{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Неожиданные «результаты» форсайта

Получилось так, что я стала невольным свидетелем результатов проведения форсайт-сессии «Добыча 2122» для студентов-нефтяников некого профильного университета — это были оставшиеся рисунки на флипчарте. Меня «поразил» достигнутый форсайтом результат. При этом администраторы зала не без гордости поделились, что умные ребята отправились на добычу полезных ископаемых в космос, за пределы Солнечной системы. Как вам такое будущее: наноробот, доставленный на вновь открытую экзопланету с помощью энергии «темной материи», осуществляет добычу нефти? И это не бред ребёнка, насмотревшегося телевизора.

Что же это за метод форсайт, позволяющий получать такие экзотические прогнозы? Фактически разработка форсайт-технологии (как метода прогнозирования и построения будущего) началась в 1950-х гг. в крупнейшей в мире американской «фабрике мысли» «RAND Corporation», затем форсайты появляются в Японии и в ЕС. Но именно термин «форсайт» начал широко использоваться лишь с начала 1990-х гг. к достаточно широкой группе методов прогнозирования будущего. При этом набор инструментов и по странам, и по исследовательским группам, имел множество отличий.

Но, с большой долей вероятности, студенты-нефтяники «форсайтили» по вновь разработанной в 2010-х гг. нашими российскими «доморощенными экспертами» методике Rapid Foresight (быстрый форсайт). По ссылке можно ознакомиться с брошюрой, где описываются отличия этого метода от «классического» форсайта. Возможно, я не настолько компетентна в этом вопросе, мне отличий найти не удалось. А благодаря откровенности одного из разработчиков метода, из брошюры можно узнать историю создания быстрого форсайта:

«Сегодня даже сложно представить, но мое обучение состояло из 15-минутного объяснения Дениса Коричина, что и как необходимо делать, и я пошел „к стенке“ вторым номером с Тимуром Гафитуллиным, а на следующий день уже вел группу. Тогда мы очень многого не знали о Rapid Foresight. Не было ни чеканных формул, ни способа выявления проекта развития, ни требований к сборке, ни десятков приемов работы с группой... Все делалось наживую, в ходе сессии, здесь и сейчас. Каждая сессия продвигала нас вперед к пониманию того, чем же мы все-таки занимаемся и как работать с будущим [...]

Первую методичку я увидел только через полгода, в ходе Форсайт-флота 2013. Но реальная потребность в письменном тексте появилась намного позже — задача массовой трансляции знания и методической поддержки практики большого числа людей встала перед нами на форсайт-школе 2015 г», Алексей Яцына, партнер «Конструкторы сообществ практики».

https://i.ytimg.com/vi/1lVyiqu5dIg/maxresdefault.jpg

Согласитесь, достаточно сложно поверить, что просто так, с наскока, в общении с группой, может получиться качественная инструментальная методика (и вообще — как можно обучать людей без подготовленного материала?!). Но если не верить, а проверить Rapid Foresight «Методикой оценки методик» И.Л.Викентьева, то доказательств того, что это явление можно называть методикой нет.

Совершенно не понятно, почему многие десятилетия от молодёжи, студентов, тем более будущих инженеров, скрываются доступные каждому разработки Г.С. Альтшуллера. Данную ребятам задачу — спрогнозировать будущее добывающей промышленности через 100 лет — можно было решить десятками инструментальных методов или рассмотреть с позиции законов развития систем, разработанными Генрихом Сауловичем.

Например: использование S-образных кривых при прогнозировании развития технических систем, либо решение обратных задач (т.е. не добыть/извлечь полезные ископаемые, а закачать/привнести), либо использование закономерности того, что процессы, которые считались природными, постепенно заменяются управляемыми человеком.

Последний принцип Г.С.Альтшуллер как раз пояснял примером о создании (закладывании) полезных ископаемых, что более реально, чем изобретение использования темной материи/ нанороботов в пути до экзопланеты:

«Сейчас идеалом представляется сохранение оставшихся ресурсов (рационально использовать имеющиеся природные ресурсы). Можно представить новую прикладную науку будущего (не имеющую пока названия) — о „посеве“ малоценных сейчас веществ, из которых через тысячи лет „вырастут“ ценные полезные ископаемые. Сегодняшняя философия экологии придерживается в лучшем случае принципа „сохранить в ближайшем будущем“. Принципиально новый подход: посеять „зерна“, которые прорастут через 500 или 1000 лет. Например, бурят скважины и закачивают в подходящий пласт вещества, которые через сотни лет под действием времени, температуры, давления превратятся в ценнейший продукт». Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 460 — 461. Источник — портал VIKENT.RU

Тема качества образования, выращивание новой научной элиты (взамен уехавшей) в нашей стране становится предельно востребованной, обществу нужны конкретные результаты. Почему для этого тратятся деньги и ресурсы государства на неработающие псевдометодики, а не на печать трудов Г.С.Альтшуллера и распространение их бесплатно в каждом ВУЗе, Университете, предприятии — мне не известно.

Дополнительные материалы

1) «Большинство участников данного эксперимента принимали решение, основываясь на эмоциях. И это притом, что все они разбирались в законах вероятности лучше обывателей с улицы. При принятии решений выбор людей не всегда продиктован трезвым рассудком, но зачастую инстинктами, эмоциями или тем, что принято называть интуицией (выводами на недостаточных основаниях). Как правило, когда люди в жизни принимают интуитивные решения на недостаточных основаниях, то, если угадывают, — запоминают их и ставят себе в заслугу, а если ошибаются — валят на обстоятельства и забывают»...

2) Видео: Форсайт — методика или ... ?,

3) Видео: МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда