b6bb5f92ebc2bb2fa29f4eca481cf0ea0a460238620e2f8b1f176","title":"\u0421\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0441 \u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u043e\u043c \u0444\u043e\u0440\u043c\u044b \u0440\u0435\u0433\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"8933abea-af83-5427-9245-220aa01c8f3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Подход Джона Дьюи к теории познания

Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года. Во время учебы в Университете Вермонта Дьюи познакомился с эволюционной теорией благодаря преподаванию Г.Х. Перкинса и урокам элементарной физиологии, тексту Т.Х. Хаксли, известный английский эволюционист. Теория естественного отбора продолжала оказывать влияние на мысль Дьюи на протяжении всей жизни, указывая на бесплодность статичных моделей природы и важность сосредоточения внимания на взаимодействии между человеческим организмом и окружающей средой при рассмотрении вопросов психологии и теории познания.

1 Джон Дьюи https://en.wikipedia.org/wiki/File:John_Dewey,_sem_data.tif#/media/File:John_Dewey,_sem_data.tif

В Университете Джона Хопкинса Дьюи попал под опеку двух сильных и привлекательных интеллектуалов, которые оказали на него длительное влияние. Джордж Сильвестр Моррис, получивший образование в Германии философ-гегельянец, познакомил Дьюи с органической моделью природы, характерной для немецкого идеализма. Г. Стэнли Холл, один из самых выдающихся американских психологов-экспериментаторов того времени, дал Дьюи представление о силе научной методологии применительно к гуманитарным наукам. Слияние этих точек зрения продвинуло раннюю мысль Дьюи и установило общий характер его идей на протяжении всей его философской карьеры.

На изменение взглядов Дьюи повлиял ряд факторов. Во-первых, гегелевский идеализм не способствовал принятию методологий и результатов экспериментальной науки, которые он принимал и которыми восхищался. [...] Во-вторых, теория естественного отбора Дарвина предложила более конкретную форму для натуралистического подхода к теории познания. Теория Дарвина отказалась от сверхъестественных объяснений происхождения видов, объяснив морфологию живых организмов как продукт естественного, временного процесса адаптации линий организмов к их среде, в значительной степени определяющей организмами, которые их населяли. Ключом к натуралистическому описанию видов было рассмотрение сложных взаимосвязей между организмами и окружающей средой.

Аналогичным образом Дьюи пришел к убеждению, что продуктивный, натуралистический подход к теории познания должен начинаться с рассмотрения развития знаний как адаптивной реакции человека на окружающие условия, направленной на активную реструктуризацию этих условий. [2]

2 John Dewey at the University of Chicago in 1902 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/91/John_Dewey_in_1902.jpg

Необходимость определения терминов

Первое значительное применение Дьюи этого нового натуралистического понимания было предложено в его основополагающей статье «Концепция рефлекторной дуги в психологии» (1896). В этой статье Дьюи утверждал, что доминирующая концепция рефлекторной дуги в психологии его времени, которая, как считалось, начиналась с пассивной стимуляции организма, вызывая сознательный акт осознания, приводящий к ответу, была продолжением старого и блуждающего разума-теладуализм.

Дьюи отстаивал альтернативную точку зрения: организм взаимодействует с миром посредством самостоятельной деятельности, которая координирует и объединяет сенсорные и моторные реакции. Вывод для теории познания был ясен: мир не воспринимается пассивно и, следовательно, не познается; активное манипулирование окружающей средой неотъемлемо включено в процесс обучения с самого начала.

Дьюи был чувствителен и отзывчив к критике, выдвинутой против его взглядов. Он часто приписывал их неправильным толкованиям, основанным на традиционных философских коннотациях его терминологии. Это была явно справедливая оценка в отношении некоторых его критиков. Например, Дьюи использовал термин «опыт», встречающийся во всех его философских трудах, для обозначения широкого контекста взаимоотношений человеческого организма с окружающей средой, а не только области человеческой мысли в понимании некоторых из его критиков.

3 Джон Дьюи https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/John_Dewey_cph.3a51565.jpg

Забота Дьюи о ясности выражения побудила его в более поздних работах пересмотреть свою терминологию. Так, например, позже он заменил «транзакцию» на свое более раннее «взаимодействие» для обозначения взаимосвязи между организмом и окружающей средой, поскольку первое лучше предполагало динамическую взаимозависимость между ними, а в новом введении в «Опыт и природа», которое никогда не публиковалось при его жизни, он предложил термин «культура» как альтернатива «опыту». В конце своей карьеры он предпринял попытку более радикального пересмотра философской терминологии в Знание и известное, написанное в соавторстве с Артуром Ф. Бентли. [3]

Прогрессивная педагогика Дьюи

Гарриет была не только супругой, но и лучшей коллегой Дьюи. Еще начиная работать в Мичиганском университете, Джон задумывался над прогрессивной реформой образования: он хотел сделать так, чтобы дети учились не по книжкам, а через действие. Университеты, в которых преподавал Дьюи, менялись, но его желание поменять сам институт школы оставалось. [4]

В начале двадцатого века начальная и средняя школа в США, как и в других развитых странах, столкнулась с массой проблем, поскольку она перестала соответствовать потребностям изменившегося общества. Во многом американская и европейская школа того времени напоминали привычную нам «советскую» школу, традиции которой живы и в нынешней России. Большая часть учебного времени уходила на чтение, письмо, счёт и теоретическое освоение основ различных наук; школа была оторвана от жизни, она не учитывала реальных способностей, склонностей и интересов учащихся, их достижений за пределами школьной жизни. Чтобы окончательно не оторваться от реальности, школа должна была как можно скорее реформироваться, и это понимал не только Дьюи.

Дьюи считал, что школа должна пробуждать и развивать у детей интерес, инициативу, активность, стремление к самостоятельности и самоконтролю, способность дружно работать в коллективе, ясное понимание строения жизни и общества. Кроме того, больше внимания следует уделять именно обучению практическим навыкам, а не нудному заучиванию теории и системы готовых знаний, которые могут и не пригодиться в дальнейшей жизни.

4 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/The_School_and_Society_-_Cover.jpg

В числе прочего Дьюи вдохновлялся опытом советской школы 1920-х годов. Его привлекали сближение обучения с жизнью, политехнизм, полноценное энциклопедическое образование. Дьюи посетил Советский Союз в 1928 году. В то время его собственные идеи также были внедрены в советскую начальную и частично среднюю школу. В либеральные двадцатые годы советское школьное образование (и не только оно) во многом двигалось в правильном направлении.

Концепция педагогики Джона Дьюи в США была принята чуть ли не официально. Она оказала влияние и на систему образования других развитых стран.[5]

Интересно? Еще можно почитать

1) «После педагогического маразма XX века ни у кого уже не остаётся сомнений, в чём цель воспитания детей и как её достичь. Цель едина — тренировкой воспитать в Человеке способность отказываться от инстинктивных „хочу“ в пользу Человеческого „надо“ без больших усилий над собой. О том, успешно идет воспитание или нет, судят по тому, насколько ребёнок послушен родителям и старшим или, говоря по-другому, насколько Человеческим является его поведение и насколько легко он отказывается от поведения животного»...

Этот и еще 51 материал VIKENT.RU по теме Творческое развитие детей

2) Видео: КАК СОЗДАТЬ СВОЙ ОНЛАЙН-КУРС (не убогий): 13 типичных ошибок дистанционного образования...

3) Видео: МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ от 300 ЭВРИСТИК по И.Л. Викентьеву

Источники

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null