{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Жизнь как киносценарий монахини Марии

Ее жизнь до принятия монашества напоминала запутанный квест или пеструю мозаику в стиле модерн. Потомственная дворянка Елизавета, по второму мужу Скобцова, родилась в Риге, детство провела у Черного моря, где ее отец, Юрий Пиленко, унаследовав имение под Анапой, занялся промышленным виноделием, а в 1905 году, переехав с семьей в Крым, стал директором Никитского ботанического сада. Через год, увлекшись реформаторскими идеями Столыпина, он совсем было решил стать сотрудником Главного управления землеустройства и земледелия и перевезти семейство в Петербург, но внезапно умер от болезни почек.

1 https://konspekta.net/infopediasu/baza16/4498793111580.files/image017.jpg

Его вдова с детьми все-таки перебрались в столицу. Елизавета поступила на философское отделение историко-филологического факультета Высших Бестужевских курсов, познакомилась с Блоком, вышла замуж за завсегдатая столичных литературных салонов Дмитрия Кузьмина-Караваева и закрутилась в вихре богемной жизни. Круг ее общения — Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Волошин, Алексей Толстой, Вячеслав Иванов. Она и сама, как все вокруг, писала стихи и даже выпускала сборники.

А потом началась чехарда войн и революций, и Лиза из богемной дивы превратилась в пламенного борца за справедливость. Она успела развестись, уехать из Петербурга в Анапу, у нее уже была дочь, но это не помешало ей броситься в самую гущу политической борьбы: в марте 1917-го она вступила в партию эсеров. А в 1918 году даже ненадолго стала анапским городским головой, а потом — комиссаром по здравоохранению и народному образованию. Пыталась защищать людей от грабежей и террора, а культурные ценности от разграбления. За это комиссарство белые потом ее арестовали и чуть было не казнили — спасло заступничество Максимилиана Волошина, Алексея Толстого и Веры Инбер.

А потом Лиза вышла замуж за судью, который выносил ей приговор, и стала Скобцовой... В общем, не судьба, а настоящий киносценарий [...].

Однажды в небольшом шахтерском городке, выступая в рабочем бараке, Елизавета Юрьевна услышала от уставшего, раздраженного рабочего: «Лучше бы вы нам тут полы вымыли, чем доклады читать!» — и, не раздумывая, взяла тряпку и начала мыть пол. А закончив, спросила только: «Напомните, на чем мы с вами остановились?» Смущенные рабочие усадили ее за стол, принесли обед... И разговор пошел уже совсем в другом тоне: оказалось, один из шахтеров был на грани самоубийства. Елизавета отвезла его к знакомым, и он смог восстановить душевные силы и вернуться к жизни [...].

Где взять ориентир девушкам-подросткам?

И вот вопрос: что получается из невыносимых, скажем правду, девушек-подростков, полудетей, каких так много знал Серебряный век и его советский аналог — наши семидесятые и каких опять так много сейчас, когда человеку, по сути, негде взять ориентир, потому что все сгнило? Есть люди робкие, или конформные, или слишком хорошо воспитанные, которые не задают главных вопросов, по крайней мере громко, и ищут свои ответы тихо, потаенно, иногда с непоправимыми психическими деформациями: это путь общий, он кажется нам нормальным, потому что не причиняет окружающим особых беспокойств. Но есть люди, требующие от окружающих именно громкого ответа вслух, именно соответствия собственным декларациям, есть девочки, сбегающие из школ, приходящие домой к своим кумирам и заставляющие их отвечать прямо: как же, вы так пишете — и при этом так живете?

2 Лиза Пиленко в 1903 году https://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_(Скобцова)#/media/Файл:Лиза_Пиленко.jpg

Есть вечные странницы, которых не утоляют никакие странствия; ненасытные читательницы, кончающие тем, что отвергают любое чужое слово; они на первый взгляд неразборчивы в связях, но кажется так лишь потому, что они так же бескомпромиссно ищут либо свое, родное (и таков обычно их первый брак), либо нечто высшее и абсолютное (и таков обычно второй, кончающийся страшным признанием ошибки).

Почти каждому из нас встречалась такая девушка, почти каждому из нас она нравилась, все мы на них сердиты, потому что они напоминают нам о нашей конформности, непременно заставляя в конце концов спросить в ответ: а сама ты кто такая? В первой половине жизни им обычно еще нечего нам ответить. А во второй, когда им уже было бы что сказать, они, как правило, исчезают, мы их больше не видим. Они уходят на другой план жизни, и что с ними там происходит — может ответить только тот, кто за ними туда последует. Для остальных это абсолютная загадка.

Помните, была такая девушка Лиза Пиленко, откуда-то из Анапы, очень странная, всех дичилась, писала довольно плохие, хотя своеобразные стихи и все где-то бродила дни напролет? А помните, была такая Кузьмина-Караваева, в которую, кажется, то ли влюблен был Блок, то ли она влюблена была в Блока, он что-то ей посвятил, то ли «Она пришла с мороза», то ли «Когда вы стоите на моем пути», и тоже писала стихи, что-то обещавшие, не более?

А помните, такая Скобцова, которая — страшно сказать — была в Анапе городским головой (или городской головой — не знаю уж как сказать про женщину на таком мужском посту), потом с мужем, каким-то казачьим деятелем, бежала через Сербию в Париж, издала там две брошюры и пропала? Кстати, не слыхал ли кто, что случилось с эмигрантским прозаиком Юрием Даниловым: печатался в «Воле России» и «Современных записках», очень дельные повести о революции и статья «Последние римляне» с удивительно точными и как бы вневременными оценками — что с ним стало? Спился, вероятно, или вернулся и погиб, или оставил литературу, в общем, канул, как все они.

3 https://img.allzip.org/g/68/orig/22837035_30087.jpg

Ну, уж про мать Марию знают все. А что знают? Что за неделю до освобождения Равенсбрюка красными погибла в газовой камере, перешив номер с робы советской военнопленной и пойдя на смерть ради нее? Кстати, по последним разысканиям, и это скорей всего легенда. Но легенда говорит самую главную правду: о ком попало такой миф не сочинят. Все мы теперь знаем, что Мандельштам погиб в лагерном предбаннике 27 декабря 1938 года, и никто никогда не видел его во время войны в тайге, читающим уголовникам у костра Петрарку в подлиннике. Не было ни таких костров, ни таких уголовников. Но эта легенда — лучший памятник Мандельштаму, и легенда о матери Марии, перешивающей лагерный номер, чтобы умереть вместо тифозной молодой соотечественницы, — самое достоверное, что знаем мы о матери Марии, она же Пиленко, она же Скобцова, она же Кузьмина-Караваева, она же Юрий Данилов, она же — «такая живая, такая красивая, но такая измученная» [4].

Интересно? Еще можно почитать

1) «Ещё будучи довольно скороспелым молодым человеком, я живо осознал ничтожество тех надежд и стремлений, которые гонят сквозь жизнь большинство людей, не давая им отдыха. Скоро я увидел и жестокость этой гонки, которая, впрочем, в то время прикрывалась тщательнее, чем теперь, лицемерием и красивыми словами. Каждый был вынужден участвовать в этой гонке ради своего желудка. Участие это могло удовлетворить желудок, но никак не всего человека как мыслящего и чувствующего существа.

Выход отсюда указывался, прежде всего, религией, которая насаждается всем детям традиционной машиной воспитания. Таким путём я, хотя и был сыном совсем нерелигиозных (еврейских) родителей, пришёл к глубокой религиозности, которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась. Чтение научно-популярных книжек привело меня вскоре к убеждению, что в библейских рассказах многое не может быть верным. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с выводами, что молодёжь умышленно обманывается государством; это был потрясающий вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде. Этот скептицизм никогда меня уже не оставлял, хотя и потерял свою остроту впоследствии, когда я лучше разобрался в причинной связи явлений».

Этот и еще 30 материалов VIKENT.RU по теме Встреча иной среды, ниши, правил жизни...

2) Видео: КАК СОЗДАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ АТМОСФЕРУ в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ?

3) Начат приём Ваших вопросов на принципиально бесплатную онлайн-консультацию № 301 (#умные могут оценить номер...) на вечер воскресенья 22 января 2023 в 19:59 (мск) по более чем 400-м направлениям творческой деятельности

Задать Ваши вопросы свободно можно на странице портала: https://vikent.ru/w0/ И чем сложнее будут Ваши вопросы — тем лучше: они развивают всех.

Источники

1 Кузьмина-Караваева Елизавета Юрьевна на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2930/

2 Мать Мария (Скобцова): как богемная дива стала монахиней, в честь которой теперь названа улица в Париже https://foma.ru/mat-marija-skobcova-kak-bogemnaja-diva-stala-monahinej-v-chest-kotoroj-teper-nazvana-ulica-v-parizhe.html

3 Мать Мария* https://www.pravmir.ru/mat-mariya/

*Быков Д.Л. признан иноагентом

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда